Конспект занятия «Опыты со светом»
Цель
расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
1) Дать понятие о возникновении света и тени
2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
3).Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него
4) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
5). Воспитывать самостоятельность, активность.
Активизация словаря:
проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается, маталлический, деревянный, пластмассовый.
Оборудование:
волшебный сундучок, фонарики, настольная лампа, металические ложки, цветные стёкла, лупы, картон, белая бумага, расческа, ткань, дощечки, пластмассовые тарелки, экран теневого театра, фигурки теневого театра.
Ребята! Сегодня мы будем играть со светом. Отправимся путешествовать. Посмотрите какая у меня есть коробка. Как выдумаете в ней что-нибудь лежит? (выключенный фонарик)
Смотрят дети, ничего не видят.
- Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).
Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Включаю фонарик. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
- Почему мы теперь увидели что лежит в коробке? (в коробке стало светло)
Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
- Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна).
А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).
- Правильно, значит : свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Игра «Свет бывает разный»
— Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.
Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (фонарики). Давайте возьмем собой фонари.
Давайте вспомним правила пользования фонариком.
Дети: - включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться
В. -А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья (вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)
-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонариков?
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх) (света становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)
-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)
-Когда светло фонарики можно выключить.
Подходит к столу с разными предметами
-Посмотрим, что это за предметы, ребята (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать
сквозь дощечку? (ответы детей)
Проводим опыты:
дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.
-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)
-А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
-Через какие предметы свет проходит?
-А через какие предметы свет не проходит?
Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.
В путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)
-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика?
(ответы детей)
-Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
-А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
-А как включить свечу? (её надо зажечь)
Опыт
«Что дает больше света?
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают
яркость света.
-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.
Опыт «ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?
- Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) .
Опыт «Расческа»
Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).
- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)
- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)
Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями
на листе бумаги?
Вывод:
Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.
-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Значит, бывает тень без света? (нет)
Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)
-Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
• «Теневой театр». Слайд-шоу какие теневые театры бывают (силуэты рук, из силуэтов людей и с помощью фигурок на палочках) Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных.
Игра «Угадай кто это»
Мы сделали занавес теневого театра из такани,которая не пропускает свет и попробовали поиграть, угадают ли они что спрятано за ширмой! Оказывается не любая ткань пропускает свет.
Поменяли ткань и стала показывать тени героев сказки "Колобок" !
Угадав сказку, ребята с удовольствием поиграли в театр теней.
Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах.