Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
материал
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_kult._praktika.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации разных видов культурных практик в образовательной деятельности для осмысленного внедрения их в профессиональную деятельность.
Теоретическая часть: 1.Просмотр интервью «Культурные практики» И. Лыковой, доктора педагогических наук.
2. Беседа-диалог «Сущность культурных практик, их значение и место в образовательной деятельности».
Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательной деятельности в ДОО.
ФГОС дошкольного образования:
п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта
Культурная практика –это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
3.Презентация разных видов культурных практик в образовательной деятельности
Виды культурных практик
В основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6» обозначены виды культурных практик
В течение дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер:
- Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
- _Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
- Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале.
- Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги, посвященные особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
- Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогическим работником, где каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других; принимать участие в определении дневных дел - «что я буду делать сегодня?», подводить итог в середине дня или после сна - «что я сделал?» «что мне понравилось, не понравилось делать?», играть разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместные чтения, пение, разучиваются новые упражнения). В этих обсуждениях педагогический работник гибко предлагает темы, подталкивает детей, на основе их свободного выбора, решать общую проблему.
- Мини-музей является действенным модулем развивающей предметно-пространственной среды. Основу мини-музея составляет коллекция, экспозиция, которая имеет практическое значение. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогического работника, детей и их семей.
Практическая часть «От теории к практике» (работа в группах и представление результатов деятельности) «Развитие универсальных культурных умений в культурных практиках»
Развитие универсальных культурных умений в культурных практиках
Игровая деятельность (сюжетная и с правилами)
- Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.
- Подчиняется различным правилам и социальным нормам (согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре).
- Выстраивает связный сюжет, замещает известные предметы для игр.
- В сюжетно-ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым.
Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность.
Частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).
Изобразительная деятельность
- Создаёт оригинальные образы, проявляет эмоциональные выражения.
- Владеет орудиями и инструментами, использует схемы и чертежи.
- Проявляет творческую активность .
- Выражает свои мысли и желания.
- Придумывает поделки по ассоциации.
- Способен к волевым усилиям.
- Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы, фиксирует конечный результат.
- Стремится достичь хорошего качества, возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.
Коммуникативная деятельность
- Инициативен в общении.
- Использует различные речевые формы: описания, повествования, рассуждения.
- Использует невербальные средства общения.
- Договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников.
- Избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Рассказывает о себе, своих увлечениях, переживаниях.
- Задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?), высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата.
- Использует в деятельности различные свойства предметов и явлений .
- Проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения.
- Проявляет самостоятельность и инициативу, проявляет интеллектуальную активность.
Двигательная деятельность
-Владеет основными движениями, контролирует и управляет ими.
- Стремится улучшить показатели двигательной активности (прыгнуть дальше, пробежать быстрее).
- Участвует в различных играх подвижного характера.
- Интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.
Восприятие художественной литературы фольклора
-Проявляет интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Передаёт выразительно образы литературных героев в театрализованной деятельности.
- Проявляет творчество, стремиться к импровизации.
- Дополняет прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов, сочиняет небольшие стихотворения.
-Использует книжные знания в других видах детской деятельности.
-Различает основные жанры литературных произведений.
-Высказывает свое отношение к образам героев, идеи произведения.
-Выразительно исполняет литературные произведения.
Музыкальная деятельность
- Проявляет интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству.
-Способен действовать в поисковых и проблемных ситуациях.
-Участвует в создании художественного образа произведения.
-Выбирает себе роль и находит выразительные средства, которые необходимы для отображения их образного видения произведения.
-Исполняет мелодии песен без музыкального сопровождения и подбирает на слух знакомые и малознакомые попевки и песни.
-Владеет некоторыми навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения.
Дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями и способами самовыражения. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Методическая разработка на тему: "Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования".
В данной методической разработке представлена образовательная деятельность с детьми (по пяти образовательным областям) с учетом климатических условий региона....
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй
Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...
Рабочая программа старшей группы № 7 «Пчелки» по реализации Образовательной программы дошкольного образования Срок реализации – 1 год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПоя...
Рабочая программа реализации образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» группы кратковременного пребывания детей 1,5-2 лет
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннег...
Публикация в электронном сборнике лучших практик по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа
https://riro.yanao.ru/presscenter/news/189331/https://riro.yanao.ru/upload/uf/acd/1uedrv6yaqea4h7pgbg7e9cjywth33cg/Sbornik-DOT.pdf...