Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные растения»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Растения, как и все живые организмы, способны расти и развиваться. Но, в отличие от многих животных, растение растет всю свою жизнь. Прекращается рост – растение умирает. Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это количественные изменения в организме. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить максимальное жизненное пространство. Рост растений может быть непрерывным и периодическим. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно. Скорость и продолжительность роста регулируется фитогормонами, которые, перемещаясь по растению, ускоряют или тормозят рост определенных его участков. Это явление позволяет человеку управлять процессами роста растений. Растения на протяжении всей жизни подвергаются влиянию различных факторов окружающей среды (например, дождь, ветер, сила притяжения, суточные и сезонные колебания температур, продолжительность периода освещенности, чередование дня и ночи). Растение определенным образом отвечает на такие влияния, так как ему присуще общее свойство всех живых организмов – раздражимость. Иногда это проявляется в виде двигательных реакций. Движения растений, в отличие от движений животных, не связаны созначительными перемещениями в пространстве. Растениям присущи движения только отдельных частей, то есть корня, стебля, листьев. Целью нашего эксперимента будет изучение чувствительности растения на механические препятствия и возможности роста и развития растения в ограниченных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_udivitelnye_rasteniya.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Удивительные растения»
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников и вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Растения, как и все живые организмы, способны расти и развиваться. Но, в отличие от многих животных, растение растет всю свою жизнь. Прекращается рост – растение умирает. Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это количественные изменения в организме. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить максимальное жизненное пространство. Рост растений может быть непрерывным и периодическим. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно. Скорость и продолжительность роста регулируется фитогормонами, которые, перемещаясь по растению, ускоряют или тормозят рост определенных его участков. Это явление позволяет человеку управлять процессами роста растений. Растения на протяжении всей жизни подвергаются влиянию различных факторов окружающей среды (например, дождь, ветер, сила притяжения, суточные и сезонные колебания температур, продолжительность периода освещенности, чередование дня и ночи). Растение определенным образом отвечает на такие влияния, так как ему присуще общее свойство всех живых организмов – раздражимость. Иногда это проявляется в виде двигательных реакций. Движения растений, в отличие от движений животных, не связаны созначительными перемещениями в пространстве. Растениям присущи движения только отдельных частей, то есть корня, стебля, листьев. Целью нашего эксперимента будет изучение чувствительности растения на механические препятствия и возможности роста и развития растения в ограниченных условиях.
Месяц | № занятия | Тема | Задачи | Оборудование и краткое содержание |
Сентябрь | 1 | «Что такое почва? Есть ли в ней вода и воздух?» | Познакомить детей с составом почвы, формировать представление о почве как о среде обитания животных. Дать детям представление о том, что почва – верхний слой земли. Формировать у детей представление о содержании в почве воды и воздуха. | Иллюстрации макета почвы, почвенных обитателей, образцы почвы, прозрачная ёмкость с водой, лупы, зеркальце. 1.Рассматривание иллюстраций с изображением макета почвы. 2.Рассказать о значении почвы в жизни растений. 3.Познакомить с некоторыми подземными обитателями. 4.Опыт «Не живёт ли в почве воздух – невидимка?» 5.Опыт «Есть ли в почве вода?» |
2 | «Сухая и влажная почва. Как растения дружат с почвой» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, Познакомить детей со значением почвы в жизни растений. | Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной), лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши( на каждого ребёнка). Почва с корешками, комнатные растения, горшочек, леечка, керамзит. 1.Прочитать стихотворение о почве. 2.Обследовать почву пальцами, пользуясь лупой. 3.Опыт «Как впитывается вода в сухую и влажную почву». 4.Дать детям задание: найти растение, которое не росло бы в земле. 5.Посадка комнатного растения. | |
3 | «Песочная страна» | Вспомнить и закрепить свойства песка, его происхождение. | Три стеклянные банки (первая с сухим песком, вторая с влажным, третья с прозрачной водой); лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа, карандаши. 1.Опыт «Обследование песка». 2.Опыт «Почему песок тонет». 3.Эксперимент – сравнить свойства сухого и влажного песка. 4.Итоги исследований. | |
4 | «Сравнение песка и глины» | Дать детям представление о свойствах глины, закрепить свойства песка, показать чем они похожи и чем отличаются. | Песок, глина, камни, комнатное растение, ракушка, сухие осенние листья. 1.Беседа на чём стоит обычный дом и на чём дом – природа. 2.Экспериментирование «Какой песок и какая глина», «Из чего состоит песок, а из чего глина», «Где быстрее просачивается вода». | |
Октябрь | 1 | «Сравнение песка, почвы и глины». | Расширить представления детей о песке, глине, почве | Песок, глина, почва. Лупы, стаканчики с водой, воронки, стёклышки, ложечки. Опытным путём закрепить свойства песка, почвы и глины. Опыт «Посадим дерево» (что лучше для растения – песок, глина, почва?). |
2 | «Чудо – вода» | Закрепить свойства воды (прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха) и значением в жизни живой природы Знакомство детей со свойствами воды: вода может быть твёрдой, вода парообразная.. | Стаканчики с водой, сахар, соль, краски. Ваниль, цедра апельсина, молоко, соломинки, ложки. Беседа о значении воды в жизни живой природы. Опыты: 1.Вода не имеет цвета. 2.У воды нет вкуса. 3.У воды нет запаха. 4.Вода – жидкость. 5.Вода – растворитель. Баночки для воды, тарелки для льда, лёд, пробирка с водой, спички, сухое горючее, зеркало, картинки для моделирования. Загадка. Опыт: 1.Вода может быть твёрдой. 2.Вода парообразная. | |
3 | «Волшебница – вода» | Познакомить детей с такими свойствами воды как: испарение, конденсация. Познакомить с понятием гидропоника. Сформировать представления о том, что части растений видоизменяются в зависимости от факторов внешней среды. | Исследовательская деятельность Матушка водица» Опыт «Откуда берётся и куда исчезает вода?» Опыт «Водяная мельница» Опыт «Гидропоника» Опыт «Куда тянутся корни?» | |
4 | «Фильтрование воды» | Познакомить с разными видами фильтров, показать детям на практике способы очищения воды от разных примесей, закреплять умение пользоваться алгоритмом. | Игрушка – рыбка, 9 стаканчиков, мерные кружки с разной водой, ёмкость с речным песком, ложки, палочки, промокательная бумага, белая ткань, подносы. | |
Ноябрь | 1 | «Воздух в жизни растений» | Закрепить знания о том, что воздух необходим растениям для роста, дыхания, размножения, выживания в неблагоприятных условиях. | Кусочки хлеба, пакет. Исследовательская деятельность. Опыт «Заплесневелый хлеб» (для роста мельчайших живых организмов нужны определённые условия: тепло, темнота, нет воздуха). Экологический практикум «Воздух и аромат». Свежий воздух, едкий дым от костра, выхлопные газы машин, выбросы отходов производства, . аромат парфюма, свежих фруктов, лечебный горный воздух, воздух лесов, полей. |
2 | «Зачем растения вертятся?» | Помочь детям определить значимость солнечного света для жизни и роста растений | Опыт: «Растения и свет». Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему. Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок. | |
3,4 | «Упрямые растения» | Уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений. Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте Развивать наблюдательность, любознательность, кругозор. | Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки Зарисовка растений до проведения опыта, и после эксперимента. | |
Декабрь | 1 | «Добрые и сердитые растения» | Продолжать знакомить с комнатными растениями, их строением, свойствами; учить устанавливать связь между растением и человеком; развивать наблюдательность, любознательность, кругозор | Комнатные растения, рассматривание схем строения растений. Игра «Часть и целое». |
2 | «Может ли растение дышать» | Познакомить детей с органами дыхания у растений, с тем как происходит процесс дыхания у растений. | Проведение эксперимента. | |
3 | «Разноцветные растения» | Дать детям понятие о том, что растения – это живые организмы и не могут жить без воды, формировать интерес к миру растений. Учить делать выводы, что для роста растений нужна вода. | Показать самодвижение в стебле растения. Налить цветной краситель в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать 12 часов. Результат будет виден. Вывод: окрашенная вода поднимается по стеблю и окрашивает цветок. | |
4 | «Хитрые семена» | Познакомить детей со способами проращивания семян. | На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью и ставят в теплое место. Вывод: семена проросли | |
Январь | 1,2,3 | «Развитие растения из семени» | Дать понятие об условиях произрастания растений, способах ухода за ними; воспитывать трудолюбие | Три колбы: с песком, водой, почвой для цветов. В каждую из колб поместить проросшее семечко. Наблюдение за ростом растений. Где семя проросло быстрее, какое растение растет быстрее. Зарисовка всех этапов эксперимента в дневник наблюдения. Выводы. |
Февраль | 1,2,3,4 | «Огород на окне» | Предложить детям посадить огород на окне, вырастить зелень и лук. | Посадка зелени в земле, а лука в воде. Наблюдение за растениями. Зарисовка всех этапов работы в дневник наблюдения. |
Март | 1,2,3,4 | «Лабиринты для растений» | Предложить детям понаблюдать, как растение развивается и проходит через лабиринт, преодолевая препятствия в виде специальных отсеков. | Для эксперимента используется набор «Умные растения», с помощью которого можно вырастить росток, понаблюдать за развитием растения, смотреть, как изменяется корневая система в специальной пластиковой коробке с почвой. Растения всегда ищут свет, свет попадает в лабиринт сверху, и еле просачивается вниз через лабиринт. Благодаря свету побеги растут. Когда свет падает с одной стороны, побег растет, сгибаясь только в эту сторону. Зарисовка всех этапов эксперимента в дневник наблюдения. |
Апрель | 1,2,3 | «Бобовые гонки» | Выяснить, какой росток быстрее всех доберется до «финиша» и увидит свет. | Для эксперимента используется набор «Умные растения», с помощью которого можно устроить «бобовые гонки». Посадка двух семян бобов и прохождение их ростков через лабиринты. Росток на открытой половине контейнера получает достаточно света с разных сторон, он растёт вверх вбок. Росток на закрытой стороне получает свет только через отверстие наверху. Этот побег вкладывает все усилия в рост вверх, к свету, поэтому вырастает быстрее и выше, чем росток в соседней половине. Зарисовка всех этапов эксперимента в дневник наблюдения. |
4 | «Бобовые гонки» подведение итогов | Подвести итоги предыдущего эксперимента. Учить детей делать выводы. | Используя дневник наблюдения, сделать вывод по эксперименту «Бобовые гонки» | |
Май | 1,2 | «Удивительные растения» | Закреплять навыки ухода за комнатными растениями | Презентация проекта «Удивительные растения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».
МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...
Отчёт по опытно - экспериментальной- деятельности в старшей группе «Удивительные растения».
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воды»
опытно - экспериментальная деятельность...
Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).
Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой, результатов и выводов, к которым пришли дети. Прое...