Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»
материал (старшая группа)

Прима Ольга Юрьевна

тематическое родительское собрание 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект тематического родительского собрания в старшей группе

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей
дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»

Автор-составитель: Прима О.Ю. – воспитатель

Санкт-Петербург
2019 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО».

Форма проведения: собрание-практикум (Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.)

Участники: педагог и родители детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности родителей по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 
Познакомить родителей с основными факторами, влияющими на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Мотивировать развитие и совершенство коммуникативных умений посредством игровых заданий.

Предварительная работа: анкетирование родителей, обработка анкет.
Материал: дидактический материал на развитие речевого дыхания; карточки произносительных качеств речи, сторон речи, стрелки; картинки для игры «Чья песенка»; карточки для игры «Эхо»; карточки-чистоговорки для игры «Загадки-добавлялки»; карточки для игры «Слова-друзья»; распечатка стихотворения по частям для выразительного чтения; памятка несложных словесных игр дома; распечатка вопросов для рефлексии.

Ход мероприятия:

Организационный момент: встреча родителей, регистрация, рассаживание, самостоятельное знакомство с дидактическим материалом на развитие речевого дыхания.

  1. Вводная часть /погружение в тему/.

Проблемная ситуация: «Что означают буквы?» (на доске вертикально расположены три буквы: З, К, Р). Высказывания родителей.

Далее родителям предлагается соотнести произносительные качества с характеризующими их сторонами речи.

Произносительные качества характеризующие:

  • Звучащую речь / звукопроизношение, фонематический слух, дикция, артикуляция, сила голоса
  • Звуковую выразительность / интонация, темп, ритм, речевое дыхание, изменение тембра
  • Двигательные средства / мимика, жесты
  • Культура речевого общения / тональность, поза, двигательные навыки
  1. Основная часть.

2.1.

Итоги анкетирования и логопедического обследования логопедом ППМСц.

2.2.
Задача воспитания звуковой культуры речи имеет три составляющие:

  • Развитие правильного звукопроизношения
  • Развитие правильного словопроизношения
  • Освоение общеречевых навыков

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В старшей группе решение задач по развитию ЗКР продолжается в единстве с развитием языковой выразительности речи, а также тесно связано с обучением ребёнка грамоте, умением распознавать место звука в слове, давая им характеристику. Все эти умения необходимы детям для дальнейшего обучения их чтению.

2.3.

Игровые задания

Примечание: После каждой игры дать возможность участникам выделить произносительные качества для убеждения в том, что каждая игра включает в себя четыре качества произношения.

  • Игра «Чья песенка?»

Цель: Произношение изолированных звуков на слух.

Ход игры: Водящий произносит звук, а играющие называют что или кто это может быть.

  • Игра «Эхо»

Цель: Чёткое произношение слияния двух звуков.

Ход игры: Водящий произносит ряд слогов (ПА, БА, ПО, БО, ПУ, БУ, ПИ, БИ, а играющие следом за водящим чётко их произносят (объяснить артикуляцию: губы сомкнуты, затем раскрываются, когда выходит воздух, горлышко «поёт»).

  • Игра «Загадки-добавлялки»

Цель: Чёткое произношение слияния двух звуков с выделение их в тексте.

Ход игры: Каждый из играющих чётко произносит чистоговорку добавляя слово, подходящее по звучанию с заданным слогом.

БА! БА! БА! У верблюда два … (горба).

ВА! ВА! ВА! Буквы я сложу в … (слова).

НА! НА! НА! Школа детская … (страна).

ЛА! ЛА! ЛА! Роза пышно … (расцвела).

ГУ! ГУ! ГУ! Воин даст отпор … (врагу).

ДУ! ДУ! ДУ! Фигурист скользит по … (льду).

ЖУ! ЖУ! ЖУ! Волк не страшен лишь … (ежу).

ЗУ! ЗУ! ЗУ! Мобильник выключи в … (грозу).

МО! МО! МО! Другу пишем мы … (письмо).

РО! РО! РО! У орехов есть … (ядро).

СО! СО! СО! Прокололи … (колесо).

ЛО! ЛО! ЛО! Счёт футбольный на … (табло).

ЩИ! ЩИ! ЩИ! Прячусь я, а ты … (ищи).

ЧИ! ЧИ! ЧИ! Гнут подковы … (силачи).

РИ! РИ! РИ! Чтоб чисто было не … (сори).

  • Игра «Слова-друзья»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход игры: Играют две команды. Каждый из игроков команды произносит слово, а команде-сопернице нужно изменить звук или начало слова для образования слова с другим значением (галка – палка, мышка – мишка, зайка – майка, лук – жук, рак – мак, санки – банки, мышка – шишка, печка – речка; печка – свечка, коза – стрекоза, чашка – рубашка, лейка – скамейка, малышка – пышка, сынишка – мальчишка, стол – пол).

  • Скороговорки

Цель: Развитие темпа речи.

Ход игры: Играющим предлагается произнести за водящим предложение-скороговорку чётко произнося все звуки предложения, ускоряя темп.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

У ёлки иголки колки.

У кольца нет конца.

У Вари на бульваре варежки пропали.

Примечание: Скороговорки используют в том случае, если ребёнок неважно или просто медленно проговаривает слова («поёт»).

  • Чтение стихотворения с выражением родителями по частям.

У поэта Сергея Михалкова есть смешной стишок про кашу, которую, якобы, постоянно жуёт мальчик по имени Саша. А на самом деле он просто плохо выговаривает слова, поэтому с трудом можно разобрать, что он говорит. Давайте мы его вспомним, прочтём используя все стороны речи.

«Сашина каша» Сергей Михалков (русский поэт)

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.

С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.

Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко -
И сам тому не рад!

Он скажет:
"До свидания!"
А слышится:
"До здания!"
Он спросит:
"Где галоши?"
А слышно:
"Это лошадь?"

Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.

Он так спешит с налёта
Прочесть,
Спросить,
Сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...

Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

2.4.

Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребёнка дома. Именно она послужит примером для подражания.

Для закрепления, полученного в детском саду материала дома можно поиграть в несложные словесные игры:

  • Цепочка слов
  • Поймай звук
  • Назови слово
  • Сколько в слове частей
  • Где спрятался звук?
  • Скажи иначе (по-другому)
  • Какие звуки ты слышишь? (по дороге в детский сад)
  • Звуки подружились
  • Какой звук потерялся
  • Звуковые паровозики  
  • Сосчитай слоги в слове

Эти игры хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат, слуховое внимание.

2.5.

Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи нам взрослым нужно:

  • Правильно произносить все звуки родного языка
  • Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь
  • Следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов
  • Больше внимания уделять развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого задания
  • Привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе

Вывод: Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности и является основой умственного развития ребёнка.

3. Заключительная часть /рефлексия/.

Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?  

Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?

Попробуем расшифровать три заданные буквы: З, К, Р. Необходимо подобрать прилагательные к каждой букве, на Ваш взгляд, какая она речь?

З – звонкая, звучная, задорная …
К – красивая, конкретная, культурная …
Р – ритмичная, рассудительная, разъясняющая …

Привлечь родителей к подготовке детей в конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами».

Спасибо за участие.

До свидания.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки....

Формирование звуковой культуры речи детей в разных группах педагогами ДОУ с учётом ФГОС

Основные направленя по реализации задач воспитания звуковой культуры речи по возрастам....

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....