Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Новикова Евгения Николаевна

Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса в группе. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tnr.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  • Пояснительная записка.
  • Цели и задачи программы.
  • Принципы и подходы к формированию Программы.
  • Характеристика особенностей развития детей группы.
  • Целевые ориентиры освоения программы.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
  • Образовательная область «Познавательное развитие».
  • Образовательная область «Речевое развитие».
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
  • Образовательная область «Физическое развитие».
  • Содержание коррекционной работы, которое основывается на рекомендациях специалистов.
  • Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  • Организация режима пребывания детей в ДОО.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  • Список литературы.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Адаптированная программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет. Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;
  • коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • социальной адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП ДО.

Цели и задачи программы

Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса в группе. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

 Программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с речевыми нарушениями, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает освоение основной общеобразовательной программы и всестороннее гармоничное развитие в соответствии с ФГОС ДО.

Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка. Формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

  • Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности.
  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей.
  • Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
  • Систематически проводить необходимую профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии с планами индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
  • Организовывать мониторинговые исследования для определения степени готовности детей к школьному обучению и результатов коррекционной работы.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
  • Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Цель коррекционной работы – разработать систему целенаправленной совместной коррекционной работы воспитателя и учителя-логопеда, которая обеспечивала бы и преодоление речевого недоразвития, и развития связанных с речью психических процессов, и восполнения пробелов в формировании знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом детей. Программа направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Коррекционные задачи:

  • Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.
  • Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связанной речи в различных ситуациях общения.
  • Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко -слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
  • Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (подготовка руки к письму).
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Принципы и подходы к формированию Программы

1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

  •  поддержка разнообразия детства;
  •  сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  •  позитивная социализация ребенка;
  •  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  •  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Специфические принципы и подходы к формированию программы:

взаимодействие с общественными организациями образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые вносят вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

– индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;

– развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР дошкольного возраста;

– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу воспитателей группы, учителя - логопеда, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, инструкторов по физическому воспитанию.

Характеристика особенностей развития детей группы

В группе 5 детей с ТНР: Диана Р., Андрей С., Андрей Д., Саша Д., Дима О..

В группе дети с общим недоразвитием речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов.

Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием фонематических или артикуляционных возможностей ребенка. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

Понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это проявляется при изучении предметного глагольного словаря и словаря признаков. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. В словаре мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, отсутствуют синонимы.

Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с

помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов некоторых прилагательных. Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов.

Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, звукопроизношения с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи. Правильно

понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи. В соответствии с принципами рассматривания речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным

развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук.

Особенности развития детей группы № 4

Индивидуальные особенности контингента детей

В группе 5 детей с ТНР: Диана Р., Андрей С., Андрей Д. ( плюс еще  является инвалидом  по слуху(тугоухость), Саша Д., Дима О..

Физическое развитие

Возраст 6-7 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении седьмого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. В течение седьмого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола.

К семи годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.

У детей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям. Дети владеют основными жизненно важными движениями. У всех них наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии возникают редко (у 1 мальчика), проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости- 90% детей. Показатели в физическом развитии - средний. Низкого нет. В показателях таких качеств как способный управлять своим поведением: дети отвечают на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, о дорожных правилах и как вести себя на улице, знают правила поведения в общественных местах, но из бесед с родителями выяснили, что дети не применяют эти правила в жизни.

Однако показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни и соблюдений, элементарных правил здорового образа жизни находятся на среднем уровне.

Речевое развитие для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов.

Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием фонематических или артикуляционных возможностей ребенка. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

Данные речевого развития занесены в индивидуальные карты развития учителя-логопеда.

Познавательное развитие

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.

Дети достаточно хорошо ориентируются в сенсорных эталонах, 85% воспитанников- различают форму, цвет, параметры величины, проводят целостно - расчлененный анализ объектов не достаточном уровне. Формировании элементарных математических представлений- средний уровень.

72 % детей выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.

Социально-коммуникативное развития

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и углубляются представления и практические умения детей в области гигиены. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. В данном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации,

Гигиенические навыки практически у всех детей устойчивые. В помощи при одевании верхней одежды нуждается 2ребенка.

При наблюдении за игрой выявилось, что большинство детей самостоятельно и правильно используют модели и символы в своей деятельности. Половина детей нуждается в помощи и дополнительных объяснениях. Два ребенка затрудняются воспроизводить образец после повторного объяснения.

