Перспективный план работы по развитию описательной речи с помощью мнемотаблиц в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Использование метода мнемотехники в обучении детей связной речи позволяет научить детей составлять план высказывания и формулировать предложения. Также данный метод позволяет быстро научить детей называть предметы, различать их характеристики и выделять особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 834.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Дзержинского района
630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а
тел.: 267-67-11
e-mail: ds_373_nsk@nios.ru
Перспективный план работы
по развитию описательной речи
с помощью мнемотаблиц
в средней группе
Учитель-логопед: Потапова М.В.
Новосибирск 2019
Темы | Программное содержание образовательной деятельности | Краткое содержание занятий |
Составление описательного рассказа об игрушечном транспорте. | Цель: учить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемодорожки. Задачи: 1. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов и обобщать их. 2. Развивать логическое мышление детей, зрительное внимание, восприятие. 3. Развивать связную речь детей. 4. Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания. | 1. Создание эмоционального настроя на занятие – стихотворение-приветствие. 2. Загадывание загадок. 3. Рассматривание картинок с наземным транспортом и беседа по ним. 4. Физминутка 5. Рассматривание и обсуждение мнемодорожки. 6. Образец описательного рассказа воспитателя о грузовике по мнемодорожке. 7. Рассказ детей о грузовике с помощью мнемодорожки. 8. Итог занятия. |
Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки) | Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки). Задачи:
| 1. Сюрпризный момент – появление спрятанных под тканью игрушек. 2. Путешествие в страну игрушек. 3. Беседа об игрушке. 4. Рассказ-образец воспитателя описания игрушки по мнемодорожке. 5. Физминутка. 6. Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок вынимает игрушку из мешочка и описывает её по мнемодорожке. 7. Возвращение в группу из путешествия. 8. Итог занятия. |
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему
| Цель: формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ с опорой на мнемодорожку. Задачи: соотносить внешний вид фруктов с геометрическими формами; учить узнавать фрукты по описанию; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; активизировать словарь по теме «Фрукты»; воспитывать доброжелательность, навык коллективной работы и культуры общения. | 1. Фруктовая фея передала корзинку яблок с заданиями. 2. Мотивационно-побудительный установка на занятие. 3. Отгадывание загадок. 4. Д/и «Узнай по описанию». 5. Словесная игра «На что похоже?» 6. Физминутка. 7. Образец описательного рассказа воспитателя 8. Составление описательного рассказа о фруктах детьми. 9. Итог занятия. Угощение настоящими яблоками. |
Составление описательного рассказа использованием схемы «Профессии» | Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему. Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий. Развивать память, внимание, мышление. | 1. Игра “Отгадай загадки, назови профессии”. 2. Звучит музыка. Вбегает Незнайка (ребенок подготовительной группы). (Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Ошибки Незнайки исправляют дети.) 3. Игра с мячом “Кто где работает?” 4. Игра “Кем ты будешь?”. Дети отвечают предложением. 5. Игра “Кому, что нужно для работы?” 6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме. |
Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемодорожку
| Цель: продолжать учить детей составлять описательный рассказ с использованием мнемотехники. Задачи: учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемодорожку; активизировать словарь детей по теме «Одежда»; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды. | 1. Сюрпризный момент – посередине группы на полу стоит сундучок. Чтобы он открылся нужно сказать, кто во что одет. Сундучок открылся, а в сундучке одежда для кукол. 2. Пришла в гости кукла Катя. Она одета не сезону. Нужно подобрать одежду для куклы Кати. 3. Физминутка 4. Д/и «Узнай по описанию» 5. Дети подбирают одежду для куклы Кати. 6. Воспитатель вместе с ребёнком составляет первый рассказ по мнемодорожке. 7. Дети составляют описательный рассказ о предмете одежды по мнемодорожке. 8. Рефлексия. |
Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя мнемотаблицу. Задачи: - Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда». - Закреплять знания о назначении посуды. - Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту. - Развивать монологическую речь, память, внимание. - Воспитывать интерес к занятию. | 1. Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». 2. Беседа по стихотворению. 3. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором расставлена обеденная посуда. Дети рассматривают и сравнивают посуду. 4. Физминутка 5. Д/и «Скажи наоборот» 6. Д/и «Магазин посуды». (Ребёнок может купить посуду, но надо правильно описать её) Составление описательного рассказа о посуде по мнемотаблице. 7. Итог занятия. Игра «Отвечай быстро». |
Составление описательного рассказа о посуде «Поможем Федоре». | Цель: учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему. Задачи: учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная. учить детей образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка) уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.). | 1. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора». 2. Игра «Разложи Федорину посуду» 3. Игра «Что где находится» 4. Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко Т.А. (с помощью воспитателя) 5. Итог занятия. |
Составление описательного рассказа о лошади с использованием мнемотаблицы | Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели. Задачи: -актуализация словаря по теме «Домашние животные»; -совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным); -способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; -продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление; -воспитывать доброжелательные отношения к животным. | 1. Дети подходят к столу. Д/и «Теремок» (дети отбирают картинки с домашними животными). 2. Разгадывание загадки. 3. Работа с картинками-схемами. 4. Физкультминутка. 5. Составление описательного рассказа о лошади на основе опорных схем. 6. Игра «Хорошо-плохо» 7. Д.и «Какой?Какая?» 8. Рефлексия. |
Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем | Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели. Задачи: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным) Способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. Продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Воспитывать доброжелательные отношения к животным. | 1. Дети подходят к столу. 2. Разгадывание загадки. 3. Работа с картинками-схемами. 4.Составление описательного рассказа на основе опорных схем. 5. Игра «Хорошо-плохо» 6. Д.и «Какой? Какая?» 7. Рефлексия. |
Составление описательного рассказа о белочке. | Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. Задачи: учить детей самостоятельно составлять схемы-модели для составления описательного рассказа; закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы; развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; | 1. Загадка о времени года. 2. Прогулка в лес. 3. Встречаемся с Ёжиком и помогаем ему искать Белочку. 4. Самостоятельное составление детьми схем-моделей для описания белочки. 5. Физкультминутка. 6. Составление детьми рассказов о белочке. 7. Прощание с Ёжиком и возвращение в группу. 8. Итог занятия. |
«Дикие животные». Составление описательного рассказа о диком животном по мнемотаблице. | Цель: развивать умение детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице. Задачи: -актуализация словаря по теме «Дикие животные»; -совершенствование грамматического строя речи; -способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; -продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление; -воспитывать доброжелательные отношения к животным. | 1. Сюрпризный момент – воздушный шарик с письмом от Слонёнка из Африке, написанное значками, потому что Слонёнок не умеет читать и писать. 2. Дети разгадывают текст письма. Слонёнок просит детей рассказать о животных их родного края и отправить ему эти рассказы. 3. С помощью волшебного сундучка дети выбирают животных, о которых будут составлять рассказы. 4. В волшебном сундучке лежит ещё один конверт с разрезанными мнемоквадратами для составления мнемотаблицы. Дети делятся на команды и собирают эти мнемоквадраты. 5. Физкультминутка. 6. Дети собирают из мнемоквадратов мнемотаблицу и составляют описательный рассказ о диком животном. 7. Дети заполняют табличку для письма Слонёнку. 8. Рефлексия. |
Составление описательного рассказа по теме «Весна идет» | Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели о времени года. Задачи: продолжать учить детей самостоятельно составлять схемы-модели для составления описательного рассказа; закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении составлять описательный рассказ о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. | 1. Создание эмоционального настроя на занятие – стихотворение-приветствие. 2. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему). Активизировать словарь детей по теме «Весна». 3. Воспитатель предлагает детям сделать книжку о весне. 4. Физкульминутка «Речка голубая» 5. Изготовление мнемотаблиц детьми из готовых мнемоквадратов. 6. Составление детьми описательных рассказов о весне по своим мнемотаблицам. Воспитатель записывает рассказы. 7. Изготовление книги. 8. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по физической культуре для детей младшей и средней группе.
Перспективный план занятий по физической культуре для детей младшей и средней группы.(по К.К.Утробиной)№месяцОбщераз-вивающиеупражнения.Цель. Основные видыдвиженияВеселыйтренингПодвижн...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИИ СРЕДНЯЯ ГРУППА
ПЕРСПЕКТИВНЫЙПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИИ СРЕДНЯЯ ГРУППА...

Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы.
Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»
Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

«Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» при помощи мнемотаблицы в средней группе»
Не для кого не секрет что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу...