Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании»
учебно-методический материал (старшая группа)
Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал. Развивать творческую активность педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 75.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Нижне-Бестяхский детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Сказка»»
Мастер-класс
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
в дошкольном образовании»
Выполнила: Петрова Ф.Д.
УПД первая категория
Нижний-Бестях 2019
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал. Развивать творческую активность педагогов.
Методы:
Игровой (дидактические игры). Наглядный (просмотр презентации «Дары Фрёбеля», рассматривание дидактических пособий, предметов). Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат:
Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
групповая; подгрупповая.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер.
- Уважаемые члены жюри, коллеги!
Современный игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей, составленный из основных геометрических форм:
- Шара (ПОКАЗ);
- Куба;
- Цилиндра.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы «От рождения до школы» может способствовать использование игрового практического пособия «Дары Фрёбеля».
Слайд 3 Фридрих Вельгельм Август Фрёбель (1782 – 1852) - создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Ф. Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребёль изобрел систему раннего развития, основанную на т.н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
В настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей. «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Игровой набор изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля).
Слайд 4 «Текстильные мячики». Мячи разного цвета на ниточках.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
Слайд 5 «Основные тела». Шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.
Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.
Слайд 6,7 «Куб из кубиков» - кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».
«Куб из брусков» - кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.
«Кубики и призмы» - кубик, разделенный на 27 кубиков, причем 6 из них разделены на более мелкие части: треугольные призмы – 6 шт., призмы -12 шт.
«Кубики, столбики, кирпичики» - кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики.
Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Слайд 8 «Цветные фигуры» - 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета. Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы. «Палочки» - 6 наборов палочек разной длины разного цвета. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
«Кольца и полукольца» - кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения. Слайд 9 «Фишки» - фишки разного цвета. Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности.
«Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
«Мозаика. Шнуровка» - перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Слайд 10 «Башенки» - кубики, треугольные призмы (1/2 куба), полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр. Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
«Арки и цифры» - дуги разных размеров, кубики с цифрами. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности.
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, 4 сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
Слайд 11 К игровому набору прилагается комплект методических пособий с комплектами карточек-игр (всего 80 карточек).
Практическая часть. С начала этого учебного года работаю по проекту «Дары Фребеля» . Включила региональный компонент.
Создала авторские игры по направлениям «Речевое развитие» -Достопримечательность «Якутский острог», «Познавательное развитие» - «Флаг Республики Саха (Якутия)», «Художественно-эстетическое развитие» - Якутский орнамент «Биэс харах».
А сейчас я предлагаю попробовать -
Образовательная область
«Речевое развитие»
Направление: владение речью как средством общения и культуры.
Достопримечательность «Якутский острог»
Содержание работы: развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего якутского народа и общечеловеческих ценностях.
5 октября 1632 года (387 лет назад) отряд Петра Бекетова, обследуя берега реки Лены, заложил Якутский острог на правом берегу реки в 70 км ниже по течению от места расположения современного Якутска на земле борогонских якутов.
Используемые материалы | №№ 3, 4, 5В, 5, 6, 8 |
Возраст участников | От 5 лет |
Количество участников | 2 и более |
Интеграция с образовательными областями | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» |
Описание игры: воспитатель рассказывает детям, что такое достопримечательности. Каждый ребенок берет несколько фигур из наборов. Дети должны строить один острог , по очереди выкладывая фигуры. Фигуры можно ставить сверху или рядом. Дети должны договориться, когда, кто, куда и какую фигуру ставит. Важно, чтобы острог не развалился. Строительство начинается сначала, если упадет хотя бы одна фигура.
Модификации игры: во время строительства дети должны рассказать, что узнали про достопримечательность – якутский острог.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Направление: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.
«Флаг Республики Саха (Якутия)»
Содержание работы: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Якутия, ты светом зари
К добру и счастью всех нас зовешь,
Алмазной радугой ты горишь
И нас к победам грядущим ведешь.
Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия.
Краса и гордость России ты всей,
Тебя раздольней нет и щедрей.
(С.И.Тарасов, М.Е.Тимофеев)
Используемые материалы | №№ 7, 8, 9, 10 |
Возраст участников | От 4 лет |
Количество участников | 2 и более |
Интеграция с образовательными областями | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» |
Описание игры: воспитатель рассказывает детям, что такое флаги и гербы и зачем они нужны; рассказывает о значении цвета и других деталей этого государственного символа. Далее воспитатель предлагает детям придумать герб и флаг своей группы, сконструировав его из наборов, и объяснить, почему они получились именно такие.
Модификации игры:
1.Детям предлагается сконструировать флаг Республики Саха (Якутия)
2. Детям предлагается сконструировать флаг и герб своей семьи.
Якутский флаг – полотнище формата, на голубом фоне которого изображен белый круг, а в нижней части расположены три горизонтальные полосы белого, красного и зеленого цвета.
Символика
Голубой фон республиканского флага Саха олицетворяет красоту и величие Якутии, очарование Севера и непростые условия жизни местного населения. Белая полоса – образ снега, а также символ чистоты и доброты. Красный – традиционный цвет в прикладном искусстве якутов. Зеленый – ассоциация с зеленью местной природы и дружбой между народами севера. Белый круг в центре флага – образ полярного солнца и традиционный символ связи с предками согласно древнему якутскому эпосу.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.
Якутский орнамент «Биэс харах»
Содержание работы: Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие представлений о разнообразии якутских орнаментов; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы орнамента.
Орнамент «Биэс харах» переводится как, пять глаз или пятиглазый. В древности этот символ якуты наносили на одежду и украшения, так как считалось, что это оберег защищает от злых духов, болезней и приносит удачу.
Используемые материалы | №№ 7, 8 |
Возраст участников | От 5 лет |
Количество участников | 2 и более |
Интеграция с образовательными областями | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» |
Описание игры: Воспитатель предлагает детям игру «Орнамент». Целесообразно спросить у детей, какие еще орнаменты они знают. Дети выкладывают из наборов орнамент.
Модификация игры: детям предлагается пофантазировать.
- А сейчас давайте разомнемся и поиграем в игру «Карусели», нужно 5 участников. Образовательная область "Физическое развитие"
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО
Консультация: показать педагогам практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками....
Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»
С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса мы предста...
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...
Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании
Игровой набор «Дары Фребеля» может использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошколь...
Семинар- практикум «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии ФГОС»
laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии ФГОС»...
Мастер-класс "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО"
Мастер-класс...
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО.
При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические сп...