Уровень профессиональной компетентности педагога.
учебно-методический материал

Грязнова Татьяна Михайловна

Уровень профессиональной компетентности педагога. Диагностическая таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_professionalnoy_kompetentnosti_pedagoga.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

           Уровень профессиональной компетентности педагога.

 В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и должностными обязанностями педагога воспитатель выполняет две видовые функции:

1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (развивающая, воспитательная деятельности, общепедагогическая функция, обучение).

2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).

Суммируя приведённые сведения, определим, что воспитатель проводит образовательную деятельность с обучающимися в группе (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной направленности) по реализации основной общеобразовательной программы — образовательной программы дошкольного образования в ДОО.

Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми младенческого и раннего возраста, может быть представлена в виде следующей модели.

Таблица 3

Диагностическая карта

уровня профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми младенческого и раннего возраста

Содержание / блоки

Оценка

I. Интегративная группа личностных характеристик педагога как профессионала

1.мотивы, движущие воспитателем в работе (выбрать один тип):

а) в самореализации (не представляю себя вне профессии):

ВМ > ВПМ > ВОМ

б) в общественном признании, поощрении со стороны коллег, родителей, детей:

ВПМ > ВМ > ВОМ

в) стремление получить материальную выгоду, действие по типу «награждай и проверяй»: ВПМ > ВОМ > ВМ

г) воспитатель не имеет внутренней потребности к педагогическому труду, стремится соответствовать требованиям, избегать административных воздействий (контроль за каждым шагом): ВОМ > ВПМ > ВМ[1]2 

2. умение видеть свой педагогический труд в целом: в единстве целей, задач, способов, условий, результатов — понимание причинно-следственной связи между ними;

3. умение перейти от оценки отдельных достижений детей к оценке результатов, эффективности своего труда в целом (успешность педагога, позитивная социализация ребёнка);

4. умение определять «белые пятна» в своей профессиональной компетентности и компенсировать их;

5. стремление к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию;

6. опыт творческой деятельности, стремление к использованию инноваций в пед. процессе.

II. Общетеоретическая и практическая подготовка

7. методолого-исследовательская компетенция (способность моделировать и проектировать образовательную деятельность с детьми младенческого и раннего возраста);

8. дидактическая компетенция (знание закономерностей образовательной деятельности, их учёт в работе с детьми младенческого и раннего возраста);

9. свободное владение методиками воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста (в объёме, предусмотренном примерной образовательной программой);

10. глубокое знание вариативных образовательных программ, технологий, дополнительных средств обучения в работе с детьми младенческого и раннего возраста;

11. владение актуальной информацией о новых подходах к обучению и воспитанию детей младенческого и раннего возраста и умение использовать эту информацию в работе, способность обобщать и использовать опыт коллег.        

III. Процессуальный блок

а) целеполагание:

12. понимание целей воспитания, обучения и развития ребёнка и их преемственности на разных этапах развития;

13. ориентация на ребёнка как субъекта собственной деятельности в процессе педагогического взаимодействия с детьми младенческого и раннего возраста;

14. умение изучать ситуацию и принимать педагогически целесообразные решения;

15. решение педагогических задач в комплексе, приоритет развивающим целям и задачам;

16. умение определять и грамотно формулировать развивающие, воспитательные и образовательные цели в работе с детьми младенческого и раннего возраста;

б) выбор средств решения педагогических задач:

17. умение соотносить содержание образования с поставленной целью;

18. умение осуществлять интегрирование содержания, преемственность, межпредметные связи;

19. избирать адекватные задачам цели, педагогически целесообразные средства;

в) владение педтехнологиями реализации педагогических целей:

20. умение ориентироваться на конкретные цели и соотносимое с ними содержание образования при выборе педагогических приёмов в аспекте развивающего взаимодействия с детьми младенческого и раннего возраста;

21. умение применять индивидуальный и дифференцированный подход к детям младенческого и раннего возраста;

22. умение применять методы, приёмы, формы обучения и воспитания, соответствующие уровню психического развития ребёнка, учитывая при этом затрату сил и времени.

IV. Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей

23. умение видеть в ребёнке личность со всеми её многообразными особенностями и, соответственно, владеть дифференцированным подходом к ребёнку как средством оптимизации педагогического процесса;

24. умение выявлять зону актуального, ближайшего и потенциального развития ребёнка, условия перехода от одного уровня к другому, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;

25. умение учитывать возрастные особенности, сензитивные периоды развития детей.

V. Умение осуществлять педагогический самоанализ

26. умение фиксировать результаты педагогической деятельности, анализировать, обобщать свой опыт, прогнозировать свою деятельность;

27. умение осуществлять педагогическую деятельность с психологически полной структурой: задачи — способы деятельности — самостоятельный педагогический анализ — меры воздействия;

28. педагогическая рефлексия (предвидение себя в ситуации и обоснование решения с учётом этого).

VI. Педагогическое общение

29. стремление сделать коммуникативно ценными познавательные и практические задачи обучения и воспитания в общении с детьми младенческого и раннего возраста;

30. способность к организации воспитания детей, их перевод с позиции ведомых на позицию сотрудничества посредством диалога;

31. качество речи (правильность, соответствие профессиональному стилю, выразительность);

32. умение устанавливать обратную связь, рефлексировать на опыт своего общения.

VII. Результативный блок

33. умение определять результаты своего труда;

34. умение определять достижения ребёнка, видеть их в динамике;

35. умение определять потенциальный уровень развития ребёнка (актуальная и ближайшая зоны развития).

Обработка и интерпретация результатов диагностики

Обработка результатов

1. Суммируются оценки по каждому блоку (для блока мотивационно-психологической готовности осуществляется выбор одного типа мотивов и соответствующего значения интервала порядковой шкалы для каждого типа).

2. Суммируются итоговые оценки всех блоков, включая мотивационно-психологическую готовность.

3. Итоговое значение интерпретируется в соответствии с интервалами, полученными при расчёте вербально-числовой шкалы.

Как указано выше, полученный итоговый уровень содержит вербальные характеристики сформированности компетентности в целом, уровни каждого блока характеризуют в отдельности пространства развития педагога.

Для 35 утверждений эти интервалы следующие.

Таблица 4

Уровни компетентности

Блок

Уровень

I

II

III

IV

V

VI

VII

Итого

I

0–18

0–15

0–33

0–9

0–9

0–12

0–9

0–115

II

19–30

16–25

34–55

10–15

10–15

13–20

10–15

116–210

III

31–40

26–40

56–88

16–24

16–24

21–48

16–24

211–280

IV

41–60

41–50

89–110

25–30

25–30

49–60

25–30

281–350

IV. 281–350 баллов (оптимальный уровень) — данное качество проявляется «всегда», сформировано на высоком уровне.

III. 211–280 баллов (допустимый уровень) — данное качество проявляется «как правило», в целом сформировано, за исключением некоторых несущественных недостатков.

II. 116–210 баллов (критический уровень) — данное качество проявляется «редко», сформировано на уровне отдельных, не связанных друг с другом элементов;

I. 0–115 баллов (недопустимый уровень) — данное качество «никогда» не проявляется, не сформировано.

Для ссылок и цитирования:

Майер А.А. Диагностика саморазвития, уровня профессиональных компетенций педагога // В кн. Майер А.А., Микляева Н.В., Кирилова Л.Н., Кривенко Е.Е. Портрет педагога раннего детства: особенности профессии: учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок». / Под ред. Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой. —– М.: ИД «Цветной мир», 2018. – С. 10–21.


[1]2 Здесь и далее: типы мотивации:

Внутренние мотивы (ВМ) — личностная потребность в наиболее полной реализации своих способностей, связанных с самоактуализацией.

Внешние положительные мотивы (ВПМ) — различные виды материального и морального поощрения, уважение коллег, родителей, учащихся, положение в обществе, мотивы, связанные с повышением статуса, выполнением ролей.

Внешние отрицательные мотивы (ВОМ) — боязнь компетентного контроля со стороны администрации учреждения и последующих наказаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.

В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...