ПРОЕКТ «Чтобы помнили!»
проект (младшая группа)

Витухина Ольга Алексеевна

Данный проект посвящен подвигу советского народа в ВОВ. Проект «Чтобы помнили!»  содержит работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Приобщение детей к истории и памяти народа, выступает важным средством формирования самосознания и гражданской ответственности подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.proekt.docx323.32 КБ

Предварительный просмотр:

ЦРР «Детский сад № 42» города Бийска

ПРОЕКТ

«Чтобы помнили!»

Воспитатели: Витухина Ольга Алексеевна

г. Бийск, 2019

Содержание

1.

Аннотация проекта……………………………………………………

3

2.

Тип проекта……………………………………………………………

4

3.

Продолжительность проекта…………………………………………

4

4.

Участники проекта……………………………………………………

4

5.

Актуальность проекта………………………………………………..

5

6.

Цели проект……………………………………………………………

5

7.

Задачи проекта………………………………………………………..

5

8.

Основные формы реализации проекта……………………………..

6

9.

Ожидаемые результаты………………………………………………

7

10.

Этапы проекта………………………………………………………..

8

11.

Подведение итогов……………………………………………………

9

12.

Список литературы…………………………………………………..

10

13.

Приложение……………………………………………………………

11

1. Аннотация проекта. 

Данный проект посвящен подвигу советского народа в ВОВ. Проект «Чтобы помнили!»  содержит работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Приобщение детей к истории и памяти народа, выступает важным средством формирования самосознания и гражданской ответственности подрастающего поколения.

2.Тип проекта: нравственно-творческий.

3.Продолжительность проект: краткосрочный.

4.Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатель.

5. Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретается в результате длительной целенаправленной  воспитательной работы по формированию человека, начиная с самого раннего возраста. Стержнем всего российского воспитания  является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. С теми событиями, что происходят в настоящее время, эта тема стала наиболее актуальной как никогда. Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, о ее героях, желание изучать ее в будущем.

Проблема:

  •  Сложность темы для раннего возраста.
  •  Нехватка материала, адаптированного для детей 3 лет.
  • Отношение родителей к Дню Победы не как к важному историческому событию, а как к рядовому празднику.

6. Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войне. Своевременный вклад в духовное, нравственное развитие ребенка.

7. Задачи:

1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.

2. Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.

3. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

4. Познакомить детей с военной техникой.

5. Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, диалоги о войне.

6. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

7. Развитие мелкой моторики.

8.Основные формы реализации проекта:

  • продуктивная деятельность;
  • выставки детских работ;
  • слушание и разучивание музыкальных произведений и стихотворений;
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций, открыток;
  • беседы;

Обеспечение:

       Материально-техническое: презентация «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, пластилин проектор, фотоаппарат, магнитофон.

      Учебно-методическое:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.

9.Ожидаемые результаты:

Реализация проекта способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны, расширению и систематизированию знаний о Великой Отечественной войне, формированию уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, обновлению и обогащению ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными Победе в Великой Отечественной войне. Педагоги определяют эффективные методы, способы, формы в контексте воспитания нравственно-патриотических чувств у младших дошкольников.

10. Этапы проекта

1  Подготовительный этап:

Составление плана деятельности;

Опрос по теме детей и родителей;

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе;

Изучение литературы, интернет ресурсов по данной теме;

Подбор литературных и музыкальных произведений о войне;

Подготовка цикла бесед о ВОВ;

Сотрудничество с родителям.

2 Основной этап:

Чтение художественных произведений:
- С. Алексеев «От Москвы до Берлина», 
- стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами», 
- Н. Ходза «Дорога жизни»

Слушание музыкальных произведений о войне:
- «День Победы» Д. Тухманова, 
- «Журавли»
- «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, 
- «Катюша» М. Блантера, 
- В.Алкина «Прощание славянки», 

Беседы с детьми на темы: 
«Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны»), «История георгиевской ленточки».

Тематические занятия на темы: «Военная техника»

Организация сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, спортивных игр.

3  Заключительный этап: 

Выставка детского творчества.

11. Подведение итогов.

В ходе реализации проекта дети обогатили свои знания об истории России, о своей малой родине, героях ВОВ, их подвигах. Познакомились с орденами и медалями, символами государства в ВОВ, с военной техникой времен ВОВ, с городами – героями. Воспитанники МДОУ имеют представления о праздничных и памятных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, познакомились с ветеранами. Дети испытывают гордость за героическое прошлое нашей Родины, за своих прабабушек и прадедушек. Наладился активный контакт с родителями в патриотическом воспитании их воспитанников.