Эмоциональная сфера развита у всех детей группы, отзывчивые, с удовольствием участвуют в играх и сюжетно-ролевых, совместных, в достаточной степени владеют коммуникативными умениями, а также адекватно использование вербальные и невербальные средства общения.

Художественно-эстетическое развитие

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными, но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Проявляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования.89 % детей эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации. Все умеют выделять и замечать изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию).

Большинство детей стараются создать образ в рисунке, но не умеют оценивать то, что получилось, и отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.

Ножницами владеют все дети, правила работы с пластилином знают, лепят простейшие предметы окружающей действительности, но при соединении форм испытывают затруднения 20 % детей.

Целевые ориентиры освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

К концу данного возрастного этапа ребенок:

  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  •  усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  • правильно употребляет основные грамматические формы слова;
  • составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
  • владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
  •  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  • владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
  •  выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
  •  участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
  • передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
  • регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
  • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
  •  использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
  •  использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
  • устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
  • определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
  •  владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
  • определяет времена года, части суток;
  •  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
  • пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
  •  составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  • составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
  •  владеет предпосылками овладения грамотой;
  •  стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
  • имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
  • проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
  •  сопереживает персонажам художественных произведений;
  •  выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
  • осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
  • знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
  • владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная область «Социально -коммуникативное развитие»

В области социально-коммуникативного развития ребенка с ОНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  •  развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
  •  формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
  • развития игровой деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ

  • Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе.
  • Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности. Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим.
  • Воспитывать искренность и правдивость.
  • Формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ

  • Продолжать работу по половой дифференциации; воспитанию детей, обладающих всеми преимуществами, данными природой каждому из полов. Учить мальчиков и девочек уважать себя, ценить свою половую принадлежность.
  • Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу. Приобщение детей к славянской народной культуре. Воспитание на самобытной культуре русского народа.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подвижные игры

Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты.

Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость.

Настольно-печатные и дидактические игры

Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов.

Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление.

Сюжетно-ролевая игра

Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.

Театрализованные игры

Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».

СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Воспитывать трудолюбие, готовность к преодолению трудностей, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, стремление выполнять поручения как можно лучше.
  • Формировать умение работать в коллективе.
  • Расширять представления о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях. Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, В ПРИРОДЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

  • Закреплять навыки безопасного повеления дома, в детском саду, на прогулочной площадке, на улице, в транспорте, в природной среде.
  • Закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Закрепить знание каждым ребенком домашнего адреса, телефона, имен, отчеств, фамилии родителей.
  • Расширять и закреплять знание правил дорожного движения.
  • Формировать навыки безопасного обращения с бытовыми электроприборами.
  • Расширять представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными.

Образовательная область «Познавательное развитие»

В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:

  • развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирования познавательных действий, становления сознания;
  • развития воображения и творческой активности;
  • формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  • формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
  • развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.
  • Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  • Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  • Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  • Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов. Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности.
  • Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон.
  • Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе.
  • Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.
  • Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте.
  • Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице.
  • Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада и участка.
  • Сформировать представление о школе и школьной жизни. Вызвать стремление учиться в школе.
  • Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город.
  • Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщать к истокам народной культуры. Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, происходящим в ней. Расширить представления о государственных праздниках. Учить находить Россию на глобусе и карте.
  • Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос.
  • Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины. Воспитывать уважение к ним.
  • Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Количество и счет. Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов в разных направлениях. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: «+», «- », «=».

Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам.

Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.

Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Форма. Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.

Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы.

Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

 Образовательная область «Речевое развитие»

В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

  • овладения речью как средством общения и культуры;
  • обогащения активного словаря;
  • развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развития речевого творчества;
  • развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомства с книжной культурой, детской литературой;
  • развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Программа оставляет право выбора способа речевого развития детей, в том числе с учетом особенностей, реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности.

Основное содержание образовательной деятельности и организация работы по речевому развитию планируется в соответствии с Программой учителя-логопеда данной группы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:

  •  развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  •  развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
  •  приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества, Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.

Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Педагоги знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги.
  • Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку.
  • Сформировать умение выразительно декламировать стихи.
  • Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение).
  • Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и знакомых сказок по данному или коллективно составленному плану. Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика.
  • Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; предавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения.
  • Закреплять умение совместно планировать сооружение постройки, трудиться над сооружением сообща, следовать общему плану.
  • Совершенствовать умение сооружать постройки, объединенные общей темой (железная дорога, городской перекресток и т. п.).
  • Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции.
  • Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов. Учить создавать коллективные композиции из природного материала.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о произведениях искусства, работах товарищей и собственных произведениях.
  • Развивать творческие способности, фантазию, учить мыслить неординарно.
  • Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков, скульпторов.
  • Сформировать умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
  • Рисование
  • Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.
  • Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и животных.
  • Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
  • Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов.
  • Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.
  • Совершенствовать навыки сюжетного рисования. Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков.

Аппликация

Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур. Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации. Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства.

Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.

Формировать умение создавать мозаичные изображения.

Лепка

Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки. Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.

Основное содержание образовательной деятельности и организация работы по музыкальному развитию планируется в соответствии с Программой музыкального руководителя

 Образовательная область «Физическое развитие»

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • становления у детей ценностей здорового образа жизни;
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
  • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

 приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

  • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении, взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма. Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.

Инструкторы по физической культуре и плаванию проводят физкультурные занятия, в помещении и на улице, зимой ходьба на лыжах, обучение плаванию (два раза в неделю);

организуют в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия, а также спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, заниматься другими видами двигательной активности.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Формировать правильную осанку и свод стопы.

Продолжать закаливание организма с использованием всех доступных природных факторов, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Содержание коррекционной работы, которое основывается на рекомендациях

специалистов

Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;

- познавательное развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка;

- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР .

Содержание коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей детей и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является продолжение работы по развитию:

понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

произносительной стороны речи;

самостоятельной развернутой фразовой речи;

овладение элементарными навыками письма и чтения.

В задачу воспитателя для детей с нарушениями речи входит:

- обязательное выполнение требований общеобразовательной программы дошкольного образования;

- решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленной на устранение недостатков в сенсорных, аффективно-волевых, интеллектуальных сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Коррекционная работа представлена в виде пяти взаимосвязанных направлений:

1. Создание соответствующей инфраструктуры и условия реализации программы

2. Организация коррекционной работы (психолого-педагогическое сопровождение)

3. Организация социально-педагогической работы

4. Организация коррекционно-развивающей работы

5. Управление реализацией программы и оценка её эффективности

Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ТНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Формирование правильного произношения.

Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Деятельность воспитателя

Задачи, стоящие перед воспитателем.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

Организация жизни и деятельности детей

1. Четкое соблюдение режима дня, смена труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий.

2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей.

3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной функции

Создание необходимых условий

1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания.

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

Взаимоотношения воспитателей с родителями строятся на основе сотрудничества, уважении личности, совместного стремления создать все необходимые условия в развитии потенциальных возможностей детей.

Анализ изучения социального портрета семей воспитанников показал: семьи различны по своему социальному положению, а проблемы в воспитании детей сходны. Решение этих проблем сегодня зависит от нашего взаимодействия.

Задача педагогического коллектива группы в работе с родителями заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей. Основной целью взаимодействия является - организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.

Ожидаемым результатом в данной системе является:

- неформальные отношения с семьями воспитанников;

- обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выборы адекватных методов и форм;

- установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;

- повышение педагогической компетентности родителей

В группе реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников,

рекомендуемая программой «От рождения до школы», которая условно состоит из трех блоков:

Информационно-аналитический блок предполагает:

сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их состава, образовательного и материального уровня, социального статуса, характера взаимоотношений в семье; а также выявление социального заказа семьи на образовательные услуги.

Информирование родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, о деятельности группы.

Практический блок предполагает:

включает в себя работу по организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

Задачи.

1. Продолжить работу по организации новых совместных форм работы ДОУ с родителями в целях социализации воспитанников.

2. Привлекать семьи к общественной жизни детского сада в целях приобщения родителей к интересам детей, создания духовного общения детей и родителей, соблюдения преемственности в воспитании детей в ДОУ и семье:

- к воспитанию коммуникативных умений и навыков детей в семье;

- к участию родителей в праздниках и утренниках в ДОУ;

- к активному участию родителей во всех формах воспитательно – образовательной работы в ДОО

3. Активизировать работу родительских комитетов в группах и ДОУ.

4. Информировать родителей о программах обучения, уровне развития их детей, физическом развитии и приобщении детей к здоровому образу жизни, о качестве питания детей в ДОО.

5. Просветительская работа с семьями по повышению педагогической культуры родителей.

