Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса в группе. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tnr.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Принципы и подходы к формированию Программы.
- Характеристика особенностей развития детей группы.
- Целевые ориентиры освоения программы.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
- Образовательная область «Познавательное развитие».
- Образовательная область «Речевое развитие».
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Образовательная область «Физическое развитие».
- Содержание коррекционной работы, которое основывается на рекомендациях специалистов.
- Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Организация режима пребывания детей в ДОО.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Список литературы.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Адаптированная программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет. Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:
- в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;
- коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- социальной адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП ДО.
Цели и задачи программы
Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса в группе. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с речевыми нарушениями, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает освоение основной общеобразовательной программы и всестороннее гармоничное развитие в соответствии с ФГОС ДО.
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка. Формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей.
- Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
- Систематически проводить необходимую профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии с планами индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
- Организовывать мониторинговые исследования для определения степени готовности детей к школьному обучению и результатов коррекционной работы.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
- Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Цель коррекционной работы – разработать систему целенаправленной совместной коррекционной работы воспитателя и учителя-логопеда, которая обеспечивала бы и преодоление речевого недоразвития, и развития связанных с речью психических процессов, и восполнения пробелов в формировании знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом детей. Программа направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
Коррекционные задачи:
- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.
- Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связанной речи в различных ситуациях общения.
- Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко -слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
- Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (подготовка руки к письму).
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Принципы и подходы к формированию Программы
1. Общие принципы и подходы к формированию программ:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- позитивная социализация ребенка;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьей;
- возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Специфические принципы и подходы к формированию программы:
–взаимодействие с общественными организациями образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые вносят вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
– индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
– развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР дошкольного возраста;
– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу воспитателей группы, учителя - логопеда, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, инструкторов по физическому воспитанию.
Характеристика особенностей развития детей группы
В группе 5 детей с ТНР: Диана Р., Андрей С., Андрей Д., Саша Д., Дима О..
В группе дети с общим недоразвитием речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов.
Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием фонематических или артикуляционных возможностей ребенка. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.
Понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это проявляется при изучении предметного глагольного словаря и словаря признаков. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. В словаре мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, отсутствуют синонимы.
Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с
помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов некоторых прилагательных. Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов.
Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, звукопроизношения с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи. Правильно
понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи. В соответствии с принципами рассматривания речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным
развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук.
Особенности развития детей группы № 4
Индивидуальные особенности контингента детей
В группе 5 детей с ТНР: Диана Р., Андрей С., Андрей Д. ( плюс еще является инвалидом по слуху(тугоухость), Саша Д., Дима О..
Физическое развитие
Возраст 6-7 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении седьмого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. В течение седьмого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола.
К семи годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.
У детей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям. Дети владеют основными жизненно важными движениями. У всех них наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии возникают редко (у 1 мальчика), проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости- 90% детей. Показатели в физическом развитии - средний. Низкого нет. В показателях таких качеств как способный управлять своим поведением: дети отвечают на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, о дорожных правилах и как вести себя на улице, знают правила поведения в общественных местах, но из бесед с родителями выяснили, что дети не применяют эти правила в жизни.
Однако показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни и соблюдений, элементарных правил здорового образа жизни находятся на среднем уровне.
Речевое развитие для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов.
Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием фонематических или артикуляционных возможностей ребенка. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.
Данные речевого развития занесены в индивидуальные карты развития учителя-логопеда.
Познавательное развитие
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
Дети достаточно хорошо ориентируются в сенсорных эталонах, 85% воспитанников- различают форму, цвет, параметры величины, проводят целостно - расчлененный анализ объектов не достаточном уровне. Формировании элементарных математических представлений- средний уровень.
72 % детей выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
Социально-коммуникативное развития
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я
В старшем дошкольном возрасте закрепляются и углубляются представления и практические умения детей в области гигиены. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. В данном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации,
Гигиенические навыки практически у всех детей устойчивые. В помощи при одевании верхней одежды нуждается 2ребенка.
При наблюдении за игрой выявилось, что большинство детей самостоятельно и правильно используют модели и символы в своей деятельности. Половина детей нуждается в помощи и дополнительных объяснениях. Два ребенка затрудняются воспроизводить образец после повторного объяснения.
