Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
материал по теме
Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.zip | 559.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Горовая Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №14», г. Новокузнецк
Методическое пособие
«Метод
интеллект-карт - эффективная
подготовка к ЕГЭ»
-2-
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Глава 1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся…………………………………………………………5
1.1.Открытие метода интеллект-карт.…………………………………………… ..6
1.2. Достоинства интеллект-карт………………………………………………….. 6
Глава 2. Методика создания интеллект-карт………………………………………7
Глава 3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку………..................7
3.1. Групповая работа обучающихся……………………………………………….8
3.2.Аннотирование…………………………………………………………………..9
3.3.Конспектирование……………………………………………………………...11
Заключение ………………………………………………………………… ……...12
Источники материала………………………………………………………………13
-3-
Пояснительная записка
Одной из самых актуальных проблем современной школы является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ. В данном методическом пособии представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает решение данной проблемы путем использования информационных ресурсов и компьютерных программ.
Цель методического пособия: помочь учителю в формировании лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
- разработать наиболее оптимальный метод изучения, закрепления и обобщения материала в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку – метод интеллект-карт
- вооружить учителей и обучающихся новым методом: научить создавать интеллект-карты и применять их в процессе обучения
Пособие состоит из трех частей и приложения. В первой части содержатся краткие теоретические сведения о методе интеллект-карт, его достоинствах. Во второй части представлена методика создания интеллект-карт. В третьей части даны методические рекомендации по их применению в образовании. В приложении представлен практический материал: электронная презентация к методическому пособию и комплект интеллект-карт, составленных по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Культура речи», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»). Структура и содержание приложения соответствуют Программе по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.
Пособие адресовано в первую очередь учителям русского языка и литературы и обучающимся 5-11 классов, но может быть использовано и другими учителями-предметниками. Новизна методического пособия заключается в том, что форма подачи теоретического материала в виде интеллект-карт:
- отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
- 4 -
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
- поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой инновационный продукт – интеллект-карты
- оптимальное соотношение теоретического и практического материалов позволяет пособию совместить функции учебника и репетитора
- теоретический материал предлагается использовать в качестве рекомендаций по созданию интеллект-карт
- практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации,
организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к
ЕГЭ
- электронный вариант пособия, выполненный в Power Point, Mind Maps, позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы
Использование учителем метода интеллект-карт способствует:
- повышению мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в образовательном процессе
- развитию их предметной компетенции
- активизации деятельности
Составление собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:
- адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку
- выявлять слабые места в знании учебного предмета
- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами
- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
- 5 -
Глава1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся
1.1. Понятие об интеллект-картах
В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее значимым является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.
Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
- 6 -
1.2. Достоинства метода интеллект-карт
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе подготовки к ЕГЭ:
- формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией:
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов
- создание ясных и понятных конспектов лекций, докладов, выступлений
- участие в дискуссиях
- написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций
- формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности
- улучшать все виды памяти
- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
- мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
- повышать результативность
Данный метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ:
- повышение мотивации и качества знаний, конкурентоспособности в образовательном процессе
- развитие креативности обучающихся, их предметной и коммуникативной компетенций в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт
- активизация деятельности учащихся
Интеллект-карты имеют отличительные свойства:
- Наглядность
- Привлекательность
- Запоминаемость
- Своевременность
- Творчество
- Возможность пересмотра
- 7 -
Глава 2. Методика создания интеллект-карт
Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: FreeMind, Mind Maps, Power Point.
