Познавательно- творческий проект " История головного убора России"
проект (старшая группа)
ПОзнакомить детей с историея возникновения головного убора России; РАзвить творческие способности;Систематизировать знания о головных уборах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovnye_ubory_proekt_starshaya_gruppa.docx | 85.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы «Школа» №1874
Дошкольное отделение «Радость»
Познавательно - творческий проект
«История головного убора России »
с детьми старшей группы №1
Воспитатели: Лапотникова Е.В.
Данилявичуте А.В.
Москва 2018-2019 год.
Актуальность проекта
В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.
Создание данного проекта вызвано потребностью детей , их родителей и воспитателей:
- в сплочении детско - родительского коллектива , в процессе выполнения творческих заданий.
- в приобретении практических навыков.
Цель:
-Закрепить обобщающее понятие «головные уборы».
-Расширить представления детей о головных уборах, их названиях, формах.
- Уточнить функции и назначения головных уборов (для тепла, защиты, удобства, красоты).
- Способствовать развитию творческих способностей детей.
- Привлечь детей и родителей к совместной деятельности по изготовлению шляп ,колпаков ,шапок к праздникам.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей появления головного убора в России.
2. Систематизировать элементарные знания дошкольников:
- о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки, платки );
- о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая);
- о деталях шляп (тулья, поля, перья, цветы...);
- о форме (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).
3. Обогатить словарный запас дошкольников.
4. Развивать навыки связной речи.
5. Обогатить развивающую среду в соответствии с темой проекта.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Привлечь детей и родителей к совместной деятельности по изготовлению шляп ,колпаков ,шапок к праздникам.
8. Воспитывать эстетический вкус.
Тип проекта: краткосрочный,
познавательно-творческий.
Участники проекта:
воспитатель, дети старшей группы, родители.
Срок реализации:
Март, апрель, май 2019 года.
Форма работы:
познавательная, продуктивная, игровая, работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной практический
3 этап – заключительный.
Первый этап – подготовительный:
Обсуждение проекта с детьми, его целей и задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методического материала и литературы по теме проекта.
Второй этап – практический
- проведение занятий по теме проекта,
- чтение художественной литературы, беседы;
- конструирование из различных видов конструктора;
- изобразительная деятельность, лепка ,моделирование из расходных материалов;
- игры и упражнения по теме проекта.
-заучивание стихов и отгадывание загадок по теме проекта;
- просмотр презентации « Головные уборы России»;
- досуг совместно с родителями « От шляпы до короны»;
Третий этап - заключительный
Оформить результаты проекта в виде презентации.
Организовать выставку головных уборов.
Провести досуг для детей и родителей « От шапки до короны»
Вручить детям поощрительные награды за активное участие в реализации проекта.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний об истории появления головных уборов на Руси;
- Обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- Приобретение практических навыков : аппликации, рисовании, лепке.
- Оформление игрового уголка «Салон шляп» , « Сударыня-барыня» и их использование в сюжетно-ролевых играх детей старшей группы;
- Оформление мини- музея « Наши шляпки », « Фуражка».
Тематическое планирование
Взаимодействие с семьями:
- Поиск информации в Интернете
- Оформление консультации для родителей в родительском уголке «Художественно-эстетическое развитие детей»;
- Привлечение родителей к изготовлению шляп и оформлению «Салона шляп»
- Оформление мини музея «Наши шляпки»
Создание условий для самостоятельной детской деятельности
Центр экспериментирования:
- Предложить детям для рассматривания «Волшебный сундучок» с кусочками ткани разной фактуры (драп, вуаль, велюр, шерсть, ситец, бязь, шелк, трикотаж, кружева, парча и т.д)
- Предложить детям разные материалы для рисования на ткани и лепки из теста (гуашь, акварель, восковые мелки, грифельные карандаши, мел, фломастеры, маркеры, соленое тесто). Определить, на какой ткани лучше рисовать, и какой краской.
Центр сюжетно-ролевой игры.
- Создать условия для игры в магазин головных уборов (внести шапки, шляпки, панамки, кепки, чепчики и т.д.; каталоги головных уборов)
Итог реализации проекта
В результате проекта дети
1. Познакомились с историей появления головного убора в России.
2. Систематизировали элементарные знания дошкольников:
- о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки, платки );
- о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая);
- о деталях шляп (тулья, поля, перья, цветы...);
- о форме (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).
3. Обогатили словарный запас .
