Развитие познавательных процессов у старших дошкольников с помощью компьютерных игр «KidSmart».
статья (старшая группа)

Лебедева Мария Владимировна

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kidsmart_statya.docx75.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников с помощью компьютерных игр «KidSmart».

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

В нашем дошкольном учреждении я веду кружок, где дети 2 раза в неделю с помощью компьютерных игр закрепляют знания полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и обучения грамоте. Закрепляют навыкам обобщения и классификации. Все игры я беру из программы «KidSmart». Это программа для дошкольников для интенсивного освоения навыков чтения, письма, счета и развития логического мышления. В комплект входит русифицированное обучающее программное обеспечение, с помощью которого дети в сопровождении сказочных персонажей попадают в так называемые "Научные домики". Каждый из "Научных домиков" направлен на формирование у детей определенных навыков: "Математика с Буренкой" - навыков счета, логического мышления, анализа; "Научный домик Шуры" - знания о Земле, смене времен года, времени и т.д.

Развитие новых навыков у детей является важной, но не единственной целью программы KidSmart. Программа помогает мне освоить информационные технологии и внедрить интерактивные образовательные методики раннего обучения.

Образовательная деятельность построена на основе интеграции в занятия по познавательному развитию компьютерной игры.

программа раннего обучения «Kidsmart» (умный ребёнок).

  Были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.

План работы кружка «Kidsmart» на 2018-2019 учебный год.

Месяц

Мероприятие

Дата

Участники

Апрель - май

Техническое оснащение кабинета и создание нормативно-правовой базы

Родительское собрание по теме «Kidsmart» в детском саду».

 Составление перспективного плана по занятиям «Kidsmart»

Апрель – май 2018 г

Родители, воспитатели, психолог, заведующая, старший воспитатель

учитель-логопед

Сентябрь

Знакомство с компьютером, с ПО, создание правил работы за компьютером.

Диагностика знаний по познавательному и речевому развитию и внесение данных в индивидуальную карту ребенка.

1-2 недели сентября

 

Дети,

учитель-логопед

ПО «Песочница» (низкий и средний уровень)

Закрепление темы разучивание физкультминутки «Правая и левая». Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами в, на, под.

3- 4 недели сентября

 

Октябрь

ПО «Собери мармеладки» (низкий и средний уровень).

 Закрепление темы с помощью настольных игр.

1-2 недели октября

 

Дети,

учитель-логопед

ПО «Собери мармеладки» (низкий и средний уровень).

Закрепление темы с помощью сюжетных картинок, лепки.

3-4 недели октября

Ноябрь

ПО «Часы с календарем» (низкий и средний уровень).

Закрепление темы в игре «Круглый год».

1-2 неделя ноября

Дети,

учитель-логопед

ПО «Часы с календарем» (низкий и средний уровень)

Закрепление темы с помощью настольных дидактических игр и игр с мячом.

3-4 неделя ноября

Декабрь

ПО «Веселые часики» (низкий и средний уровень)

Конструирование часов.

1-2 неделя декабря

Дети,

учитель-логопед

ПО «Веселые часики» (низкий уровень)

Игры по желанию детей

3-4 неделя

декабря

Январь

ПО «Киноцех» (низкий и средний уровень)

Закрепление темы в составлении рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картинок. Игра «Фантазеры»

3-4 неделя

января

Дети,

учитель-логопед

Февраль

ПО «Киноцех» (низкий и средний уровень).

Закрепление темы при изготовлении альбома «Моя история» с рисунками и рассказами детей.

1-2 неделя

Дети, учитель-логопед

 ПО «Погодная машина» (низкий и средний уровень).

Закрепление темы с помощью дидактической игры, сюжетных картинок, лепки.

3-4 неделя

Март

ПО «Погодная машина» (низкий и средний уровень).

Закрепление темы с помощью пересказа с использованием опорных сигналов.

1-2 неделя

Дети,

учитель-логопед

ПО «Исследователь Земли» (низкий и средний уровень)

Закрепление темы с использованием атласов, настольных игр .

3-4 неделя

Апрель

 ПО «Лесное озеро» (низкий и средний уровень)

Дидактические игры: «Продолжи логическую цепочку», «Что лишнее»

1-2 неделя

Дети,

учитель-логопед

ПО «Сортировочная станция» (низкий и средний уровень)

Индивидуальная работа с детьми

3-4 неделя

Май

Игры по желанию детей

Повторная диагностика знаний по познавательному развитию и развитию речи, внесение данных в индивидуальную карту ребенка.

Анкетирование родителей

Проведение открытого занятия для родителей и коллег

1-4 неделя

Дети, учитель-логопед воспитатель, родители, педагогический коллектив

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

Компьютер в детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени,  помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

На основании отзывов специалистов можно отметить эффективность и актуальность программы раннего обучения Kidsmart.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями. Реализация программы позволяет, развить у ребенка творчество, мышление, позволяет в занимательной форме знакомиться с важными явлениями и понятиями, учитывает возраст детей в подборе заданий, особенности восприятия дошкольниками мира; форма подачи программы соответствует возрастным особенностям детей.

Программа интересная, познавательная, красочно оформленная, динамичная, повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности

KidSmart – это ценное дополнение к вариативным программам дошкольного образования.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения компьютерной игры  в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось  диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения  занятия проводились в подготовительной группе А( экспериментальная), а подготовительная группа Б  являлась контрольной.

За основу диагностического инструментария была взята единая диагностическая программа « Готовность детей к обучению в школе», разработанная авторским коллективом под руководством Калининой Н.В., зав.кафедрой начального образования ИПК ПРО и принятой ППМС центром «Росток» г. Ульяновска для использования в работе педагогов-психологов ДОУ.

Из контекста данной программы был вычленен диагностический инструментарий с учётом развития познавательных процессов на формирование  которых подобраны  и использованы  компьютерные игры.Из методики были взяты следующие блоки: развитие внимания, опосредованной памяти, формирование мыслительных операций, и даны критерии оценок по уровням.(см. таблицу№3)

  Таблица№2

Предмет исследования

Цель исследования

Диагностический

нструментарий

Внимание

 Определить продуктивность и устойчивость внимания

«Корректурная проба»

(тест Бурдона )

Память

Изучить процесс произвольного запоминания..

« Пиктограмма»

(А.Р.Лурия),адаптированный вариант

Мышление

Изучить сформированность

образно-логического и предпосылки словесно-логического мышления

«Методика «раздели на группы» [33]

« Последовательные катринки»

(адаптированный вариант методики А.Н. Берштейна)

Готовность к усвоению учебного курса

-оценка элементарных математических представлений

 

6.Решение задач

  Критерии оценок  компонентов познавательного развития по уровням

Таблица№3

Диагностический инструментарий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Внимание

Дети, способные сохранить

долгое время сосредоточенность

в деятельности, способные

отвлечься от всего постороннего.

Дети, выявившие следующие

показатели: 0,75 < S < 1,0

3 балла

Дети, выявившие

следующие показатели

устойчивости внимания:

0,5 < S < 0,75

2 балла

Дети, не способные сохранить долгое

время сосредоточенность в деятельности, не способные отвлечься от всего постороннего, с показателем

устойчивости внимания S < 0,5

1 балл

Память

Дети, правильно

воспроизводящие по собственному рисунку или записи 10 слов

или сочетания 12 слов. Правильно воспроизведенными

считаются только слова, которые

восстановлены по памяти

буквально, или те, которые

преданы другими словами, но

точно по смыслу.

(8-10 баллов)

Дети, правильно

воспроизводящие от 4 до

7 слов или

Словосочетаний

(4-7 б.)

Дети, не вспомнившие по своим

рисункам и записям ни единого слова

или не сделавшие ни к одному слову

рисунка или записи. (0-3 б.)

Мышление

(Методика «раздели на группы)

Задание№3

Дети, выделившие за 2,5 минуты

все группы фигур: треугольники,

круги, квадраты, ромбы;

красные, синие, зеленые фигуры;

большие и малые фигуры.

(8-10 6.)

Дети, выделившие за 3

мин. все группы фигур.

Дети, выделившие за 3

мин. только 5-7 групп.

(4-7 баллов)

Дети, выделившие за 3 мин. менее 3

групп фигур.

(0-3 б.)

Мышление

(последовательность картинки»)

Задание №4

Ребенок правильно располагает
картинки и правильно описывает
изображенные события.
Возможно изменение
последовательности, если оно
разумно обоснованно.

( 3б.)

Ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать

(2б.)

Ребенок построил случайную последовательность картинок.

(1б.)

Готовность к усвоению учебного

курса

Задание № 5

Дети, выполнившие операцию сложения и вычитания, правильно понимающие текст задачи. Осуществляющие переход к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Дети, выполнившие верно обе задачи (3 б.)

Дети, выполнившие верно одну задачу

(2-1 б.)

Дети, не выявляющие умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Дети, пытавшиеся решить одну задачу, но число кружков и квадратов неверное.

(0 б.)

Интерпретация результатов диагностики с описанием присвоения баллов, и делением на условные группы.

Общее заключение об уровне познавательного развития строится на основе диагностических результатов по выбранным компонентам путем сложения бальных показателей по каждой диагностике.

Максимальный балл делим пополам и от каждой половины отнимаем половинный показатель. Таким образом мы получаем среднеарифметические показатели максимальных и минимальных баллов.

Таблица№4

Уровни познавательного развития

Итоговая сумма баллов

Высокий

20 - 29 баллов

Средний

10 – 19 баллов

Низкий

0 – 9 баллов

Диаграмма№2

«Входящая диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» (экспериментальная группа).

Диаграмма№2

«Входящая диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» (контрольная группа).

На этапе первичной диагностики обе выборки детей показали схожие результаты: низкий уровень познавательного развития имеют 26% детей экспериментальной группы и 17% детей контрольной группы, средний уровень познавательного развития у 67% и 75% соответственно, высокий уровень познавательного развития у 7 и 8% детей соответственно. Таким образом, перед началом занятий по познавательному развитию с включением компьютерных игр обе группы детей находятся в равных «уровневых» условиях.

