Консультация для педагогов "Виды культурных практик"
консультация на тему

Рейх Татьяна Фёдоровна

Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:

v  правовые практики;

v  практики культурной идентификации;

v  практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;

v  практики свободы;

v  практики расширения возможностей ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_kulturnyh_praktik.doc61 КБ
Файл prezentatsiya_kulturnye_praktiki.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Виды культурных практик

В некоторых примерных основных образовательных программах дошкольного образования, размещенных на сайте ФИРО термин «культурные практики» уже используется, хотя определяется по-разному.

В программе «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе. О.В.Солнцевой под культурными практиками понимают различные формы совместной деятельности, «ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, которые организуются во второй половине дня и носят преимущественно подгрупповой характер. Авторы подчеркивают, что «В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей». К культурным практикам в программе «Детство» относятся: совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительно-эмоционального опыта, творческая мастерская, музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), сенсорный и интеллектуальный тренинг, детский досуг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:

  • правовые практики;
  • практики культурной идентификации;
  • практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;
  • практики свободы;
  • практики расширения возможностей ребенка.

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Данные практики дают возможность:

  • знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  • формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста,
  • вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
  • Контроль за своим поведением в процессе разных видов деятельности и вне их.
  • Бережное отношение к живым объектам окружающей среды.

Правовые практики создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию - «Узнай себя»;
  • самоопределению - «Выбирай себя»;
  • самореализации - «Проявляй себя»;
  • саморегуляции - «Контролируй себя»;(очень соответствует правовым практикам)
  • совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации-это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры

Данные практики способствуют:

  • формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
  • интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Содержание практики культурной идентификации:

  • Формирование ребёнком представлений о мире через познавательно-исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность детей

Практики целостности – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные  возможности,  созидать  комфортное  душевное состояние,  познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практика целостности способствует единству:

  • физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности;  овладению  им  основными  культурно-гигиеническими  навыками,  самостоятельному  выполнению  доступных  возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;  
  • эмоционально-ценностного  развития  – как  совокупности  сознательной,  эмоциональной  и  волевой  сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
  • духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания –мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Целостность личности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной).

Практики свободы-практики выбора ребенком самостоятельной деятельности, в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

  • развитию активности  ребенка;  принятию  живого  заинтересованного  участия  в  образовательном  процессе;  умению  в  случаях  затруднений
  • развития умения обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;  
  • овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
  • формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)

Содержание практики свободы

Активность ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, принятие живого заинтересованного участия в образовательном процессе.

  • Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому.
  • Способность управлять своим поведением.
  • Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способность изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
  • Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
  • Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
  • Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
  • Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской продуктивной деятельности.
  • Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Практики расширения возможностей ребенка-практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

Практики расширения возможностей ребенка способствуют:

  • развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения  новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
  • в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
  • Активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности

На основе культурных практик происходит обновление содержаний дошкольного образования:

  • становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития в ДОО.
  • становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей;
  • становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту);
  • становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

\ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 с. Подлесное Марксовского района Саратовской области Виды культурных практик Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Рейх Татьяна Ф ёдоровна

Слайд 2

Что такое «культурные практики»? В программе « Детство» п од культурными практиками понимают различные формы совместной деятельности, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, которые организуются во второй половине дня и носят преимущественно подгрупповой характер.

Слайд 3

К культурным практикам в программе «Детство» относятся: Совместная игра воспитателя и детей Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) Сенсорный и интеллектуальный тренинг Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Слайд 4

Масловская Светлана Викторовна выделяет следующие виды культурных практик : правовые практики; практики культурной идентификации; практики целостности телесно-душевно-духовной ( биопсихосоциальной ) организации личности ребенка; практики свободы; практики расширения возможностей ребенка.

Слайд 5

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. Данные практики дают возможность:  знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;  формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;  воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста,  вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.  Контроль за своим поведением в процессе разных видов деятельности и вне их.  Бережное отношение к живым и не живым объектам окружающей среды.

Слайд 6

У детей развиваются способности к: «Действуй совместно». «Выбирай себя» «Контролируй себя» «Узнай себя»; « Проявляй себя»;

Слайд 7

Что же можно считать культурной практикой? К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике

Слайд 8

Практики культурной идентификации -это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры Данные практики способствуют: формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др. интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.  т.е. Формирование у ребёнка представлений о мире через познавательно-исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность.

Слайд 9

Практики целостности – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность . Практика целостности способствует единству: физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни; эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений); духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания –мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия). Целостность личности телесно-душевно-духовной ( биопсихосоциальной )

Слайд 10

Практики свободы -практики выбора ребенком самостоятельной деятельности, в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Практики свободы способствуют:  развитию активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений  развития умения обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;  овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;  формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)

Слайд 11

Практика свобод предусматривает -активность ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности: Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому. Способность управлять своим поведением. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способность изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата. Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской продуктивной деятельности. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Слайд 12

Практики расширения возможностей ребенка -практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности . Практики расширения возможностей ребенка способствуют: развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем). Активному высказыванию предположений, способов решения проблемы, пользуясь аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 13

На основе культурных практик происходит обновление содержаний дошкольного образования. становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей; становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития в ДОО

Слайд 14

 становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей ;  становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту );  становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"

quot;Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"...

Консультация для воспитателей «Культурные практики».

Консультация для воспитателей«Культурные практики».   С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различн...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...