Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»
материал (старшая группа)
тематическое родительское собрание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект тематического родительского собрания в старшей группе
Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей
дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»
Автор-составитель: Прима О.Ю. – воспитатель
Санкт-Петербург
2019 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО».
Форма проведения: собрание-практикум (Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.)
Участники: педагог и родители детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности родителей по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить родителей с основными факторами, влияющими на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Мотивировать развитие и совершенство коммуникативных умений посредством игровых заданий.
Предварительная работа: анкетирование родителей, обработка анкет.
Материал: дидактический материал на развитие речевого дыхания; карточки произносительных качеств речи, сторон речи, стрелки; картинки для игры «Чья песенка»; карточки для игры «Эхо»; карточки-чистоговорки для игры «Загадки-добавлялки»; карточки для игры «Слова-друзья»; распечатка стихотворения по частям для выразительного чтения; памятка несложных словесных игр дома; распечатка вопросов для рефлексии.
Ход мероприятия:
Организационный момент: встреча родителей, регистрация, рассаживание, самостоятельное знакомство с дидактическим материалом на развитие речевого дыхания.
- Вводная часть /погружение в тему/.
Проблемная ситуация: «Что означают буквы?» (на доске вертикально расположены три буквы: З, К, Р). Высказывания родителей.
Далее родителям предлагается соотнести произносительные качества с характеризующими их сторонами речи.
Произносительные качества характеризующие:
- Звучащую речь / звукопроизношение, фонематический слух, дикция, артикуляция, сила голоса
- Звуковую выразительность / интонация, темп, ритм, речевое дыхание, изменение тембра
- Двигательные средства / мимика, жесты
- Культура речевого общения / тональность, поза, двигательные навыки
- Основная часть.
2.1.
Итоги анкетирования и логопедического обследования логопедом ППМСц.
2.2.
Задача воспитания звуковой культуры речи имеет три составляющие:
- Развитие правильного звукопроизношения
- Развитие правильного словопроизношения
- Освоение общеречевых навыков
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФГОС ДО
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В старшей группе решение задач по развитию ЗКР продолжается в единстве с развитием языковой выразительности речи, а также тесно связано с обучением ребёнка грамоте, умением распознавать место звука в слове, давая им характеристику. Все эти умения необходимы детям для дальнейшего обучения их чтению.
2.3.
Игровые задания
Примечание: После каждой игры дать возможность участникам выделить произносительные качества для убеждения в том, что каждая игра включает в себя четыре качества произношения.
- Игра «Чья песенка?»
Цель: Произношение изолированных звуков на слух.
Ход игры: Водящий произносит звук, а играющие называют что или кто это может быть.
- Игра «Эхо»
Цель: Чёткое произношение слияния двух звуков.
Ход игры: Водящий произносит ряд слогов (ПА, БА, ПО, БО, ПУ, БУ, ПИ, БИ, а играющие следом за водящим чётко их произносят (объяснить артикуляцию: губы сомкнуты, затем раскрываются, когда выходит воздух, горлышко «поёт»).
- Игра «Загадки-добавлялки»
Цель: Чёткое произношение слияния двух звуков с выделение их в тексте.
Ход игры: Каждый из играющих чётко произносит чистоговорку добавляя слово, подходящее по звучанию с заданным слогом.
БА! БА! БА! У верблюда два … (горба).
ВА! ВА! ВА! Буквы я сложу в … (слова).
НА! НА! НА! Школа детская … (страна).
ЛА! ЛА! ЛА! Роза пышно … (расцвела).
ГУ! ГУ! ГУ! Воин даст отпор … (врагу).
ДУ! ДУ! ДУ! Фигурист скользит по … (льду).
ЖУ! ЖУ! ЖУ! Волк не страшен лишь … (ежу).
ЗУ! ЗУ! ЗУ! Мобильник выключи в … (грозу).
МО! МО! МО! Другу пишем мы … (письмо).
РО! РО! РО! У орехов есть … (ядро).
СО! СО! СО! Прокололи … (колесо).
ЛО! ЛО! ЛО! Счёт футбольный на … (табло).
ЩИ! ЩИ! ЩИ! Прячусь я, а ты … (ищи).
ЧИ! ЧИ! ЧИ! Гнут подковы … (силачи).
РИ! РИ! РИ! Чтоб чисто было не … (сори).
- Игра «Слова-друзья»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Ход игры: Играют две команды. Каждый из игроков команды произносит слово, а команде-сопернице нужно изменить звук или начало слова для образования слова с другим значением (галка – палка, мышка – мишка, зайка – майка, лук – жук, рак – мак, санки – банки, мышка – шишка, печка – речка; печка – свечка, коза – стрекоза, чашка – рубашка, лейка – скамейка, малышка – пышка, сынишка – мальчишка, стол – пол).
- Скороговорки
Цель: Развитие темпа речи.
Ход игры: Играющим предлагается произнести за водящим предложение-скороговорку чётко произнося все звуки предложения, ускоряя темп.
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
У ёлки иголки колки.
У кольца нет конца.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Примечание: Скороговорки используют в том случае, если ребёнок неважно или просто медленно проговаривает слова («поёт»).
- Чтение стихотворения с выражением родителями по частям.
У поэта Сергея Михалкова есть смешной стишок про кашу, которую, якобы, постоянно жуёт мальчик по имени Саша. А на самом деле он просто плохо выговаривает слова, поэтому с трудом можно разобрать, что он говорит. Давайте мы его вспомним, прочтём используя все стороны речи.
«Сашина каша» Сергей Михалков (русский поэт)
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
"До свидания!"
А слышится:
"До здания!"
Он спросит:
"Где галоши?"
А слышно:
"Это лошадь?"
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть,
Спросить,
Сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
2.4.
Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребёнка дома. Именно она послужит примером для подражания.
Для закрепления, полученного в детском саду материала дома можно поиграть в несложные словесные игры:
- Цепочка слов
- Поймай звук
- Назови слово
- Сколько в слове частей
- Где спрятался звук?
- Скажи иначе (по-другому)
- Какие звуки ты слышишь? (по дороге в детский сад)
- Звуки подружились
- Какой звук потерялся
- Звуковые паровозики
- Сосчитай слоги в слове
Эти игры хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат, слуховое внимание.
2.5.
Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи нам взрослым нужно:
- Правильно произносить все звуки родного языка
- Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь
- Следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов
- Больше внимания уделять развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого задания
- Привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе
Вывод: Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности и является основой умственного развития ребёнка.
3. Заключительная часть /рефлексия/.
Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?
Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
Попробуем расшифровать три заданные буквы: З, К, Р. Необходимо подобрать прилагательные к каждой букве, на Ваш взгляд, какая она речь?
З – звонкая, звучная, задорная …
К – красивая, конкретная, культурная …
Р – ритмичная, рассудительная, разъясняющая …
Привлечь родителей к подготовке детей в конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами».
Спасибо за участие.
До свидания.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...
Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки....
Формирование звуковой культуры речи детей в разных группах педагогами ДОУ с учётом ФГОС
Основные направленя по реализации задач воспитания звуковой культуры речи по возрастам....
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....