Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации  образовательной программы дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_kult._praktika.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации разных видов культурных практик в образовательной деятельности для осмысленного внедрения их в профессиональную деятельность.

Теоретическая часть: 1.Просмотр интервью «Культурные практики» И. Лыковой, доктора педагогических наук.

2. Беседа-диалог «Сущность культурных практик, их значение и место в образовательной деятельности».

Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательной деятельности в ДОО.

ФГОС дошкольного образования:

п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».

          С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

         Культурные практики -  это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального   жизненного опыта

Культурная практика –это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

 3.Презентация разных видов культурных практик в образовательной деятельности

Виды культурных практик

           В основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6» обозначены виды культурных практик

В течение дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер:

  • Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
  • Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
  • _Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале.
  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги, посвященные особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогическим работником, где каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других; принимать участие в определении дневных дел - «что я буду делать сегодня?», подводить итог в середине дня или после сна - «что я сделал?» «что мне понравилось, не понравилось делать?», играть разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместные чтения, пение, разучиваются новые упражнения). В этих обсуждениях педагогический работник гибко предлагает темы, подталкивает детей, на основе их свободного выбора, решать общую проблему.
  • Мини-музей является действенным модулем развивающей предметно-пространственной среды. Основу мини-музея составляет коллекция, экспозиция, которая имеет практическое значение. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогического работника, детей и их семей.

Практическая часть «От теории к практике» (работа в группах и представление результатов деятельности) «Развитие универсальных культурных умений в культурных практиках»

Развитие универсальных культурных умений в культурных практиках

Игровая деятельность (сюжетная и с правилами)

- Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.

-  Подчиняется различным правилам и социальным нормам (согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре).

- Выстраивает связный сюжет, замещает известные предметы для игр.

- В сюжетно-ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым.

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность.

Частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

Изобразительная деятельность

- Создаёт оригинальные образы, проявляет эмоциональные выражения.

- Владеет  орудиями и инструментами, использует схемы и чертежи.

- Проявляет  творческую активность .

- Выражает свои мысли и желания.

- Придумывает поделки по ассоциации.

- Способен к волевым усилиям.

- Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы, фиксирует конечный результат.

- Стремится достичь хорошего качества, возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Коммуникативная деятельность

- Инициативен в общении.

- Использует различные речевые формы: описания, повествования, рассуждения.

- Использует невербальные средства общения.

- Договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников.

- Избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию     и поддержанию слаженного взаимодействия.

Познавательно-исследовательская деятельность

- Рассказывает о себе,  своих увлечениях, переживаниях.

- Задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?), высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата.

- Использует в деятельности различные свойства предметов и явлений .

- Проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения.

- Проявляет самостоятельность и инициативу, проявляет интеллектуальную    активность.

Двигательная деятельность

-Владеет основными движениями, контролирует и управляет ими.

- Стремится улучшить показатели двигательной активности (прыгнуть дальше, пробежать быстрее).

- Участвует в различных играх подвижного характера.

- Интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную  с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

 Восприятие художественной литературы фольклора

-Проявляет интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

- Передаёт выразительно  образы литературных героев в театрализованной деятельности.

- Проявляет творчество, стремиться к импровизации.

- Дополняет прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов, сочиняет небольшие стихотворения.

-Использует книжные знания в других видах детской деятельности.

-Различает основные жанры литературных произведений.

-Высказывает свое отношение к образам героев, идеи произведения.

-Выразительно исполняет литературные произведения.

Музыкальная деятельность

- Проявляет интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству.

-Способен действовать в поисковых и проблемных ситуациях.

-Участвует в создании художественного образа произведения.

-Выбирает себе роль и находит   выразительные средства, которые необходимы для отображения их образного видения произведения.

-Исполняет мелодии песен без музыкального сопровождения и подбирает на слух знакомые и малознакомые попевки и песни. 

-Владеет  некоторыми навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами  звукоизвлечения.

Дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями и способами самовыражения. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Методическая разработка на тему: "Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования".

В данной методической разработке представлена образовательная деятельность с детьми (по пяти образовательным областям) с учетом климатических условий региона....

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй

Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...

Рабочая программа реализации образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» группы кратковременного пребывания детей 1,5-2 лет

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннег...