Консультация для педагогов "Виды культурных практик"
консультация на тему
Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:
v правовые практики;
v практики культурной идентификации;
v практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;
v практики свободы;
v практики расширения возможностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_kulturnyh_praktik.doc | 61 КБ |
prezentatsiya_kulturnye_praktiki.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Виды культурных практик
В некоторых примерных основных образовательных программах дошкольного образования, размещенных на сайте ФИРО термин «культурные практики» уже используется, хотя определяется по-разному.
В программе «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе. О.В.Солнцевой под культурными практиками понимают различные формы совместной деятельности, «ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, которые организуются во второй половине дня и носят преимущественно подгрупповой характер. Авторы подчеркивают, что «В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей». К культурным практикам в программе «Детство» относятся: совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительно-эмоционального опыта, творческая мастерская, музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), сенсорный и интеллектуальный тренинг, детский досуг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:
- правовые практики;
- практики культурной идентификации;
- практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;
- практики свободы;
- практики расширения возможностей ребенка.
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
Данные практики дают возможность:
- знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
- формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
- воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста,
- вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
- Контроль за своим поведением в процессе разных видов деятельности и вне их.
- Бережное отношение к живым объектам окружающей среды.
Правовые практики создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:
- самопознанию - «Узнай себя»;
- самоопределению - «Выбирай себя»;
- самореализации - «Проявляй себя»;
- саморегуляции - «Контролируй себя»;(очень соответствует правовым практикам)
- совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».
Практики культурной идентификации-это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры
Данные практики способствуют:
- формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
- реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
- интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
Содержание практики культурной идентификации:
- Формирование ребёнком представлений о мире через познавательно-исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность детей
Практики целостности – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Практика целостности способствует единству:
- физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
- эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
- духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания –мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
Целостность личности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной).
Практики свободы-практики выбора ребенком самостоятельной деятельности, в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики свободы способствуют:
- развитию активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений
- развития умения обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;
- овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
- формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
Содержание практики свободы
Активность ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, принятие живого заинтересованного участия в образовательном процессе.
- Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому.
- Способность управлять своим поведением.
- Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способность изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
- Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
- Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
- Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
- Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской продуктивной деятельности.
- Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Практики расширения возможностей ребенка-практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.
Практики расширения возможностей ребенка способствуют:
- развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
- в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
- Активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности
На основе культурных практик происходит обновление содержаний дошкольного образования:
- становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей;
- становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития в ДОО.
- становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей;
- становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту);
- становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «культурные практики»? В программе « Детство» п од культурными практиками понимают различные формы совместной деятельности, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, которые организуются во второй половине дня и носят преимущественно подгрупповой характер.
К культурным практикам в программе «Детство» относятся: Совместная игра воспитателя и детей Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) Сенсорный и интеллектуальный тренинг Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
Масловская Светлана Викторовна выделяет следующие виды культурных практик : правовые практики; практики культурной идентификации; практики целостности телесно-душевно-духовной ( биопсихосоциальной ) организации личности ребенка; практики свободы; практики расширения возможностей ребенка.
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. Данные практики дают возможность: знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения. Контроль за своим поведением в процессе разных видов деятельности и вне их. Бережное отношение к живым и не живым объектам окружающей среды.
У детей развиваются способности к: «Действуй совместно». «Выбирай себя» «Контролируй себя» «Узнай себя»; « Проявляй себя»;
Что же можно считать культурной практикой? К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике
Практики культурной идентификации -это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры Данные практики способствуют: формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др. интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей. т.е. Формирование у ребёнка представлений о мире через познавательно-исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность.
Практики целостности – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность . Практика целостности способствует единству: физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни; эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений); духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания –мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия). Целостность личности телесно-душевно-духовной ( биопсихосоциальной )
Практики свободы -практики выбора ребенком самостоятельной деятельности, в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Практики свободы способствуют: развитию активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений развития умения обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением; овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации; формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
Практика свобод предусматривает -активность ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности: Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому. Способность управлять своим поведением. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способность изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата. Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской продуктивной деятельности. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Практики расширения возможностей ребенка -практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности . Практики расширения возможностей ребенка способствуют: развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем). Активному высказыванию предположений, способов решения проблемы, пользуясь аргументацией и доказательствами в процессе познавательно-исследовательской деятельности
На основе культурных практик происходит обновление содержаний дошкольного образования. становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей; становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития в ДОО
становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей ; становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту ); становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Дизайн как культурная практика ребенка"
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Культурные практики в ДОУ"
Культурные практики в ДОУ...
Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»
quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...
Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...
Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"
quot;Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"...
Консультация для воспитателей «Культурные практики».
Консультация для воспитателей«Культурные практики». С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различн...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...