Можно выделить 3 этапа творческого процесса:
1 этап ( 20 минут):
- Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)
- Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)
2 этап. Построение первичной интеллект-карты ( приложение №1):
- В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею
- Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
- На каждой линии записывается одно ключевое слово
- Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
- Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках
- Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы
- По возможности используется максимальное количество цветов
3 этап «Реконструкция и ревизия»:
- Повторное извержение свободных ассоциаций
- Пересмотр интеллект-карты
- Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте
Глава 3. Методические рекомендации по применению метода
интеллект-карт в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ
Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования информационной и учебно – познавательной компетенции обучающихся очень разнообразно, особенно в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку:
- 8 -
- Мозговой штурм
- Аннотирование
- Конспектирование
- Написание сочинения, доклада, реферата
- Презентация
- Групповая работа обучающихся
3.1. Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)
1 этап:
- Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
- Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
- Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
- Построение индивидуальных интеллект-карт
- Обсуждение первичных представлений о теме
- Составление предварительной интегральной интеллект-карты
2 этап:
- Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
- Дополнение индивидуальных интеллект-карт
- Обсуждение результатов анонсного чтения
3 этап:
- Обстоятельное индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста
- Дополнение индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
- Чтение наиболее сложных фрагментов текста
- Завершение индивидуальных интеллект-карт
- Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
- Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
- 9 -
Групповая работа обучающихся (обобщение темы)
1 этап:
- Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
- Построение каждым участником собственной интеллект-карты
2 этап:
- Обсуждение интеллект-карты в малых группах
- Составление групповой интеллект-карты
- Составление первой редакции коллективной интеллект-карты
3 этап:
- Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы
- Коррекция индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
- Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт
- Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты
5 этап:
- Сравнение карт двух редакций
- Построение финальной редакции
- Коллективный анализ интеллект-карты
- Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
3.2. Аннотирование
Аннотирование – это способ индивидуального усвоения информации при работы с различными текстовыми источниками.
1 этап:
- Просмотр источника информации (титульный лист, аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный материал)
- Определение:
- собственного отношения к источнику информации
- 10 -
- центрального образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями разделов или глав
- времени на работу с данным источником информации
- объёма текста для проработки
- определение цели
2 этап:
- Обзорное чтение
- Определение объёма материала
- Оценивание уровня его сложности
- Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
- Построение индивидуальных интеллект-карт
- Обсуждение первичных представлений о теме
- Составление предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого текста
3 этап:
- Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
- Обсуждение результатов анонсного чтения и обогащение коллективной интеллект-карты
- Дополнение индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
- Обстоятельное индивидуальное чтение фрагментов текста, пропущенных на предыдущих этапах
- Дополнение индивидуальных интеллект-карт
5 этап:
- Чтение наиболее сложных фрагментов текста
- Завершение индивидуальных интеллект-карт
- Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
- Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
- 11 -
Конспектирование
Конспектирование - это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:
- Подготовка устного выступления (доклада, реферата), презентации
- Написание эссе, сочинения, статьи
- Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену
1. Подготовительный этап.
- Определение цели работы, количества затраченного времени
- Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )
2. Основной этап:
- Кратковременное извержение ассоциаций
- Определение основных веток (идей) карты
- Построение интеллект-карты
- Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме) размышления.
Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующих компьютерных программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
- 12 -
Заключение
Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт возможность учителям обеспечивать:
- развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
- повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций
- выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции, заинтересованности в конечном результате
Даёт возможность обучающимся:
- формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
- улучшать все виды памяти
- развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
- мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
- повышать результативность
- самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить работу над ошибками
Поставленные задачи: вооружение учителей и обучающихся оптимальным методом закрепления и обобщения изученного материала в процессе подготовки к ЕГЭ – методом интеллект-карт - могут быть решены при условии четкого следования методическим рекомендациям, изложенным в данном методическом пособии, и апробации метода на уроках и факультативных занятиях. И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».
- 13 -
Источники материала:
- http://www.mind-map.ru/
- http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm
- http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
- http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1
- http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ
Программа лаборатории дошкольного воспитания по организации деятельности ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семьи. Обоснование, цели, задачи, направления и содержание работы....
Коррекционно-педагогическая и психологическая работа дошкольного образовательного учреждения с проблемными и кризисными семьями
Презентация на тему: коррекционно-педагогическая работа дошкольного учреждения с проблемными и кризисными семьями...
Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения....
РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ
Работая с родителями, воспитатели ДОУ должны повышать педагогическую культуру родителей....
Роль ДОУ в повышении педагогической̆ культуры семьи.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28200970","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 250px; margin: 10px;"}}]]...
Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.
Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогич...