Мастер класс для восптателей " Здоровье- зберегаюшие технологии в дошкольном образовании"
методическая разработка

Пристанскова Лариса Петровна

Мастер класс для восптателей " Здоровье- зберегаюшие технологии в дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx30.74 КБ
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии

 в дошкольном образовании»

Разработала Пристанскова Л.П.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма.


          Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий. Среди которых,  
валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы  остановиться подробнее.

                                        Музыкотерапия

     Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. А также слушание различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм ребёнка.

           Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

-звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

-духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

-музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека.

-струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

-вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством.

                                          Метод “Вокалотерапии”

Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения.

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Для общего сведения:

Гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

      На музыку реагирует и температура тела. 

Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются;

Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

                   Валеологические песенки-распевки 

С них часто начинаются музыкальные занятия, а так же могут использоваться перед занятиями в группах. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

            «Доброе утро!»

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! 
(разводят руки в стороны)
И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)
Разотрем ладошки сильнее, сильнее 
(движения по тексту)

А теперь похлопаем смелее, смелее (хлопают)
Ушки мы теперь потрем 
(потирают ушки)
И здоровье сбережем. 
Улыбнемся снова 
(улыбаются)
(Вместе сказали:) Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Способствует восстановлению центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Цветочек

(при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем ртом.

Машина

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании

Собачка

(закаливание зева)

И.П .- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

                       Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Жаба Квака

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

 Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

да водички поглотала, (глотают)

На кувшинку села, песенку запела:

"Ква-а-а-а! Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
 (произносят звуки отрывисто и громко)

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! (
Поглаживают руки)
Ну-ка, все потрите нос! (
Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши (
Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: 
(движения по тексту)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! 

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (
Руки скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)

                                          Самомассаж

  Умный гном -точечный массаж

На полянке стоит дом

В этом доме умный гном!

(Массажируют точку между бровей)

Он в окошечки глядит,

Что увидит, говорит.

(массажируем точки на весках)

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лёг в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот пальчик крепко спит

Никто больше не шумит.

(Дети загибают пальцы по очереди,  начиная с мизинца)

Гости
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!  (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Гости едут! (Постукивают мизинцы.)
- Ну и что? (Постукивают указательные пальцы.)
- Здрасьте, здрастье! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Чмок, чмок, чмок! ( Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

                        Игроритмические упражнения.

Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение  - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.

Лужи (Один ребёнок поёт этот стишок по своему, все остальные делают движения)
Ребёнок

Шлеп-шлеп-шлеп иду по лужам. – (Дети ритмично постукиваю ладонями по ногам.)
Хлюп-хлюп-хлюп вода в ботинках. 
— Ритмично притопывают ногами.
Кап-кап-кап мне зонтик нужен — (
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами) 
Оп-оп-оп вода по спинке.   (
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.)
Буль-буль-буль упала шапка.  (
Плечики вверх вниз)
Ой-ой-ой, кругом вода. 
(Качают головой, руки к голове.)
Да-да-да, себя так жалко. ( Ритмично кивают головой.)
Ребёнок- Грозит деткам пальчиком

Одевайтесь в дождь всегда!

 А ещё я хочу рассказать о музыкально-рефлекторном пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.


Зайчата

(Ребята выполняют движение по тексту)
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках.
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открываем, с ножками играем.
Поджимаем ножки, выпрямляем ножки.
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.
С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

                   Психогимнастические упражнения 

Эти упражнения можно использовать  в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад; в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу;в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Эти упражнения очень хорошо развивают воображения детей.

 «Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.               

           И так, отсюда можно сделать вывод, что музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


 В результате этой работы, мы должны добиться: 

1. Стабильности эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильности физической и умственной работоспособности.



Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии

 в дошкольном образовании»

Разработала Пристанскова Л.П.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма.


          Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий. Среди которых,  
валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы  остановиться подробнее.

                                        Музыкотерапия

     Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. А также слушание различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм ребёнка.

           Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

-звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

-духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

-музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека.

-струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

-вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством.

                                          Метод “Вокалотерапии”

Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения.

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Для общего сведения:

Гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

      На музыку реагирует и температура тела. 

Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются;

Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

                   Валеологические песенки-распевки 

С них часто начинаются музыкальные занятия, а так же могут использоваться перед занятиями в группах. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

            «Доброе утро!»

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! 
(разводят руки в стороны)
И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)
Разотрем ладошки сильнее, сильнее 
(движения по тексту)

А теперь похлопаем смелее, смелее (хлопают)
Ушки мы теперь потрем 
(потирают ушки)
И здоровье сбережем. 
Улыбнемся снова 
(улыбаются)
(Вместе сказали:) Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Способствует восстановлению центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Цветочек

(при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем ртом.

Машина

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании

Собачка

(закаливание зева)

И.П .- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

                       Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Жаба Квака

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

 Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

да водички поглотала, (глотают)

На кувшинку села, песенку запела:

"Ква-а-а-а! Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
 (произносят звуки отрывисто и громко)

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! (
Поглаживают руки)
Ну-ка, все потрите нос! (
Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши (
Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: 
(движения по тексту)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! 

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (
Руки скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)

                                          Самомассаж

  Умный гном -точечный массаж

На полянке стоит дом

В этом доме умный гном!

(Массажируют точку между бровей)

Он в окошечки глядит,

Что увидит, говорит.

(массажируем точки на весках)

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лёг в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот пальчик крепко спит

Никто больше не шумит.

(Дети загибают пальцы по очереди,  начиная с мизинца)

Гости
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!  (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Гости едут! (Постукивают мизинцы.)
- Ну и что? (Постукивают указательные пальцы.)
- Здрасьте, здрастье! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Чмок, чмок, чмок! ( Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

                        Игроритмические упражнения.

Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение  - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.

Лужи (Один ребёнок поёт этот стишок по своему, все остальные делают движения)
Ребёнок

Шлеп-шлеп-шлеп иду по лужам. – (Дети ритмично постукиваю ладонями по ногам.)
Хлюп-хлюп-хлюп вода в ботинках. 
— Ритмично притопывают ногами.
Кап-кап-кап мне зонтик нужен — (
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами) 
Оп-оп-оп вода по спинке.   (
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.)
Буль-буль-буль упала шапка.  (
Плечики вверх вниз)
Ой-ой-ой, кругом вода. 
(Качают головой, руки к голове.)
Да-да-да, себя так жалко. ( Ритмично кивают головой.)
Ребёнок- Грозит деткам пальчиком

Одевайтесь в дождь всегда!

 А ещё я хочу рассказать о музыкально-рефлекторном пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.


Зайчата

(Ребята выполняют движение по тексту)
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках.
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открываем, с ножками играем.
Поджимаем ножки, выпрямляем ножки.
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.
С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

                   Психогимнастические упражнения 

Эти упражнения можно использовать  в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад; в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу;в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Эти упражнения очень хорошо развивают воображения детей.

 «Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.               

           И так, отсюда можно сделать вывод, что музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


 В результате этой работы, мы должны добиться: 

1. Стабильности эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильности физической и умственной работоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении»

Мастер -класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении"...

Мастер – класс для педагогов « Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

В данном материале представлены  психологические  игры, упражнения,   здоровьесберегающие технологии (психогимнастика,   арттерапия, сказкотерапия,  танцевальная тер...

Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании»

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками. Сформировать представление...

Мастер-класс для родителей «Здоровье сберегающие технологии в детском саду»

Мастер-класс для родителей «Здоровье сберегающие технологии в детском саду»            ...

Мастер класс по теме: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Здоровье-сберегающие технологии: самодельный мини-футбол для дыхательных упражнений».

Зачем нам нужны дыхательные тренажеры скажите вы. А ведь на самом деле от дыхания много зависит. А именно правильное дыхание укрепляет дыхательную мускулатуру от которой зависит насыщения организма ки...

Мастер - класс для педагогов «Азы кейс-технологии в дошкольном образовании»

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Теперь мы, педагоги, уже не информаторы, а организатор...