Сказка как средство общения.
статья (старшая группа)

Миронова Анжелла Эдуардовна

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель воспитателя- дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

                  Сказка – как  средство общения.

   С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель воспитателя- дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так, что бы сказка  была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания.

   В своей работе с детьми я использую два варианта знакомства ребенка со сказкой: сказка для чтения, сказка для театрализации.

   Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от взрослого требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

  При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

   При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть предварительно отработанны. Работая с куклами, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации. Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.

  Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

  Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отраженна во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на

«театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

  Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те, кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому.

   В работе по ознакомлению со сказкой, я стараюсь вовлечь и родителей. Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее.

  Так же родители сделали нам много ксерокопий, раскрасок по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при этом содержание сказки.

   Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно- ролевые игры. Сказка и игра- самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа формирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения.

усовершенствованная учебная программаформирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

«Сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка».

  Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии  ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...