Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности
статья (старшая, подготовительная группа)

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

Решение проблемы становления креативности и творческих способностей воспитанников детского сада обуславливает постановку важнейшей задачи перед современной теорией и практикой дошкольного образования.

Понятие «творческие способности» изучали такие педагоги как Т.И. Артемьев, В.И. Андреев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубенштейн, К.К. Шатонов и другие.

Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности личности ребенка-дошкольника, определяющие возможность наилучшего положительного умения к осуществлению конкретного вида творческой деятельности и обусловливающие уровень ее успешности в целом.

Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области [5].

В работах Л.С. Выготского изложены идеи практической психологии и мониторинга уровня творчества у детей дошкольного возраста [2].

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, гаджеты и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

От правильного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности дошкольника.

Л.С. Выготский отмечает, что у детей дошкольного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность [2].

Чтобы развивать у детей творческие способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета.

Именно организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы) дают детям полноценное развитие для проявления своего творчества.

 Воспитательные возможности музыкально-игровой деятельности признавали выдающиеся умы прошлого. Значение и силу музыкального влияния на личность отмечали античные философы Аристотель, Пифагор, Платон; средневековые мусульманские философы Авиценна, Фараби. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы, писатели (Г. Гегель, И.Гете, Д. Дидро, Г. Лессинг, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер и другие) [4].

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В детском саду используются на занятиях с дошкольниками четыре основных вида музыкального творчества. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения. 

Таким образом, для того чтобы развитие творческих способностей старшего дошкольника происходило успешно, нужна особая организация занятия: необходимо специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; на занятиях по слушанию использовать музыку других видов музыкальной деятельности; применять «включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баландин В.А. Использование творческих игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. — Краснодар, 1999. — 104 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007.   486 с.
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.
  4. Роль искусства в развитии способностей  дошкольников / Под ред. Е. К. Чукман. М., 2007. 250 с.
  5. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника// Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 2003. 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".

Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....

Научная статья. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности,  характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное сре...