Картотека по развитию графических навыков с помощью игр для средней группы
картотека (средняя группа)

Чаркина Марина Валериевна

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Дидактические игры, направленные на развитие графических навыков предполагают также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Некоторые дети в возрасте 4-5 лет на занятиях по рисованию с трудом осваивают технику рисования. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, лепке, аппликации. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми учебной программой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека по развитию графических навыков с помощью дидактических игр

Ведение.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Дидактические игры, направленные на развитие графических навыков предполагают также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Некоторые дети в возрасте 4-5 лет на занятиях по рисованию с трудом осваивают технику рисования. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, лепке, аппликации. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми учебной программой.

У детей 4-5 лет наблюдаются некоторые затруднения в двигательной сфере. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Особую сложность для детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания. Детям свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром. В то же время практика работы показывает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например, бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. В процессе выполнения различных движений формируются психические качества. Основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, — это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.

У дошкольников наблюдается несформированность всех этих этапов. Для успешного овладения чтением, письмом и другими учебными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).


Содержание.

  1. Д/и «Из чего сделано?»
  2. Д/и «Найди такую же».
  3. Д/и «Новоселье куклы».
  4. Д/и «Что кому?»
  5. Д/и «Кто что слышит?»
  6. Перспективный план по работы по развитию графических навыков с помощью дидактических игр


Д/и «Из чего сделано?»

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование "чудесного мешочка".

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же, сделанные из них вещи. Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись. Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д. В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также, их не ярко выраженное качество.

Д/и «Найди такую же».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо взрослому. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу взрослого.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание. - Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди! Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к взрослому и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, взрослый ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал: - Раз-два-три! Одинаковых найди! Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но взрослый напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Дети молчат. Далее взрослый переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга. - Раз-два-три! Одинаковых найди! Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. К этой игре чаще нужно привлекать детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав.

Д/и «Новоселье куклы».

Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся только к одному слову, названному взрослым. Предметы надо класть или ставить в определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Взрослый освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты. - У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! - начинает игру взрослый. Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся. - Вот теперь мы и поиграем в игру - новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Юля, Света и Вика и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли. Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Взрослый продолжает руководить: - Теперь пойдут Матвей, Лера и Вова и принесут посуду - обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас? - Игрушки! Много игрушек! - говорят дети. Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках. В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное - взрослый побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в новом доме. В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

Д/и «Что кому?»

Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровые действия. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У взрослого на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки: набор медицинских инструментов, набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и т.д. Взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: "Он нужен столяру, плотнику". Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, взрослый предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Д/и «Кто что слышит?»

Дидактическая задача. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Игровые правила. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Ход игры. На столе у взрослого стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит игрушечное пианино, погремушка и др., т.е. все, что найдете звучащее, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, взрослый просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. "Книгу листает, листики шуршат", - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал. Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише). Такую игру можно проводить и на прогулке. Взрослый обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, машина сигналит, листья шелестят и т.д.

Перспективный план по работы по развитию графических навыков с помощью дидактических игр

Название дидактической игры

Задачи

Содержание

Сентябрь

«На что похоже»

Формировать представления о предметах прямоугольной формы. Обогащение словаря.

Игровое упражнение: «Обведи по точкам»

Д/и «Назови предмет по признакам»

«Во саду ли в огороде»

Познакомить детей с понятиями «большой – средний - маленький» Формировать у детей знания об овощах и фруктах.

Игровое упражнение: «Помоги Кате дойти до сада»

Игровое упражнение: «Каждый овощ в свою корзину»

Октябрь

«Что растет на грядке»

Формировать представления о тех овощах, которые растут на грядке. Учить детей различать овощи по внешнему виду.

Д/и «Сбор урожая»

Игровое упражнение: «Нарисуй овощ круглой формы».

«Найди такой же по форме»

Формировать представления о внешних сходствах предметов, учить детей их находить.

Игровое упражнение: «Дорисуй»

«Что катится?»

Познакомить детей с формой предметов, учить сравнивать куб и мяч. Формировать навыки обследования и сравнения.

Чтение стихотворения С. Маршак «Мяч». Игра - соревнование «Кто быстрее докатит мяч до ворот?»

«Почтовый ящик»

Учить определять форму, соответствующую фигуре. Обследовать форму фигур. Формировать умение определять расположение предметов и объектов на плоскости.

Игровое упражнение: «Какой формы посылка?»

Игровое упражнение «Найди дорогу до почты».

Ноябрь

«Оденем кукол»

Познакомить с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Формировать умения устанавливать размерные отношения между объектами.

Игровое упражнение «Чей больше?»

Д/и «Виды одежды»

«Воздушные шары»

Повторить понятия «шар-круг» Развивать внимание детей. Учить находить одинаковые предметы, опираясь на характерные особенности.

Игровое упражнение: «Цветочная полянка»

Игровое упражнение: «Подбери заплатку»  

«Спрячь Мышку»

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с квадратом, кругом, треугольником. Продолжать знакомить с признаками предметов.

П/и «Кот и мыши»

Игровое упражнение: «Угости мышку»

«Сравни предметы»

Учить сравнивать предметы, находя схожие черты. Привлечь внимание детей к передаче соотношения предметов по признакам (величине, форме, цвету)

Игровое упражнение: «Раскрась одним цветом»

Декабрь

«Найди такой же»

Развивать внимание. Учить находить одинаковые предметы. Совершенствовать умения сравнивать предметы по внешним признакам.

Игровое упражнение: «Найди пару»

«Найди ошибки»

Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Развивать умение использовать различные средства выразительности.

Игровое упражнение: «Дорисуй»

«Запомни узор»

Учить по памяти воспроизводить заданный узор, постройку. Развивать умение анализировать образец постройки, узора, выделяя основные части.

Игровое упражнение: «Что изменилось?»

«Подарки для куклы»

Развивать воображение, фантазию детей. Повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Игровое упражнение: «Угостим куклу»

Январь

«Что бывает круглым»»

Формировать представления детей о предметах круглой формы.

Игровое упражнение: «Нарисуй снеговика»

«Волшебные палочки Снежной королевы»

Развивать фантазию и воображение детей. Учить детей применять свои навыки в изображении незнакомых предметов.

Игровое упражнение: «Нарисуй палочки»

«Что бывает треугольным»

Формировать представления о предметах треугольной формы.

Игровое упражнение: «Обведи треугольные предметы.

Февраль

«Светофор»

Закреплять знания о светофоре, правилах дорожного движения.

Рисование на тему: «Трехглазый часовой»

«Геометрическое лото»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровое упражнение: «Дорисуй, на что похоже?»

«Проводы зимы»

Рассказать ребятам о масленице, о культуре и традициях нашего народа.

Рисование на тему: «Блины, блины, блинчики мои»

«Храбрые вояки»

Формировать у детей знания о мужских качествах, о том, что мужчины должны защищать женщин.

П/и «Выше, быстрее, сильнее»

Игровое упражнение: «Обведи звезду»

Март

«Подарки маме»

Прививать детям чувства любви, уважения, нежности к мамам»

Рисование на тему: «Подарок для любимой мамочки моей»

«Бегут ручьи»

Закреплять знания о весне как о времени года.

Игровое упражнение: «Нарисуй свой ручей»

«Оденем куклу»

Формировать представления детей о внешнем виде детей весной.

П/и «Весенние капельки»

Игровое упражнение: «Весенний дождик»

«Домашние питомцы»

Формировать у детей желание ухаживать за своими питомцами.

Игровое упражнение: «Накорми своего питомца»

Апрель

«Первые весенние цветы»

Формировать представление детей о подснежниках,

П/и «Собери букет»

Игровое упражнение: «Нарисуй подснежник»

«Транспорт»

Закреплять знания о транспорте, прививать любознательность.

Игровое упражнение: «Нарисуй дорожку»

«Составь по образцу»

Формировать у детей мыслительные способности: анализ и синтез.

Игровое упражнение: «Нарисуй такой же»

«Продолжи цепочку»

Формировать способность анализировать, внимание и память.

П/и «Перепрыгни»

Игровое упражнение: «Продолжи ряд»

Май

«Волшебные одуванчики»

Формировать представления детей о приходе весны, о ее признаках.

Игровое упражнение: «Заштрихуй правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию графических навыков и элементов письма. Старшая логопедическая группа. Тема: "Игрушки".

Цель занятий по развитию графических навыков и элементов письма - создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук, для подготовки детей к овладению письмом; совершенствовать движения рук ...

Занятие педагога-психолога на развитие коммуникативных навыков и пространственного ориентирования детей средней группы

Занятие педагога-психолога на развитие коммуникативных навыков и пространственного ориентирования детей средней группыЗадачи:Развитие умения ориентироваться в микропространстве и на листе бумагиРазвит...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие графического навыка у дошкольников средней группы»

Актуальность данного навыка заключается в том, что он позволяет решать много задач и проблем в обучении детей....

Конспект открытого занятия по развитию математических навыков «Путешествие с колобком» в средней группе.

Цели:Образовательные:закреплять знание основных геометрических фигурзакрепить счет до пятиформировать навык конструирования из геометрических фигурРазвивающие:развивать воображениеразвивать творческие...

Перспективный план работы по развитию описательной речи с помощью мнемотаблиц в средней группе

Использование метода  мнемотехники в обучении детей связной речи позволяет научить детей составлять план высказывания и формулировать предложения. Также данный метод позволяет быстро научить дете...

Конспект НОД по развитию конструктивных навыков и технического творчества детей средней группы «В поисках клада» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: активизация и закрепление конструкторских навыков и умений посредством участия в игре-квесте. Задачи:Образовательные:Закреплять конструкторские навыки детей. Упражнять в плоскостном моделир...