Исследовательский проект в детском саду
консультация

Чернега Наталья Николаевна

Консультация для педагогов "Исследовательский проект в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект в детском саду

Интерес к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений об окружающем мире — важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый здоровый ребенок — уже с рождения исследователь. К концу 6-го начало 7-го года жизни интенсивно формируются все стороны жизни ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоциональная, действенно-практическая. Информация, полученная в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее той, что получена от взрослого в ходе общения. Однако, желание ребенка исследовать окружающий мир носит бессистемный характер, и его нелегко использовать при решении педагогических задач в группе детей. Почему бы не попытаться взрослому помочь ребенку оформить его идеи в исследовательский проект?

Исследовательский проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок проблемных ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой, окружающей действительностью.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность ребенка и взрослого по решения актуальных теоретических и практических задач. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Сведения, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок включался в собственную исследовательскую деятельность, делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Задачами исследовательской деятельности являются:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проект состоит из: замысла (проблемы, средств его реализации (решения проблемы) и получаемых в процессе реализации результатов.

Исследование дошкольника, как и любого взрослого, включает следую-щие основные этапы:

• выбор темы исследования

• выделение и постановку проблемы

• выработку гипотезы

• поиск и предложение возможных вариантов решения

• сбор материала

• обобщение полученных данных

• подготовку материалов исследования к защите

• защита проекта.

Прежде чем, дети смогут создавать собственные исследовательские проекты, им нужно многому научиться и накопить необходимый опыт, развить так называемые исследовательские навыки и умения. Основой для этого является экспериментальная деятельность. В нашей группе создан  центр науки и экспериментирования, где старшие дошкольники под руководством педагогов и самостоятельно могут проводить несложные опыты. Наблюдение за живыми и неживыми объектами, знакомство со свойствами предметов и явлениями природы, встреча с парадоксами (например: о корабле — металл тонет в воде, а корабль, сделанный из металла — нет, все это помогает ребенку развивать мыслительную деятельность.

Исследовательский проект с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно - 5 этапов.

На I этапе выбирается тема проекта. Для этого необходимо придержи-ваться следующих правил:

1. Тема должна быть интересна детям.

2. Тема должна быть актуальна и полезна участникам исследования.

3. Тема должна быть оригинальна (элемент неожиданности, необычно-сти).

4. Работа по этой теме могла бы быть выполнена относительно быстро.

5. Должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Далее педагог помогает ребенку обозначить проблему, которую необходимо будет решить в процессе работы над проектом. Необходимо учесть наличие необходимых для ее решения средств и материалов, возможность проведения исследование ребенком или группой детей с помощью взрослого и получение результата.

На II этапе необходимо выдвинуть гипотезу, которую нужно будет подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Выдвижение гипотезы (предположения) дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение, быть уверенным в том, что его высказывание примут для обсуждения.

Гипотеза (предположения) могут начинаться со слов:

• может быть

• предположим

• допустим

• возможно

• что если…

На III этапе дети занимаются поиском и сбором информации. В этом им помогают, конечно же, взрослые - педагоги и родители, другие члены семьи.

Следует отметить, что в ходе организации проектной исследовательской деятельности детей большое значение имеет тесное взаимодействие с родителями. Педагоги заранее посвящают родителей в предстоящую работу и рассказывают об ожидаемых результатах.

Весь наработанный материал собирается и оформляется в папку. Отдельные файлы наполняются информацией из различных источников.

Результатами исследования могут быть рецепты, продукты деятельности детей, памятки, имеющие практическую значимость. Это может быть рассказ ребенка, детский рисунок. Вместе с взрослым ребенок может изготовить макет, сделать фото, приготовить из овощей и фруктов какое – либо блюдо, пригласив друзей и родителей на чаепитие.

На IV этапе работы над исследовательским проектом необходимо подготовить полученные материалы исследования к защите. Форма его может быть самой разнообразной: рассказ ребенка или группы детей о проведенной работе, электронная презентация, театрализованное представление и т. п.

Защита проекта — заключительный – V этап работы над исследовательским проектом.

Участие детей в создании исследовательских проектов и их защите навсегда откроет дверь в мир безграничного познания и вечных вопросов, на которые юный исследователь легко сможет сам находить ответы.

Метод исследовательских проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в процессе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект в детском саду "Симфонический оркестр"

Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов всех групп симфонического оркестра....

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Шарая Н.В., воспитательГБДОУ детский сад №68 Приморского районаСанкт-ПетербургаИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова!»

Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хл...

Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"

Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В  группе &l...

Познавательно-исследовательский проект в детском саду старшей подгруппы «Термометр и температура»

Проектная деятельность даёт возможность развивать у детей умения выявлять проблему, проводить наблюдения, практические работы, эксперименты....

Познавательно - исследовательский проект в детском саду для детей 5-6 лет «Огород на подоконнике».

Цель:1. Создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.2. Обобщить и расширить знания дошкольн...