Эмоциональная сфера развита у всех детей группы, отзывчивые, с удовольствием участвуют в играх и сюжетно-ролевых, совместных, в достаточной степени владеют коммуникативными умениями, а также адекватно использование вербальные и невербальные средства общения.
Художественно-эстетическое развитие
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными, но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Проявляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования.89 % детей эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации. Все умеют выделять и замечать изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию).
Большинство детей стараются создать образ в рисунке, но не умеют оценивать то, что получилось, и отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.
Ножницами владеют все дети, правила работы с пластилином знают, лепят простейшие предметы окружающей действительности, но при соединении форм испытывают затруднения 20 % детей.
Целевые ориентиры освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употребляет основные грамматические формы слова;
- составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
- определяет времена года, части суток;
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
- владеет предпосылками овладения грамотой;
- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
- имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
- сопереживает персонажам художественных произведений;
- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная область «Социально -коммуникативное развитие»
В области социально-коммуникативного развития ребенка с ОНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
- формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
- развития игровой деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ
- Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе.
- Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности. Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим.
- Воспитывать искренность и правдивость.
- Формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ
- Продолжать работу по половой дифференциации; воспитанию детей, обладающих всеми преимуществами, данными природой каждому из полов. Учить мальчиков и девочек уважать себя, ценить свою половую принадлежность.
- Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу. Приобщение детей к славянской народной культуре. Воспитание на самобытной культуре русского народа.
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подвижные игры
Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты.
Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость.
Настольно-печатные и дидактические игры
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов.
Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление.
Сюжетно-ролевая игра
Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.
Театрализованные игры
Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Воспитывать трудолюбие, готовность к преодолению трудностей, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, стремление выполнять поручения как можно лучше.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Расширять представления о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях. Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, В ПРИРОДЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
- Закреплять навыки безопасного повеления дома, в детском саду, на прогулочной площадке, на улице, в транспорте, в природной среде.
- Закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Закрепить знание каждым ребенком домашнего адреса, телефона, имен, отчеств, фамилии родителей.
- Расширять и закреплять знание правил дорожного движения.
- Формировать навыки безопасного обращения с бытовыми электроприборами.
- Расширять представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Образовательная область «Познавательное развитие»
В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
- развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирования познавательных действий, становления сознания;
- развития воображения и творческой активности;
- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
- развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
- Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.
- Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
- Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов. Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности.
- Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон.
- Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе.
- Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.
- Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте.
- Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице.
- Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада и участка.
- Сформировать представление о школе и школьной жизни. Вызвать стремление учиться в школе.
- Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город.
- Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщать к истокам народной культуры. Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, происходящим в ней. Расширить представления о государственных праздниках. Учить находить Россию на глобусе и карте.
- Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос.
- Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины. Воспитывать уважение к ним.
- Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Количество и счет. Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов в разных направлениях. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: «+», «- », «=».
Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам.
Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.
Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Форма. Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.
Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы.
Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
Образовательная область «Речевое развитие»
В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Программа оставляет право выбора способа речевого развития детей, в том числе с учетом особенностей, реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности.
Основное содержание образовательной деятельности и организация работы по речевому развитию планируется в соответствии с Программой учителя-логопеда данной группы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества, Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.
Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Педагоги знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги.
- Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку.
- Сформировать умение выразительно декламировать стихи.
- Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение).
- Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и знакомых сказок по данному или коллективно составленному плану. Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика.
- Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; предавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения.
- Закреплять умение совместно планировать сооружение постройки, трудиться над сооружением сообща, следовать общему плану.
- Совершенствовать умение сооружать постройки, объединенные общей темой (железная дорога, городской перекресток и т. п.).
- Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции.
- Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов. Учить создавать коллективные композиции из природного материала.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о произведениях искусства, работах товарищей и собственных произведениях.
- Развивать творческие способности, фантазию, учить мыслить неординарно.
- Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков, скульпторов.
- Сформировать умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
- Рисование
- Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.
- Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и животных.
- Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
- Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов.
- Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.
- Совершенствовать навыки сюжетного рисования. Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков.
Аппликация
Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур. Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации. Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства.
Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.
Формировать умение создавать мозаичные изображения.
Лепка
Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки. Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.
Основное содержание образовательной деятельности и организация работы по музыкальному развитию планируется в соответствии с Программой музыкального руководителя
Образовательная область «Физическое развитие»
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении, взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма. Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.
Инструкторы по физической культуре и плаванию проводят физкультурные занятия, в помещении и на улице, зимой ходьба на лыжах, обучение плаванию (два раза в неделю);
организуют в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия, а также спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, заниматься другими видами двигательной активности.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Формировать правильную осанку и свод стопы.
Продолжать закаливание организма с использованием всех доступных природных факторов, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
Содержание коррекционной работы, которое основывается на рекомендациях
специалистов
Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка;
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР .
Содержание коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей детей и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является продолжение работы по развитию:
понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
произносительной стороны речи;
самостоятельной развернутой фразовой речи;
овладение элементарными навыками письма и чтения.
В задачу воспитателя для детей с нарушениями речи входит:
- обязательное выполнение требований общеобразовательной программы дошкольного образования;
- решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленной на устранение недостатков в сенсорных, аффективно-волевых, интеллектуальных сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Коррекционная работа представлена в виде пяти взаимосвязанных направлений:
1. Создание соответствующей инфраструктуры и условия реализации программы
2. Организация коррекционной работы (психолого-педагогическое сопровождение)
3. Организация социально-педагогической работы
4. Организация коррекционно-развивающей работы
5. Управление реализацией программы и оценка её эффективности
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ТНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Деятельность воспитателя
Задачи, стоящие перед воспитателем.
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
Организация жизни и деятельности детей
1. Четкое соблюдение режима дня, смена труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий.
2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей.
3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной функции
Создание необходимых условий
1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания.
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.
Взаимоотношения воспитателей с родителями строятся на основе сотрудничества, уважении личности, совместного стремления создать все необходимые условия в развитии потенциальных возможностей детей.
Анализ изучения социального портрета семей воспитанников показал: семьи различны по своему социальному положению, а проблемы в воспитании детей сходны. Решение этих проблем сегодня зависит от нашего взаимодействия.
Задача педагогического коллектива группы в работе с родителями заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей. Основной целью взаимодействия является - организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.
Ожидаемым результатом в данной системе является:
- неформальные отношения с семьями воспитанников;
- обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выборы адекватных методов и форм;
- установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;
- повышение педагогической компетентности родителей
В группе реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников,
рекомендуемая программой «От рождения до школы», которая условно состоит из трех блоков:
Информационно-аналитический блок предполагает:
сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их состава, образовательного и материального уровня, социального статуса, характера взаимоотношений в семье; а также выявление социального заказа семьи на образовательные услуги.
Информирование родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, о деятельности группы.
Практический блок предполагает:
включает в себя работу по организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
Задачи.
1. Продолжить работу по организации новых совместных форм работы ДОУ с родителями в целях социализации воспитанников.
2. Привлекать семьи к общественной жизни детского сада в целях приобщения родителей к интересам детей, создания духовного общения детей и родителей, соблюдения преемственности в воспитании детей в ДОУ и семье:
- к воспитанию коммуникативных умений и навыков детей в семье;
- к участию родителей в праздниках и утренниках в ДОУ;
- к активному участию родителей во всех формах воспитательно – образовательной работы в ДОО
3. Активизировать работу родительских комитетов в группах и ДОУ.
4. Информировать родителей о программах обучения, уровне развития их детей, физическом развитии и приобщении детей к здоровому образу жизни, о качестве питания детей в ДОО.
5. Просветительская работа с семьями по повышению педагогической культуры родителей.
6. Обеспечение социальной защиты детей из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, семей с детьми – инвалидами, с одаренными детьми.
7. Организовать дополнительную информированность и просвещенность родителей о работе ДОО через Интернет - сайт
8.Привлечь родителей к участию в работе сайта.
Основные формы взаимодействия с семьей. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские клубы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации организация совместных познавательных мероприятий, конкурсов, маршрутов выходного дня (прогулки на стадион, в лес, библиотеку.), к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация режима пребывания детей в ДОО
При организации режима группы и образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Предусматривается ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями родного поселка , воспитание любви к родной природе (образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»).Основными чертами климата являются: холодная зима дождливая осень и умеренно теплое лето .