6. Обеспечение социальной защиты детей из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, семей с детьми – инвалидами, с одаренными детьми.

7. Организовать дополнительную информированность и просвещенность родителей о работе ДОО через Интернет - сайт

8.Привлечь родителей к участию в работе сайта.

Основные формы взаимодействия с семьей. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские клубы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации организация совместных познавательных мероприятий, конкурсов, маршрутов выходного дня (прогулки на стадион, в лес, библиотеку.), к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 Организация режима пребывания детей в ДОО

При организации режима группы и образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Предусматривается ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями родного поселка , воспитание любви к родной природе (образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»).Основными чертами климата являются: холодная зима дождливая осень и умеренно теплое лето .

В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная пальчиковая и зрительная гимнастики. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности.

Прогулки с детьми в холодный период предусмотрены в соответствии с требованиями СанПиН и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Прогулки организуются два раза в день - в первую половину дня и во вторую половину дня (перед уходом детей домой).

В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулка не проводится для детей 6-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15м/с.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая среда - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, центр речевого и креативного развития, познавательный, юный художник, музыкальный, строительный, исследовательский, отдыха и релаксации, физкультурный, коррекционный, театральный, сюжетно-ролевых игр, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для коррекционной работы, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Это является дополнительным источником развития ребенка. Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

При разработке технологии проектирования предметно – игровой среды, рассматривали образовательное содержание в соответствии с календарно-тематическим планом, которое непосредственно проецируется на предметную среду и поможет ребёнку с недоразвитием речи не только восполнить игровые умения и навыки, но и «оживило» бы процесс развития ребёнка.

Коррекционно - развивающая игровая среда нашей группы - это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую коррекционно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся в игровой комнате и распределены по «центрам», учитывая интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.

Подходы к организации предметной среды речевого развития детей

Для создания предметной среды речевого развития в группе используются:

- Наборы предметных и сюжетных картинок по лексическим темам.

- Детская познавательная и художественная литература.

- Тематические папки.

- Репродукции картин художников.

- Дидактические игры по лексическим темам.

-Дидактические игры по развитию грамматического строя, звукопроизношения, фонематического восприятия.

- Серии сюжетных картинок, планы описательных рассказов.

- Дидактические игры по развитию психологической базы речи.

Картотеки:

- Комплексы артикуляционной гимнастики.

- Комплексы дыхательной гимнастики.

- Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков (в словах, предложениях, стихах, рассказах).

- Задания по лексическим темам.

- Пальчиковые игры.

- Загадки.

- Речевой материал по формированию слоговой структуры слова.

- Задания на узнавание образа букв.

- Игры и задания по обучению грамоте.

- Тексты для пересказа.

- Задания на развитие мелкой моторики и закрепление звуков, образа букв.

- Физкультминутки по лексическим темам.

- Сюжетные игровые ситуации.

- Упражнения с использованием наглядного материала, игрушек.

Для организации образовательного процесса группа оснащена игровыми и дидактическими пособиями в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

На территории ДОУ имеется:

спортивная площадка, учебно-тренировочная площадка для занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Прогулочный участок, оснащён необходимым оборудованием (теневые навесы, песочницы с крышками, выносное и/или стационарное оборудование для двигательной активности детей).

Предметно-пространственная развивающая среда, созданная в группе:

- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Список литературы

Перечень специального программно-методического обеспечения для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Тарловская Н.Ф. «Конструирование и ручной труд в детском саду»

3.Галанов А.С. Игры, которые лечат

4. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет»

5.Арефьва Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей

6. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам» к.1,2,3

7. Нищева Н.П. ФЭМП для детей с ОНР

8. Скорлупова О.А. Тематическое планирование. Часть2

9. Шаховская С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи

10.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.

11. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»

12 Шорыгина Т.А .Вежливые сказки (Этикет для малышей).
13. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание.

14. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

15. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы на 2020–2021 учебный год.

Рабочая программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы Учебный год: 2020 – 2021 Составитель: учитель-логопед Карпова Юлия Олеговна...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной к школе группы Экскурсия по местам памяти города Тюмени «Дороги памяти»

Интегрированная образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с достопримечательностями памятных мест и трудово...

Рабочая программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы на 2020–2021 учебный год.

рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)...

Образовательный проект "Безопасность детей на дороге" подготовительная к школе группа.

Образовательный проект "Безопасность детей на дороге" подготовительная к школе группа....