4. Усовершенствовали творческие способности детей ( аппликация, рисование, лепка, моделирование);
5. Привлекли детей и родителей к совместной деятельности по изготовлению шляп ,колпаков ,шапок к праздникам.
6. Собран дидактический материал для дальнейшего использования в работе с детьми по теме « Головные уборы».
Дети знают:
Названия головных уборов.
Назначение и отличительные признаки разных головных уборов.
Как изготавливаются головные уборы.
дети знают существительные: шапка, кепка, платок, тюбетейка, пилотка, бескозырка, каска, шлем, панама, ушанка, шаль, шляпа, фуражка, косынка, берет.
прилагательные: головной (убор), ситцевый, льняной, шелковый, шерстяная, кожаная, меховая, пуховой, вязаная, нарядный, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, модельная, мягкая.
глаголы: шить, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, завязывать, развязывать, стирать, гладить, поправить, повесить.
Приложение№1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы «Школа» №1874
Дошкольное отделение «Радость»
Конспект занятия №1 по теме « Головные уборы»
Подготовили и провели
Воспитатели группы № 1
Лапотникова Е.В.
Данилявичуте А.В.
Москва 2018-2019 учебный год.
Цель
1. Уточнить и расширить словарь по теме, формировать фразовую речь.
2. Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
3. Формировать представление о назначении головных уборов.
4. Формировать умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа.
5. Учить согласовывать существительные с числами 1, 2, 5, местоимениями «мой», «моя».
6. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, картинно-графические схемы предложений, 2 мольберта, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
— Назовите то, что надевают на голову.
2.Упражнение «Покажи и назови».
Предложить детям рассмотреть предметные картинки, назвать,, что изображено на каждой и на всех картинках вместе.
3.Упражнение «Зачем нужны головные уборы?».
Попросить детей закончить предложение и повторить всю фразу:
· Хоккеисту нужен шлем, чтобы ...
· Летом нужна панама, чтобы ...
· Солдату нужна каска, чтобы ...
· Шапка-ушанка нужна зимой, чтобы ...
Вывод: головные уборы нужны, чтобы ...
4.Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Шлемы надевали, клюшки в руки брали и в хоккей играли.
Каски надевали, автоматы брали, как солдаты, мы шагали.
Бескозырки надевали, мы на палубе стояли.
Раз, два, раз, два - не страшна ты нам, волна (наклоны в стороны).
5.Игра «Найди команду».
На мольбертах картинки: шлем («мой») и шапка («моя»). Раздать участникам по одному головному убору - берет, кепку, панаму, пилотку и т.д. На счет «три» предложить игрокам подойти к мольбертам и найти нужную команду, объяснить свой выбор. (Мой шлем - мой берет, платок, колпак; моя шапка - моя каска, кепка, панама, пилотка.)
6.Упражнение «Подумай и скажи».
Составить с детьми предложения по вопросам, называя головные уборы во множественном числе:
— Что носят на голове повара? Пограничники? Мотоциклисты? Дети? Женщины? Мужчины? Хоккеисты? Строители? И т.д.
7. Упражнение «Расшифруй предложение».
Попросить детей составить предложения по картинно-графическим схемам:
(У Коли одна бейсболка. У Васи две бейсболки. У спортсмена пять бейсболок. И т.д.)
8. Итог занятия.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы «Школа» №1874
Дошкольное отделение «Радость»
Конспект занятия №2 по теме « Головные уборы»
Подготовили и провели
Воспитатели группы № 1
Лапотникова Е.В.
Данилявичуте А.В.
Москва 2018-2019 учебный год.
Цели:
1. Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
2. Учить образовывать прилагательные от существительных.
3. Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже.
4. Учить составлять простое распространенное предложение с относительными прилагательными.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, образцы материалов — шерсть, шелк, мех, кожа, фетр, пластмасса, металл, ситец, солома, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 77), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Садится на место тот, кто назовет головной убор ласково.
2.Упражнение «Подумай и ответь».
Спросить детей, добиваясь полных ответов:
- Для чего нужны головные уборы?
- Какие головные уборы защищают голову от жары (холода)?
- Какие головные уборы защищают голову от ударов, травм?
- Какие головные уборы нужны повару (моряку, солдату, врачу)?
3.Упражнение «Из чего делают головные уборы?».
Рассмотреть с детьми образцы материалов, из которых делают головные уборы. Назвать их (шерсть, шелк, мех, кожа, фетр, пластмасса, металл).
4.Игра «Подбери пару».
На доске образцы материалов (шерсть, шелк, ситец, мех, кожа, пластмасса, солома, металл).
У детей картинки с изображением вязаной шапки, меховой шапки, фетровой шляпы, шелкового платка, пластмассового шлема, железной каски и т.д.
Предложить детям найти материал, из которого сделаны «их» головные уборы, составить пару и ответить на вопросы:
-Какая шапка? Какая шляпа? Какой шлем? И т.д. (Это меховая шапка. И т.д.)
5.Упражнение «В какое время года?».
Рассмотреть с детьми полученные пары из игры 4 и предложить ответить на вопросы:
- Что носят зимой? (Меховую шапку, шерстяную шапку.)
- Какие это головные уборы? (Это зимние головные уборы.)
- А что носят летом? (Ситцевую панаму, шелковый платок и т.д.)
- Какие это головные уборы? (Это летние головные уборы.)
- Так же про осенние и весенние головные уборы.
6.Физкультминутка
7.Игра «Магазин».
-Семья пошла в магазин докупать себе новые головные уборы. Папа купил головной убор для мужчин. Какой головной убор купил папа? (Мужской.)
Также про женские, детские, спортивные головные уборы.
8.Упражнение «Кто что купил?».
По картинно-графическим схемам составить предложения типа:
Папа купил мужскую фетровую осеннюю шляпу. И т.д.
9.Итог занятия.
Приложение №2
Стихи про головные уборы
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Вы представьте на минутку!!!
Что на свете нету шляп,
Нет платков ,фуражек ,шапок,
Колпаков ,чепцов, панам,
Нет ни касок ,ни беретов,
Бескозырок и бандан!!!
И на вас глядят открыто
И лохматые стоят
Постовые ,стюардессы,
Повара и доктора,
Полицейские ,актеры,
Скоморохи и шуты,
Моряки и режиссеры,
Крутят кудри и хвосты.
Продавцы и фармацевты,
Машинисты и ткачи.
Все без головных уборов
Хлебопеки у печи!!!
Дети в полдень без панамок,
Бабушки без модных шляп.
Это точно не порядок!
Не бывает просто так!!!
Ведь придуман не напрасно!
Каждый головной убор .
И с законами про форму.
С детства каждый был знаком!
Все народные уборы
Нас в историю зовут.
Все уборы для профессий
Смысл и важность в них несут!
А панамы и платочки
Для здоровья важный факт.
Шапки ,шлемы и ушанки
От морозов сохранят!!!
Изучайте ,берегите
Вы ,историю свою.
И конечно же носите,
А быть может ,создадите
Новую модель свою!!! ( Данилявичуте А.В)
О головных уборах.
Всем известно это, с очень давних пор,
Защищает голову головной убор.
Дело в шляпе, дело в шляпе,
Шляпа модная на папе.
Маме солнышко мешает.
Мама шляпку одевает.
Шьёт на табурете
Бабушка в берете.
На охоте дед давно.
В шляпу вставлено перо.
У сестрёнки метко,
К каждой майке кепка.
А в бейсболке, набекрень,
Брат шатается весь день.
Спит малышка крепче,
На головке чепчик.
Начищает бляшки
Служащий в фуражке.
Чтоб солдат в окопе спал,
Камень в голову не пал.
Тут уж без прикраски,
Требуется каска.
В ушанке служит сибиряк,
Без неё ему никак.
В увольнении моряк,
Бескозырка, якоря.
На подводной лодке,
Дневальные в пилотке.
Врага находят рьяно,
Разведчики в бандане.
Смирно - всем войскам сказал,
В папахе главный генерал.
Покоряет целый мир
Удивительный факир.
Из цилиндра, глазки сжав,
Появляется удав.
Выйдет клоун к нам с поклоном,
У него берет с помпоном.
Прячет лысину старик,
Новый у него парик.
У невесты есть фата,
В тюбетейке гость с утра.
Шапка, капюшон, колпак,
Головной убор - вот так!
Н.Костоусова
Шляпа
Мне идут, - сказала шляпа, -
Плащ, очки и этот Папа.
Кто мычит?
- Божья коровка.
Вот что значит -
Тренировка.
Кикимора болотная
Хохочет день и ночь.
Кикиморой болотною
Себя назвать не прочь.
Я шёл гулять, и тень за мной.
Всё было ей знакомо.
Потом она сказала мне:
- Сидел бы лучше дома.
Бегемот гулял по городу.
Повстречал жирафа вдруг.
Крикнул громко на всю улицу:
- Вас жирафствую, мой друг!
А жираф ему в ответ:
- Бегемотствую, сосед!
Во дворе стоит скамейка.
А на ней сидит семейка.
Посидела-погалдела.
Со скамейкой полетела.
Воробьиную семейку
Просим возвратить скамейку!
Автор: Шапиро Татьяна
Про шляпу
В холод не пойдешь в панамке,
Нужно что-нибудь теплей.
Хороша ты и в ушанке,
В шляпке все же ты милей.
Автор: Шапиро Татьяна
Сомбреро
Вы видели когда-нибудь Сомбреро?
Сомбреро — шляпа безразмерного размера,
Под этой шляпой в жаркий день
Сто человек влезают в тень...
Такое я купил себе Сомбреро!
Пускай дождливо на дворе и серо.
Но если ты купил себе Сомбреро,
Скачи на лошади вперёд,
Пусть гром гремит и дождь идёт...
И лошадь не промокнет под Сомбреро!
Зачем вам жалкий дом миллионера?
Купите настоящее Сомбреро:
Сомбреро снял — и дом готов.
Он защитит от холодов
Не хуже, чем кирпич или фанера!
Нужна байдарка, пароход, галера?
Купите настоящее Сомбреро:
Снимаешь шляпу — и вперёд
Плывёшь себе, как пароход
С волнующим названием "Сомбреро".
Однажды на прогулке среди сквера
Я трёх прохожих сшиб своим Сомбреро,
Широкий взмах его полей
Случайно снёс пять тополей,
Забор, слона и милиционера!
Но если вы наденете Сомбреро
И встретите другого кабальеро,
То вам двоим не разойтись,
Снимай Сомбреро и ложись —
Тут спор должны решить два револьвера.
Мне говорят, и у вранья есть мера!
Но если ты купил себе Сомбреро,
Под этой шляпой от стыда
Лицо укроешь без труда...
Вот это настоящее Сомбреро!
Автор: Андрей Усачёв
Приложение №3
Загадки
Меня на голову надень
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама.
Я - шапка летняя ..
(Панама)
Вязаным корытом
Горка накрыта,
Круглая горка
Спряталась в норке,
Лес на горке стих
Да к земле приник,
Горка под корытом
От холода укрыта.
Ты эту тайну разгадай
Да корыто опознай!
(Шапка)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу.
(Шапка)
Чтоб мои не мёрзли уши,
Стану мамочку я слушать,
И надену не спеша я,
"Что - то" тёплое , с ушами!
А про "Что - то " кто - то знает?
И загадку отгадает?
(Шапка)
Простудиться не хотите -
Наседку теплую купите :
Хоть погода будет зябка,
Голову согреет ...
(Шапка)
Ушастая волнуется,
А выйдет на улицу.
Завяжет ушки,
Сидит на макушке.
Стручков В.
(Шапка)
Меховые ушки
Зимою на Танюшке.
(Шапка-ушанка)
В странах, весях, городах,
В королевствах, во дворцах
Жили-были короли.
И царицы, и цари
Восседали в чем на троне? -
В золотой своей...
(короне)
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе...
(платочек)
Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать...
(фуражку)
Отгадайте, вам мы скажем:
Головной убор из пряжи,
В моде уже много лет? -
Изящен вязаный...
(берет)
Он военными любим,
По форме им необходим,
А в десанте - знаковый,
Он бордовый - краповый!
Ты отважен - спору нет,
Коли так - бери...
(берет)
Как спортивный стиль решают?
Шорты, кеды разрешают,
Разноцветную футболку,
А что на голову?
(Бейсболку)
С виду вам напомнит лодку
Головной убор...
(пилотка)
Приложение №4
Игры и упражнения
Игра с мячом «Один – много»
панама - панамы много панам
шапка –
шляпа –
берет –
косынка –
фуражка –
платок -
«Назови, какие эти предметы»
шляпа из фетра – фетровая шляпа
шапка из шерсти -
косынка из шёлка –
берет из флиса –
кепка из кожи -
«Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все головные уборы, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.
Упражнение на развитие навыков звукового анализа (для детей 5-7 лет)
«Какой звук в слове первый? (последний)».
Берет – бь (т) платок – п (к) и т.д.
«Посчитаем до 5» (для детей от 4 лет)
Одна шляпа, две шляпы, три… , четыре …., пять шляп.
(для детей от 6 лет)
Одна кожаная кепка, ………… пять кожаных кепок.
Соломенная шляпа
Шерстяной платок
Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы,
ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам.
Шляпа из соломы (какие?) – соломенная.
Шляпа из фетра (какая?) – фетровая
Платок из пуха (какой?) – пуховой.
Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная.
Косынка из ситца (какая?) – ситцевая.
Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая.
Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная
Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый
Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему?
Шляпа, пальто, плащ, юбка.
Кепка, панама, ботинки, косынка.
Сапоги, шапка, босоножки, тапки.
Сандалии, платок, кеды, валенки.
Игра «Прошагай словечко» Предложите ребёнку вспомнить названия головных уборов и сделать столько шагов, сколько в слове слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток, фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка и т.д.).
НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Шапка — шапочка.
Пилотка — пилоточка.
Платок — платочек.
Шлем — шлемик.
Панама — панамка.
Шляпа — шляпка.
Косынка — косыночка.
Берет — беретик.
ОДИН - МНОГО.
Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек.
Пилотка — пилотки — пилоток.
Каска — каски — касок.
Шапка — шапки — шапок.
Кепка — кепки — кепок.
Платок — платки — платков.
Панама — панамы — панам.
Шаль — шали — шалей.
Шляпа — шляпы — шляп.
Фуражка — фуражки — фуражек.
Косынка — косынки — косынок.
Берет — береты — беретов.
Колпак — колпаки — колпаков.
Шлем — шлемы — шлемов.
НАЗОВИ, КАКАЯ ? (из какого материала сделана?) (детям от 5 лет).
Шапка из меха — меховая.
Шапка из шерсти — шерстяная.
Кепка из кожи — кожаная.
Панама из ситца — ситцевая.
Платок из шелка — шелковый.
Шаль из пуха — пуховая.
Шляпа из соломы — соломенная.
Шляпа из фетра — фетровая.
Шапка из меха кролика — кроличья.
Шапка из меха лисы — лисья.
Шапка из меха норки — норковая.
Беседы по теме:
Почему головные уборы так называются?
Для чего нужны головные уборы?
Какие вы знаете головные уборы?
Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?
Назовите летние головные уборы, зимние и демисезонные, то есть те, которые носят весной и осенью.
Из чего делают головные уборы?
\
Приложение №5
Пальчиковая гимнастика
«Ляпы-тяпы»
По дороге в Тяпы-Ляпы «идем» пальцами по столу
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером на левой руке загибаем пальцы по одному,
начиная с большого
Звали дедушкой Петром. правой рукой движение по голове
Шляпу с кисточкою синей правая рука вверху работает кисть
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой правая рука внизу, размахивать вперед назад
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком правую руку приложить козырьком
Звали внуком Игорьком.
Приложение №6
Закрепление правильного произношения поставленных звуков.
В любое время года, Были и будёновки.
С очень давних пор, Офицер под китель свой
Защищает голову Фуражку надевает,
Головной убор. Генерал всегда зимой
Если солнце ярко светит, В папахе щеголяет.
Без панамки не гуляй, Но самые красивые —
Если снег закружит, ветер, Это шляпки женские,
Ты ушанку надевай. Любят городские их
А к военной форме строгой Модницы и сельские.
Головной убор особый. Головной убор к одежде
Есть пилотка у солдата, Подбирайте не спеша,
В бескозырках — моряки, Чтоб не просто грел, но прежде
Ты не знаешь, а когда-то Был к лицу и украшал.
Панама (звуки с, з, р, рь)
У Иришки – горе,
Заругает мама:
Оказалась в море
Красная панама.
Чайкою ленивой
На волнах качается,
И не улетает,
И не возвращается.
Н. Городецкая
Стирка (звуки ль, л, р, рь)
Вы, ребята, к нам не лезьте
Я стираю с мамой вместе!
Чтобы платье чище было
И платок белее был –
Тру я, не жалея мыла,
Тру я, не жалея сил.
Стала чистенькой панама.
- Мама, ну-ка, посмотри!
Улыбается мне мама:
- Сильно, доченька, не три.
Я боюсь, что после стирки
Мне придется штопать дырки!
Д. Чуяко
Берет (звуки л, р, рь)
Я взяла берет без спроса,
Бабушки в прихожей нет.
Мне закрыл лицо до носа
Синий бабушкин берет.
Шапка (звуки ш, ль, л, р, рь)
Горка ледяная,
Шапка шерстяная.
Ветру шапку не сорвать,
Если крепко завязать.
Быстро с горки едет Маша,
А помпон на шапке пляшет.
Пусть летят салазки —
Но крепки завязки.
Шляпа (звуки ль, л)
В прихожей красивая шляпа,
Вверху неглубокий залом.
Её надевает мой папа.
И, значит, гулять мы пойдём.
Фуражка (звуки р, рь)
Денёк осенний с ветром,
Задира-ветерок!
Фуражку из вельвета
Держу за козырёк.
Панама (звуки ль, л)
Панама — шапочка с полями,
Из белого она ленка.
Не обожжёт меня лучами —
Сияет солнце свысока.
Меховая шапка (звуки ш, р, рь)
Шапка меховая
С тёплыми ушами —
Пусть зима приходит
Вместе с холодами!
Опущу я ушки
И усядусь в санки —
Не заглянет холод
Под мою ушанку.
Косынка (звуки ль, л, р, рь)
У косынки три угла,
На плечи мне она легла.
Два кончика в руках держу,
Их узелочком завяжу.
Приложение №7
Настольно –печатные игры: « Шапка невидимка», « Предметы и вещи», ««Четыре сезона», « Одежда, обувь, головные уборы», лото « Обувь и головные уборы», « Четвёртый лишний», « Найди и назови головные уборы».
Приложение №8
Художественная литература: Начало формы
Художественная литература:
«На-шапке пчела»(Македонские народные сказки)
«Волшебная шапка» (Нанайские народные сказки)
«Не знаю, но шапку он каждый год покупал» (Даргинские народные сказки)
«Тростниковая шапка» (Английские народные сказки)
«Чудесная шапка» (Грузинские народные сказки)
«Золотая шапка» Ирис Ревю
«Заячья шапка», « Шапка – невидимка» — сказки
« Жадный богач» С.Михалков
«Сказка про волшебную шляпу» Евгения Урусова
«Мастер на восемь шапок» Армянская сказка
« Красная шапочка» Ш.Перро
Приложение №9
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
«Школа» №1874
Дошкольное отделение «Радость»
Досуг в рамках проекта « Головные уборы России»
« От шапки до короны»
Подготовили и провели
Воспитатели группы № 1
Лапотникова Е.В.
Данилявичуте А.В.
Москва 2018-2019 учебный год.
Ведущий: Какие вы знаете предметы одежды ( куртка, платье, рубашка, брюки , шапки) . Мы с вами много говорили о головных уборах есть разные , которые защищают (шлем, каска),от холода ( ушанка),а есть которые украшают голову, их надевают с на праздники с нарядной одеждой.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести настоящий шляпный праздник. В котором, будут принимать участие и наши родители.
Для начала посмотрим презентацию про русские головные уборы России.
- Презентация « Головные уборы России»
Ведущий : Предлагаю вашему вниманию шуточную сценку.
2. Инсценировка стихотворения
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с ленточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну, а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы -Ляпы — это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть,
Картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули,
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать: Тяп-тяп-тяп!
Ведущий: Сейчас мы с вами разделимся на две команды взрослые и дети , присядем за столы и начнём разминку. Одна команда называется кепки вторая шапки.
Правильный ответ – заработанный балл (конфета, значок)
3. Викторина о головных уборах.( Разминка)
1.Это и головной убор, и страна в Америке (панама).
2. Это и головной убор, и походная посуда (котелок).
3. Это и головной убор, и геометрическое тело (цилиндр).
4. Это и часть головного убора, и навес над входом в здание (козырек).
5. Так называют и шляпку без полей, и лекарственную форму (таблетка).
6. Головной убор Мурзилки (берет).
7. Головной убор почтальона Печкина (шапка-ушанка).
8. Оригинальный головной убор Рассеянного с улицы Бассейной (сковорода).
9. Головной убор красноармейца, похожий на шлем богатыря (буденовка)
10. Головной убор этого сказочного персонажа был сделан из полосатого носка (Буратино).
11. Широкополая шляпа из Латинской Америки (сомбреро).
12. Фуражка матроса (бескозырка).
13. Плоский головной убор узбеков, таджиков, казахов и других тюркских народов (тюбетейка).
14. Сплюснутая шапочка, которую можно увидеть на солдатах, пионерах и стюардессах (пилотка)
15. Головной убор, пришитый или пристегнутый к одежде (капюшон).
16. Если на теле кольчуга, то на голове… что? (шлем)
17. Шторка для женского лица, прикрепленная к шляпке (вуаль).