В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная пальчиковая и зрительная гимнастики. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности.
Прогулки с детьми в холодный период предусмотрены в соответствии с требованиями СанПиН и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулки организуются два раза в день - в первую половину дня и во вторую половину дня (перед уходом детей домой).
В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулка не проводится для детей 6-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15м/с.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая среда - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, центр речевого и креативного развития, познавательный, юный художник, музыкальный, строительный, исследовательский, отдыха и релаксации, физкультурный, коррекционный, театральный, сюжетно-ролевых игр, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для коррекционной работы, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Это является дополнительным источником развития ребенка. Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.
При разработке технологии проектирования предметно – игровой среды, рассматривали образовательное содержание в соответствии с календарно-тематическим планом, которое непосредственно проецируется на предметную среду и поможет ребёнку с недоразвитием речи не только восполнить игровые умения и навыки, но и «оживило» бы процесс развития ребёнка.
Коррекционно - развивающая игровая среда нашей группы - это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую коррекционно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся в игровой комнате и распределены по «центрам», учитывая интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.
Подходы к организации предметной среды речевого развития детей
Для создания предметной среды речевого развития в группе используются:
- Наборы предметных и сюжетных картинок по лексическим темам.
- Детская познавательная и художественная литература.
- Тематические папки.
- Репродукции картин художников.
- Дидактические игры по лексическим темам.
-Дидактические игры по развитию грамматического строя, звукопроизношения, фонематического восприятия.
- Серии сюжетных картинок, планы описательных рассказов.
- Дидактические игры по развитию психологической базы речи.
Картотеки:
- Комплексы артикуляционной гимнастики.
- Комплексы дыхательной гимнастики.
- Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков (в словах, предложениях, стихах, рассказах).
- Задания по лексическим темам.
- Пальчиковые игры.
- Загадки.
- Речевой материал по формированию слоговой структуры слова.
- Задания на узнавание образа букв.
- Игры и задания по обучению грамоте.
- Тексты для пересказа.
- Задания на развитие мелкой моторики и закрепление звуков, образа букв.
- Физкультминутки по лексическим темам.
- Сюжетные игровые ситуации.
- Упражнения с использованием наглядного материала, игрушек.
Для организации образовательного процесса группа оснащена игровыми и дидактическими пособиями в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
На территории ДОУ имеется:
спортивная площадка, учебно-тренировочная площадка для занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Прогулочный участок, оснащён необходимым оборудованием (теневые навесы, песочницы с крышками, выносное и/или стационарное оборудование для двигательной активности детей).
Предметно-пространственная развивающая среда, созданная в группе:
- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Список литературы
Перечень специального программно-методического обеспечения для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Тарловская Н.Ф. «Конструирование и ручной труд в детском саду»
3.Галанов А.С. Игры, которые лечат
4. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет»
5.Арефьва Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей
6. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам» к.1,2,3
7. Нищева Н.П. ФЭМП для детей с ОНР
8. Скорлупова О.А. Тематическое планирование. Часть2
9. Шаховская С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи
10.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.
11. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»
12 Шорыгина Т.А .Вежливые сказки (Этикет для малышей).
13. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание.
14. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
15. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы на 2020–2021 учебный год.
Рабочая программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы Учебный год: 2020 – 2021 Составитель: учитель-логопед Карпова Юлия Олеговна...
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной к школе группы Экскурсия по местам памяти города Тюмени «Дороги памяти»
Интегрированная образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с достопримечательностями памятных мест и трудово...
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Рабочая программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы на 2020–2021 учебный год.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)...
Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной группы «Улыбка» комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год.
Адаптированная образовательная программа...
Образовательный проект "Безопасность детей на дороге" подготовительная к школе группа.
Образовательный проект "Безопасность детей на дороге" подготовительная к школе группа....
План-конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей с ОВЗ (подготовительная к школе группа). Тема «Фрукты-овощи» (закрепление)
План-конспект занятия для детей с ОВЗ в подготовительной группе...