Педагогический проект "Моя семья - мой мир!
проект (старшая группа)
Проект по духовно-нравственному воспитанию и социализации детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад 125 Невского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Моя семья – мой мир»
по духовно-нравственному воспитанию и социализации детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
Волкова Н.А.
Вострокнутова С.П.
Санкт-Петербург
2018
Содержание
Введение
1. Цели и задачи проекта
2. Семейные традиции и ценности. Что это?
3. План проекта
3.1 Информационная карта проекта
3.2. План реализации проекта
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Наша реальность -это время высоких скоростей, технологий, повсеместной компьютеризации, звона сотовых телефонов. Мы забыли о возможности и важности простого общения. Сегодня, жизнь семьи мало чем отличается от офиса, мы забываем о том, что именно семья –главная и основная школа, в которой мы вместе с детьми должны учиться теплоте отношений и общению.
Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 No 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 –2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Этот документ подтверждает актуальность темы данного проекта.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю.
Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их,
спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.
Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.
В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу
исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Познакомить детей с народными традициями в соответствии с возрастными особенностями (на основе сюжетно-ролевых игр и совместных праздников).
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Проблема:
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Актуальность:
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5) Родители недооценивают значимость семейных традиций.
Объект: семейное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
семейные традиции и ценности как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация данного педагогического проекта строиться с учетом следующих принципов:
–учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
–единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
–решение поставленных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
–построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
–интеграции образовательных областей;
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
2 этап – формирующий
3 этап- обобщающий
Ожидаемый Результат:
1) Организовать выставки творческих работ детей.
2)Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создать методическую копилку по данной проблеме.
4)Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Поднять уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта,
а также дети приобретут знания о традициях своей семьи,
познакомятся с народными традициями.
Что такое семейные традиции?
Трудно сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.
В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.дается такое определение:«Традиции -это
прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их
взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура».
«Семейные традиции –это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей».
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё
маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребёнка и в дальнейшей жизни.
При упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами
«дом», «родственники», «родители», «дети».
И действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то вместе с близкими и родными людьми,
домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье.
Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства.
Характерно также и то, что в человеческой памяти хранится не только сама традиция, но и мельчайшие подробности, связанные с ней — начиная с особого способа приготовления приправы для пельменей, и заканчивая такими мелочами, как
место для хранения альбома с фотографиями детей.
Таким образом, семейные традиции -один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.
Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознавать связь с предками.
Участники проекта:
- Дети;
- Родители;
- Воспитатели детского сада
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - Подготовительный
Срок - 15.10.2018 – 01.11.2018
Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания педагогов, родителей, детей о семейных традициях.
1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»
2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап - Реализация проекта
Срок: Ноябрь - Декабрь 2018 г
Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы художественно - эстетической направленности.
1. НОД с детьми на темы:
«Моя семья»;
«Семейные праздники и традиции»;
«Народные праздники на Руси»
2. Презентация
«Мир семейных увлечений»
3. Создание книжки с рассказами детей
«Наши мамы»
4. Консультации для родителей на темы:
«Сказки, рассказанные на ночь»
«День рождения – только раз в году»
5. Творческий семейный конкурс «Герб моей семьи»
6. Вечер досуга «Маму свою очень люблю» (День матери)
7. Мини-музей «Бабушкин сундучок»
8. Изготовление поделок с детьми ко Дню Матери, к Новому Году и Рождеству
9. Выставки детских работ (рисунки, аппликация, лепка, поделки) по теме:
«Моя дружная семья»
«Маму свою очень люблю»
«Неразлучные друзья – взрослые и дети»
«Мой папа самый лучший»
«Наш выходной день»
«Профессии моих родных»
«Бабушка рядышком с дедушкой»
10. Вечер развлечений «Пришла Коляда! Отворяй ворота!»
11. Фотовыставка «Моя семья – мой мир».
III этап - заключительный.
Срок: - Конец декабря
Итоговое мероприятие
Семейный спортивный праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Задача проекта: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...
Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи
В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"
Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...