        Наличие невысокого процента детей с высокими показателями, и что особенно важно наличие детей с низким уровнем познавательного развития, позволяет не только построить коррекционно-развивающую работу по данному направлению, но и апробировать новые методы , а именно привнести в занятие по познавательному развитию элемент компьютерной  игры.

Проделанная  работа  в  рамках  проведения  занятий  с  детьми   старшего

дошкольного возраста, по познавательному развитию, с включением в занятие компьютерной игры или её элемента, требует анализа эффективности данной деятельности.

Диагностическая деятельность помогает отследить результаты познавательного развития ребёнка.  Диагностический инструментарий описан выше.

По результатам итоговой диагностики, которая проводилась в мае, в экспериментальной и контрольной группе, заполнялись сводные таблицы с результатами детей по каждому исследуемому компоненту .Подводился итоговый уровень познавательного развития. На приведённых ниже диаграммах показан итоговый уровень познавательного развития старших дошкольников

 Диаграмма №4

«Итоговая диагностика познавательного развития старших дошкольников, экспериментальной группы»

Диаграмма№5

«Итоговая диагностика познавательного развития старших дошкольников, контрольной группы»

Итоговые результаты в экспериментальной группе и контрольной оказались выше, чем при входной диагностике, что вполне закономерно, так как занятия были направлены на развитие познавательных способностей. Важным остаётся вопрос, как именно изменились результаты, их количественные показатели. В приведённой таблице№6 мы видим динамику результатов экспериментальной группы.

Таблица№6

этапы

уровни

Входящая диагностика

познавательного развития (%)

Итоговая диагностика познавательного развития (%)

Низкий

26

0

Средний

67

47

Высокий

7

53

 Вначале учебного года мы отмечали распределение детей по всем трём уровням познавательного развития ,с большим показателем низкого уровня и маленьким показателем высокого уровня. Основная численность детей, а именно 67% имели средние показатели познавательного развития. В конце учебного года мы видим очевидную динамику в уровневом распределении. Существенно повысился % детей с высоким уровнем познавательного развития, с 7% до 53% .Низкого уровня развития нет ни у одного ребёнка, сократился процентный показатель «нормы», с 67% до 47%, с переходом на более высокий уровень.

В приведённой таблице№7 мы видим динамику результатов контрольной группы.

Таблица№7

этапы

уровни

Входящая диагностика

познавательного развития (%)

Итоговая диагностика познавательного развития (%)

Низкий

17

8

Средний

75

75

Высокий

8

17

Динамика улучшения результатов видна и в этой группе, но её амплитуда незначительна. Сократился процент детей с низким уровнем развития,  с 17% до 8%,они перешли в разряд « нормы» и  на 9% увеличилось число детей с высоким уровнем познавательного развития. Неизменным остались показатели среднего уровня познавательного развития.

Сравнивая динамику результатов двух групп можно говорить об эффективности включения в познавательную деятельность детей компьютерной игры. Под эффективностью мы понимаем отношение затрат к результату, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах на их достижение. Результатами являются достижения детьми высокого познавательного уровня развития.

Предложенная методика использования компьютерной игры , как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию раскрыла новые возможности построение педагогического процесса с получением более качественных показателей в познавательном развитии ребёнка.

На этом этапе компьютер выступил особым интеллектуальным средством для решения задач в познавательной сфере. Чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

В ходе работы мы выяснили, что компьютерные игры влияют на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Использование компьютерных упражнений позволяет:

-повысить уровень познавательного развития;

-формировать положительное отношение к деятельности;

-воспринимать компьютерную игру, как помощника в различных видах деятельности;

- развивать мелкую моторику с помощью координации движений при работе с компьютерной мышью;

- формировать тончайшую координацию движений глаз.

Хочется обратить внимание на возможность использования развивающих заданий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребёнка. Включение ребёнка в компьютерную игру, выполнение определённого упражнения, занимало лишь пару минут.

Включение в занятие компьютерного упражнения, в занимательной форме, помогло развить у детей не только познавательную активность, но и произвольность поведения, самостоятельность.  Этап работы с компьютерной игрой формировал положительные эмоциональные реакции детей.

Достижения детьми высоких результатов в познавательном развитии, полученные в ходе реализации работы над данным проектом, положены в основу дальнейшей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников

Буклет с подборкой игр на развитие познавательных процессов. Рекомендуется использовать как раздаточный материал к тематическому родительскому собранию в детском саду или учреждениях ДОД....

«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»

Продуктивная деятельность ( эксперименты)         «Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятел...

«Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с помощью ЛЕГО-конструирования»

Консультация для родителей о применении ЛЕГО-конструирования...

Цикл занятий по развитию познавательных процессов у старших дошкольников.

Цикл занятий представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике. Способствует развитию памяти, внимания, мышления....

«Лаборатория чудес» квест-игра по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

laquo;Лаборатория чудес»Конспект НОД в формате квест-игрыпо  развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников ( внимание, память, мышление, воображения, восприятия, тонкой моторики) - рекомендации для родителей

Развитие ребёнка всегда успешнее, если воспитатели и родители делают это вместе с интересом и увлечением....

Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные задачи:Закрепить знания детей о свойствах воды, ...