Уровень профессиональной компетентности педагога.
учебно-методический материал
Уровень профессиональной компетентности педагога. Диагностическая таблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_professionalnoy_kompetentnosti_pedagoga.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень профессиональной компетентности педагога.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и должностными обязанностями педагога воспитатель выполняет две видовые функции:
1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (развивающая, воспитательная деятельности, общепедагогическая функция, обучение).
2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).
Суммируя приведённые сведения, определим, что воспитатель проводит образовательную деятельность с обучающимися в группе (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной направленности) по реализации основной общеобразовательной программы — образовательной программы дошкольного образования в ДОО.
Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми младенческого и раннего возраста, может быть представлена в виде следующей модели.
Таблица 3
Диагностическая карта
уровня профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми младенческого и раннего возраста
Содержание / блоки | Оценка |
I. Интегративная группа личностных характеристик педагога как профессионала | |
1.мотивы, движущие воспитателем в работе (выбрать один тип): | |
а) в самореализации (не представляю себя вне профессии): ВМ > ВПМ > ВОМ | |
б) в общественном признании, поощрении со стороны коллег, родителей, детей: ВПМ > ВМ > ВОМ | |
в) стремление получить материальную выгоду, действие по типу «награждай и проверяй»: ВПМ > ВОМ > ВМ | |
г) воспитатель не имеет внутренней потребности к педагогическому труду, стремится соответствовать требованиям, избегать административных воздействий (контроль за каждым шагом): ВОМ > ВПМ > ВМ[1]2 | |
2. умение видеть свой педагогический труд в целом: в единстве целей, задач, способов, условий, результатов — понимание причинно-следственной связи между ними; | |
3. умение перейти от оценки отдельных достижений детей к оценке результатов, эффективности своего труда в целом (успешность педагога, позитивная социализация ребёнка); | |
4. умение определять «белые пятна» в своей профессиональной компетентности и компенсировать их; | |
5. стремление к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию; | |
6. опыт творческой деятельности, стремление к использованию инноваций в пед. процессе. | |
II. Общетеоретическая и практическая подготовка | |
7. методолого-исследовательская компетенция (способность моделировать и проектировать образовательную деятельность с детьми младенческого и раннего возраста); | |
8. дидактическая компетенция (знание закономерностей образовательной деятельности, их учёт в работе с детьми младенческого и раннего возраста); | |
9. свободное владение методиками воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста (в объёме, предусмотренном примерной образовательной программой); | |
10. глубокое знание вариативных образовательных программ, технологий, дополнительных средств обучения в работе с детьми младенческого и раннего возраста; | |
11. владение актуальной информацией о новых подходах к обучению и воспитанию детей младенческого и раннего возраста и умение использовать эту информацию в работе, способность обобщать и использовать опыт коллег. | |
III. Процессуальный блок | |
а) целеполагание: | |
12. понимание целей воспитания, обучения и развития ребёнка и их преемственности на разных этапах развития; | |
13. ориентация на ребёнка как субъекта собственной деятельности в процессе педагогического взаимодействия с детьми младенческого и раннего возраста; | |
14. умение изучать ситуацию и принимать педагогически целесообразные решения; | |
15. решение педагогических задач в комплексе, приоритет развивающим целям и задачам; | |
16. умение определять и грамотно формулировать развивающие, воспитательные и образовательные цели в работе с детьми младенческого и раннего возраста; | |
б) выбор средств решения педагогических задач: | |
17. умение соотносить содержание образования с поставленной целью; | |
18. умение осуществлять интегрирование содержания, преемственность, межпредметные связи; | |
19. избирать адекватные задачам цели, педагогически целесообразные средства; | |
в) владение педтехнологиями реализации педагогических целей: | |
20. умение ориентироваться на конкретные цели и соотносимое с ними содержание образования при выборе педагогических приёмов в аспекте развивающего взаимодействия с детьми младенческого и раннего возраста; | |
21. умение применять индивидуальный и дифференцированный подход к детям младенческого и раннего возраста; | |
22. умение применять методы, приёмы, формы обучения и воспитания, соответствующие уровню психического развития ребёнка, учитывая при этом затрату сил и времени. | |
IV. Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей | |
23. умение видеть в ребёнке личность со всеми её многообразными особенностями и, соответственно, владеть дифференцированным подходом к ребёнку как средством оптимизации педагогического процесса; | |
24. умение выявлять зону актуального, ближайшего и потенциального развития ребёнка, условия перехода от одного уровня к другому, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения; | |
25. умение учитывать возрастные особенности, сензитивные периоды развития детей. | |
V. Умение осуществлять педагогический самоанализ | |
26. умение фиксировать результаты педагогической деятельности, анализировать, обобщать свой опыт, прогнозировать свою деятельность; | |
27. умение осуществлять педагогическую деятельность с психологически полной структурой: задачи — способы деятельности — самостоятельный педагогический анализ — меры воздействия; | |
28. педагогическая рефлексия (предвидение себя в ситуации и обоснование решения с учётом этого). | |
VI. Педагогическое общение | |
29. стремление сделать коммуникативно ценными познавательные и практические задачи обучения и воспитания в общении с детьми младенческого и раннего возраста; | |
30. способность к организации воспитания детей, их перевод с позиции ведомых на позицию сотрудничества посредством диалога; | |
31. качество речи (правильность, соответствие профессиональному стилю, выразительность); | |
32. умение устанавливать обратную связь, рефлексировать на опыт своего общения. | |
VII. Результативный блок | |
33. умение определять результаты своего труда; | |
34. умение определять достижения ребёнка, видеть их в динамике; | |
35. умение определять потенциальный уровень развития ребёнка (актуальная и ближайшая зоны развития). |
Обработка и интерпретация результатов диагностики
Обработка результатов
1. Суммируются оценки по каждому блоку (для блока мотивационно-психологической готовности осуществляется выбор одного типа мотивов и соответствующего значения интервала порядковой шкалы для каждого типа).
2. Суммируются итоговые оценки всех блоков, включая мотивационно-психологическую готовность.
3. Итоговое значение интерпретируется в соответствии с интервалами, полученными при расчёте вербально-числовой шкалы.
Как указано выше, полученный итоговый уровень содержит вербальные характеристики сформированности компетентности в целом, уровни каждого блока характеризуют в отдельности пространства развития педагога.
Для 35 утверждений эти интервалы следующие.
Таблица 4
Уровни компетентности
Блок Уровень | I | II | III | IV | V | VI | VII | Итого |
I | 0–18 | 0–15 | 0–33 | 0–9 | 0–9 | 0–12 | 0–9 | 0–115 |
II | 19–30 | 16–25 | 34–55 | 10–15 | 10–15 | 13–20 | 10–15 | 116–210 |
III | 31–40 | 26–40 | 56–88 | 16–24 | 16–24 | 21–48 | 16–24 | 211–280 |
IV | 41–60 | 41–50 | 89–110 | 25–30 | 25–30 | 49–60 | 25–30 | 281–350 |
IV. 281–350 баллов (оптимальный уровень) — данное качество проявляется «всегда», сформировано на высоком уровне.
III. 211–280 баллов (допустимый уровень) — данное качество проявляется «как правило», в целом сформировано, за исключением некоторых несущественных недостатков.
II. 116–210 баллов (критический уровень) — данное качество проявляется «редко», сформировано на уровне отдельных, не связанных друг с другом элементов;
I. 0–115 баллов (недопустимый уровень) — данное качество «никогда» не проявляется, не сформировано.
Для ссылок и цитирования:
Майер А.А. Диагностика саморазвития, уровня профессиональных компетенций педагога // В кн. Майер А.А., Микляева Н.В., Кирилова Л.Н., Кривенко Е.Е. Портрет педагога раннего детства: особенности профессии: учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок». / Под ред. Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой. —– М.: ИД «Цветной мир», 2018. – С. 10–21.
[1]2 Здесь и далее: типы мотивации:
Внутренние мотивы (ВМ) — личностная потребность в наиболее полной реализации своих способностей, связанных с самоактуализацией.
Внешние положительные мотивы (ВПМ) — различные виды материального и морального поощрения, уважение коллег, родителей, учащихся, положение в обществе, мотивы, связанные с повышением статуса, выполнением ролей.
Внешние отрицательные мотивы (ВОМ) — боязнь компетентного контроля со стороны администрации учреждения и последующих наказаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...
Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»
Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...