Виды культурных практик
материал на тему
Предварительный просмотр:
Виды культурных практик
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик..
Существует несколько вариантов культурных практик:
1. Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
3. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.
Например, к ним относятся:
- объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
- разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
При этом складывается своя культурная практика в группе ДОУ, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально. Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна, связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
«Примерные виды и формы культурных практик»
Возраст детей | Культурная практика | Виды и формы работы |
Младший дошкольный возраст | Совместная игра педагога с детьми |
|
Творческая мастерская |
| |
Старший и средний дошкольный возраст | Совместная игра педагога с детьми | В старшем дошкольном возрасте добавляются:
|
Творческая мастерская | В старшем дошкольном возрасте добавляются:
| |
Чтение художественной литературы |
| |
Все возрастные группы | Досуги |
«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности образовательной деятельности разных видов. Культурные практики"
консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Виды культурных практик"
Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:v правовые практики;v практики куль...
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"...
Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников
Культурные практики в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребенка, требующей о воспроизводящей определенный набор социально-нормативных характе...
Виды культурных практик
Существует несколько вариантов культурных практик:1. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.2. Творческая мастерская.3. Музыкально-театральная и литературная гости...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...