Формирование музыкально - творческих способностей младших школьников посредством использования музыкально - игровой драматизации
статья
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование музыкально - творческих способностей младших школьников посредством использования музыкально - игровой драматизации
На современном этапе развития общества существует реальная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит прежде всего в обращении к личности ребенка, его духовному потенциалу [17]. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника.
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект выражает развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.
На формирование музыкально – творческих способностей младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей.
Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения.
В структуре личности младшего школьника музыкально – творческие способности, которые характеризуют его внутренний, духовный мир, его направленность представляют сложное интегративное образование.
Формирование музыкально – творческих способностей детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков - музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной [15]), уроков - дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально - игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально - игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх - диалогах, играх - импровизациях, музыкально - дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков - драматизаций, уроков - дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально - игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико - эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.
Современные научные исследователи свидетельствуют о том, что музыкально – творческое развитие имеет большое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мышления”, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально - эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Создание условий, способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей.
С психологической точки зрения школьное детство является благоприятным периодом для развития музыкально - творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкально – творческих способностей.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя/ Ш.А. Амонашвили – К.: Просвещение, Освита, 1991. – 111 с.
- Ветлугина Н.О. Музыкальное развитие ребенка/ Н.О. Ветлугина. – К.: Просвещение, Киев, 1978 – 256 с.
- Ветлугина Н.О. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.О. Ветлугина, А. Кенеман – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1960. – 327 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В.Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию"/ А.В. Запорожец - М.: Учпедгиз, 1949. - 237с.
- Костюк Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования/ С.Г. Костюк: сб. ст. – К.: Муз. Украина, 1986. – 126 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности/ В.А. Моляко - К., 1978. – 47 с.
- Сухомлинский В.О. Избранные произведения/ В.О. Сухомлинский - В 5т. – Т. 3. – К.: Рад. шк., 1979. – 670 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально - творческих способностей детей с использованием музыкально - дидактических игр
1. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально -творческих способностей(старший дошкольный возраст)Тема: "Веселое приключение"2. Конспект непосредственн...
Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...
Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, посредством использования анимационных видео- и аудиоматериалов
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...
Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...
«Использование современных образовательных технологий, направленных на формирование музыкально-творческих способностей дошкольников, развитие их детской инициативы и самостоятельности»
Игровая образовательная технология...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования музыкально-игровой драматургии
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества. ...