18. Старинный русский головной убор, получивший название из-за своего сходства с гребнем на голове курицы (кокошник).
Ведущий: Спасибо большое родителям и детям. Все справились с заданиями. Молодцы! Следующий конкурс для детей, делимся на две команды и присаживаемся за столы.
4. Интеллектуальный конкурс для детей ( загадки)
1. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый.
(Кот в сапогах)
2. Весь Антошка —
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт —
Он подрастёт.
(Гриб)
3. Четыре брата
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.
(Стол)
4. Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук.
(Гвоздь)
5. Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?
В шапке беленькой стоит,
А подуешь — улетит.
(Одуванчик)
7. Мы слепили снежный ком.
Шляпу сделали на нём.
Нос приделали, и вмиг
Получился…
(Снеговик)
8. Белые шапки надели дома,
Холодно им — наступила…
(Зима)
9. Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёзы)
Ведущий : Переходим к следующему конкурсу.
5. Игра « Найди русский народный головной убор»
Из разложенных на столе картинок нужно выбрать русский народный головной убор.
Ведущий : Молодцы! Справились с заданиями.
6. Чтение стихотворения
Я сегодня поутру
Шляпку модную куплю,
Платье я сошью до пят —
Будет дивным мой наряд!
Скажут люди: «Что за диво!
Под вуалью взгляд игривый!»
«Леди» — будут называть,
Только лорда где б сыскать?
Ведущий: Сейчас мы вам представим головной убор , сделанный руками родителей, детей, воспитателей.
8. Шляпное дефиле
Ведущий комментирует каждый головной убор.
9. Чтение стихотворения
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
Вы представьте на минутку!!!
Что на свете нету шляп,
Нет платков ,фуражек ,шапок,
Колпаков ,чепцов, панам,
Нет ни касок ,ни беретов,
Бескозырок и бандан!!!
И на вас глядят открыто
И лохматые стоят
Постовые ,стюардессы,
Повара и доктора,
Полицейские ,актеры,
Скоморохи и шуты,
Моряки и режиссеры,
Крутят кудри и хвосты.
Продавцы и фармацевты,
Машинисты и ткачи.
Все без головных уборов
Хлебопеки у печи!!!
Дети в полдень без панамок,
Бабушки без модных шляп.
Это точно не порядок!
Не бывает просто так!!!
Ведь придуман не напрасно!
Каждый головной убор .
И с законами про форму.
С детства каждый был знаком!
Все народные уборы
Нас в историю зовут.
Все уборы для профессий
Смысл и важность в них несут!
А панамы и платочки
Для здоровья важный факт.
Шапки ,шлемы и ушанки
От морозов сохранят!!!
Изучайте ,берегите
Вы ,историю свою.
И конечно же носите,
А быть может создадите
Новую модель свою!!! ( Данилявичуте А.В.)
Ведущий :Переходим к следующему конкурсу. Делимся на две команды у каждого в руках свой набор предметов.
10. Попади в шляпу
Это самый простой, но весьма увлекательный конкурс со шляпой. На пол или на стул кладется перевернутая шляпа. Участник получает набор предметов (включающий в себя, например, конфету, монетку, теннисный шарик и игральную карту). Встав на некотором расстоянии, участник поочередно бросает предметы, стараясь попасть в шляпу. Количество попаданий засчитывается и записывается. Далее бросает второй участник, потом третий. Когда все отбросаются, подводятся итоги. Если у нескольких участников оказалось равное количество попаданий, между ними проводится финальное состязание.
Победителю достается приз.
Ведущий : Молодцы, ребята. Все справились.
11. Эстафета «Шляпа на палке»
Участники делятся на две команды, между ними проводится эстафета.
Понадобятся две шляпы и две гимнастические палки. Шляпы не должны быть высокими, иначе удержать их на палке будет проще простого. Нам же необходимо, чтобы участникам пришлось постараться не уронить предмет.
Итак, команды выстраиваются в две колонки. По сигналу ведущего делают забег первые участники, стараясь удержать шляпу на палке. Обежав ориентир, они возвращаются к своим командам и передают предмет вторым участникам. Побеждает команда, завершившая эстафету раньше.
Ведущий : Команды справились с заданием. Переходим к следующему конкурсу.
12. Музыкальная шляпа
Участники встают в круг и под музыку передают друг другу шляпу. Приняв шляпу от соседа с одной стороны, ее нужно надеть на голову, снять и передать соседу с другой стороны. Музыка неожиданно стихает. Тот, у кого в этот момент была шляпа, должен сделать элегантный поклон с использованием головного убора и покинуть круг. Игра продолжается до последнего оставшегося игрока.
