Виды культурных практик
презентация

Мусатова Ольга Александровна

Существует несколько вариантов культурных практик:

1. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

2. Творческая мастерская.

3. Музыкально-театральная и литературная гостиная.

4. Сенсорный и интеллектуальный тренинг.

5. Детский досуг.

6. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

7. Совместная игра детей и педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_kulturnyh_praktik.docx16.97 КБ
Файл prezentatsiya_kulturnye_praktiki_2.pptx239.96 КБ

Предварительный просмотр:

Существует несколько вариантов культурных практик:

1. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

2. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

3. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.

4. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

5. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

6. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

7. Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками

Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды культурных практик Подготовила: воспитатель Мусатова О. А.

Слайд 3

СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА Цель : формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста.

Слайд 4

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ Цель : создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей.

Слайд 5

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ Цель : создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Слайд 6

СЕНСОРНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия .

Слайд 7

ДЕТСКИЙ ДОСУГ Цель: создание условий для отдыха, развлечения , игры целенаправленно организуемые взрослыми

Слайд 8

КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе

Слайд 9

СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ Цель : обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды культурных практик

Виды культурных практик...

Консультация для педагогов "Виды культурных практик"

Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:v  правовые практики;v  практики куль...

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации  образовательной программы дошкольного образования"...

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Культурные практики в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребенка, требующей о воспроизводящей определенный набор социально-нормативных характе...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...