Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, посредством использования анимационных видео- и аудиоматериалов
статья

Слузова Светлана Васильевна

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «СОШ №1 г. Онеги «Детский сад «Солнышко»»

Презентация педагогического опыта:

«Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, посредством использования анимационных видео- и аудиоматериалов»

Музыкальный руководитель    

Слузова Светлана Васильевна

г. Онега

2020 год

«Если сегодня мы будем учить так,

как учили вчера, мы украдем

у наших детей завтра.»

 Джон Дьюи американский педагог и философ

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии  – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Преимущества ИКТ

       По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме повышает интерес дошкольников к деятельности;
  • Информация через компьютер подается в понятной для детей форме, наглядно и образно;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • постановка проблемных задач, правильное их решение является стимулом познавательной активности детей;
  • Мультипликация, движения, звук   надолго привлекают внимание ребенка.

Функции компьютера и различные формы ИКТ

Функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя

 1. Источник (учебной, музыкальной) информации

 2. Наглядное пособие

 3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение

 4. Средство подготовки выступлений.

Я в своей работе широко использую ИКТ в различных формах:

  • Подбор иллюстраций к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек,
  • подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • оформление электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
  • создание презентаций в программе Рower Рoint, видеороликов в программах Adobe Premiere Pro, Movavi video editor к занятиям, праздникам, развлечениям, консультациям;

  • оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование отчетов и т.п.). Компьютер значительно упрощает процесс, существенно экономит время;
  • использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  • создание электронной почты;
  • создание странички на международном образовательном портале maam. ru. Участие в конкурсах разного уровня по интернету.

Использование ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей.

В работе с детьми:

•  НОД;

•  На развлечениях и праздниках, тематических вечерах, концертах, инсценировках и др.;

При взаимодействии:

•  С педагогами, специалистами;

•  С семьями воспитанников.

В оформлении:

•  Рабочих программ, планов; конспектов, сценариев;

•  Мониторинга или диагностики;

•  Информационных стендов ;

•  Аттестационных материалов.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ.

Музыкально-ритмические движения.

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Всё чаще    использую аудиозаписи или видеозаписи, это облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или помочь освоить.  Новые движения я могу записать в видеозаписи, где дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Очень удобно использовать презентации для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Восприятие музыки.

В разделе «Слушание музыки» использую видео презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята учатся высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном, тем самым развивается речь, мышление, художественный вкус.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А так же применяю презентации для развития голоса, дыхания, в планах активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Прогулка на лыжах», «На машине», «Ветерок», следуя за схематическим изображением мелодии на экране.

Музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, поэтому я широко применяю их в своей деятельности. Заимствую из интернета и создаю авторские игры-презентации.

Тембровый слух очень хорошо помогают развить такие игры, как «Узнай звуки», «Кого встретил колобок», «Попугай повторяй». Дети очень любят игры на развитие ритмического восприятия «Еду на машине», «Мухоморчики», «Колобок», «Снеговики» и др. Они являются переходным, связующим звеном к игре на детских музыкальных инструментах. Здесь важна последовательность в разучивании. Алгоритм следующий:

1.Сначала детей знакомят с разнообразными ритмическими рисунками.

2. Учат их узнавать и воспроизводить по графическим изображениям под музыку.

3. Дети играют их на разных музыкальных инструментах

4. Дети сами придумывают комбинации из различных ритмических рисунков.

Мультимедийные презентации помогают мне с успехом применять здоровье сберегающие и коррекционные технологии -это:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Логоритмические попевки

Игра на детских музыкальных инструментах. При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.

Праздники, развлечения, досуги

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.

На праздниках и развлечениях использую видео презентации в нескольких направлениях.

Первое-это анимационный фон. Включаю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на Новый год я заранее собирала фотографии с детьми в новогодних костюмах. Получился очень красочный видеоролик, который понравился всем.

Другое направление - это когда видео презентация становится частью сюжетной линии. Например, появляется злой Волшебник, который хочет испортить детям праздник, или наливное яблочко показывает нам, Королеву Осень в темнице Кощея Бессмертного. Очень часто на праздниках и досугах к детям с экрана обращаются мульт - герои с какой-либо просьбой. Например, инопланетянин знакомится с детьми и просит их отгадать космические загадки.  Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.

Оформленные видеоматериалы я отправляю на конкурсы.

Использование музыкальным руководителем информационно-коммуникационных технологий  на практике позволяет добиться следующих результатов:

Удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения. Дети активны и раскрепощены. Усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Развитие умственных способностей дошкольников посредством использования интерактивного оборудования

С данной статьей выступала на городском семинаре "Опыт применения интерактивных технологий в коррекционной работе"...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастер...

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством использования авторской технологии Бурениной

В статье описывается опыт работы с дошкольниками над направлением "Музыкальное движение" с использованием авторской технологии А.И. Бурениной...