13. Флеш - моб. « Весёлая кадриль»
Приложение №10
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы «Школа» №1874
Дошкольное отделение «Радость»
Фестиваль « Театральная Россия»
Чувашская народная сказка « Лиса плясунья»
Подготовили и провели
Воспитатели группы № 1
Лапотникова Е.В.
Данилявичуте А.В.
Москва 2018-2019 учебный год.
Жили- были старик со старухой. Пошёл однажды
старик в лес и принес живую лису и говорит старухе :
– Брось-ка в печь мою старую шапку, я тут кое-что на новую принес. Вот, посмотри, – и вытащил из мешка лисицу.
Старуха как раз топила печку и, увидев лисицу, взяла старую шапку мужа и бросила в огонь. А старик тем временем говорит лисе:
– Прежде чем я пущу тебя на шапку, спляши, лисичка-сестричка, повесели нас со старухой, – и принялся точить нож.
Бедная лисичка глядит на нож, на старика со старухой и сидит ни жива ни мертва. Взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем – лес, только как убежишь в тот лес?
А старик уже и нож наточил
– Пляши, лисичка, не то зарежу.
– Я бы сплясала, – ответила лиса, – но у меня нет хорошего платья. А без платья – что это за пляска?
Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится.
– Что же не пляшешь-то, сестрица? – спрашивает старик.
– Я бы сплясала, – отвечает лиса, – да у меня нет хушпу (Xушпу – праздничный головной убор женщины, украшенный серебряными монетами и бусами) на голове.
Старик со старухой надели на голову лисы хушпу. А она и теперь на украшения смотрит, однако же и плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос:
– Хватит любоваться-то, лисица, пляши, почему не пляшешь?
– А у меня – разве не видите? – на шее мониста нет, – отвечает лиса.
Повесила ей на шею старуха и свое монисто, – не пляшет лиса:
– Надо бы еще и браслеты.
И когда только дали ей и браслеты – повеселела, вышла на середину избы, на задние лапы встала.
Старик достал гусли, заиграл, лисица в пляс пустилась. Сначала тихо, медленно прошла по кругу, а потом все быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает, да хушпу с монистом позванивают. Старуха и про печку забыла, глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает.
– А ну, ходи веселей, лисичка-сестричка! – подбадривает плясунью и старик, и чуть ли не сам готов вместе с ней в пляс пуститься.
Что только не выделывала, какие веселые колена лисица ни выкидывала. Глядят, на пляску старик со старухой не наглядятся.
Жарко стало плясунье, она и говорит:
Чтобы дверь была открыта, и окно чтоб не закрыто.
Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно: жалко что ли: лишь бы лисичка-сестричка веселей плясала!
А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да – юрк! – в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели.
И остался старик без шапки: старая в печке сгорела, а новая в лес ушла.
Использованная литература:
1.Волчкова И.Р. Степанова Н.И. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада по развитию речи”. – Воронеж: Учитель, 2006, с. 47- 48.
2. Дошкольное образование. Газета. – С.П.: № 2, 2005, с. 4-5.
3.Ребенок в детском саду. Журнал. - М: №3, 2009, с. 53.
4.Ушакова О.С. Придумай слово. - М: Просвещение. Учебная литература, 1996, с. 115, 57.
5.Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Из истории головных уборов"
Консультация для родителей "Из истории головных уборов"...
из истории головных уборов
Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора. Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.Головной убор у русских в...
Презентация. Совместная образовательная деятельность с детьми.Рассказ воспитателя "Немного из истории головных уборов"
В презентации рассказывается история появления головных уборов. Презентацию можно использовать в рамках лексической темы "Одежда. Обувь. Головные уборы" .Презентация для детей старшего дошко...
Досуг с родителями в рамках проекта " Головные уборы России" " От шапки до короны"
Закрепить представление о головных уборах и названиях и формах; Уточнить названия и функции головных уборов; Привлечь родителей к совмесному празднику....
Из истории русского головного убора - "Кика (кичка) рогатая"
материал подобран в рамках работы с родителями...
Комплексно-тематическое планирование "Необыкновенная история головных уборов"
Планирование на неделю разработано для детей подготовительной к школе группы. Направлено на развитие представлений детей об истории появления головных уборов и изменения от древних времен до нас...
Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.
Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...