Список литературы.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.

2. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.

3. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.

4. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.

5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.

7. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях /http://kids-kids.ru/archives/138

8. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.

9. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.

10. www.drunina.ru Юлия Друнина. Стихи о любви, о войне, о Родине.

11. www.pobeda.ru/content/view/39 ПОБЕДА.RU

12. http://er3ed.qrz.ru/schipachev.htm Лучшие русские поэты и стихи.

13. http://www.9maya.ru/ 9 МАЯ.RU

14. http://www.prazdnik.by/content/11/191/ PRAZDNIK.BY

15. http://muzruk.info/?p=8334 MuzRuk.Info все для учителя музыки.

16. http://www.otvoyna.ru/proza.htm ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Приложение

Загадки

«БУДУ Я СОЛДАТОМ!»

1.Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...

(страну)

2.Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ...

(пограничником)

3.Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...

(корабле)

4.Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ...

(летчик)

5.Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...

(танкистом)

6.Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...

(пехота)

7.Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ...

(войны)

Беседа

ДЕТИ ВОЙНЫ

Цель: дать знания о том, как защищали свою Родину советские люди в годы ВОВ, что не только армия, но и партизаны, среди которых были дети,поднялись на борьбу с фашизмом.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военнымлихими,  злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев. Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

 Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять. Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать? Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации. Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды». Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева. Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко. Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте». «Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,— вспоминала Вера. Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек! Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера. Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский. Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома». Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Беседа « История георгиевской ленточки».

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.

Ход занятия.

Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?

Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).

Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.

Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему? Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!

Неугасима память поколения.

Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим,

Пусть мир будет в мире везде и

Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!

    И в скорби постоим и помолчим

Тематические занятия на темы: «Военная техника».

Цель:

Дать знания детям о том, что была Великая Отечественная война, на войне использовали военную технику. Развивать память. Учить различать и называть виды транспорта. Воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование и материалы: игрушка-военная техника (самолет, танк, корабль); картинки с военной техникой.

Предварительная работа.

- Рассматривание иллюстраций о В. О. войне.

-Беседа о празднике 9 мая

- Чтение стихов «Победа»«Мир»

- Оформление выставки «Мы победили»

Ход занятия

Ребята, мы собрались здесь, чтобы рассказать вам какую военную техникуиспользовали на войне, которая помогла солдатам во время войны победить врагов и сейчас охраняют нашу Родину.

Воспитатель: Дети посмотрите и скажите какие виды транспорта вы знаете? (Показываю картинки)

Ответ детей: корабль, самолёт.

Воспитатель: Ребята, скажите мне где плавает корабль? (по воде)

Кто служит на корабле? (моряк)

Воспитатель: давайте все вмести и дружно расскажем стихотворение про «кораблик».

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Воспитатель: посмотрите, кто к нам в гости прилетел (показываю самолет).

Ответ детей: Самолет.

Вопросы к детям: Где летает самолёт? (высоко, в небе)

Вопросы к детям: Ребята, а кто управляет самолётом? (лётчик)

Я предлагаю вам полетать как самолеты.

Физкультминутка:

Руки сделали в разлет – получился самолет

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи.

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю еще с одной военной машиной. Это танк. (читаю стихотворение)

Снова в бой машина мчится

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется танкистом

Танк – это боевая машина, он сделан из специального металла. Состоит танк из пушки, башни, корпуса, гусениц. Передвигается танк с помощью гусениц. Ездит танк по бездорожью, может передвигаться под водой. (рассматриваем танк)

Танки водят специально обученные люди их называют танкистами.

Вопросы к детям: Ребята, вам понравились наши машины? (Да)

Какой военный транспорт мы свами рассмотрели (Корабль, самолет, танк)

А какие это машины? (военные).

Правильно это военные машины.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть солдатами?

Дети: Да

Воспитатель: Только сильные, умелые, ловкие солдаты могли победить в этой войне. Вот сейчас мы вас и проверим.

Игра «Кто самый внимательный?»

Зелёный флажок – маршируем

Красный флажок - кричим ура.

Синий флажок - плывём.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы очень внимательные и у меня для вас есть подарки (воспитатель раздает детям бумажные самолетики).

Дидактические и подвижные игры.

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.). В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

Дидактическая игра «Великие люди России»

Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности; воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения; развивать речь и логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А.М.Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка. В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета, поднятие настроения. Что надо для игры: флажки разных цветов, жетоны таких же цветов, стулья по числу детей

Ход игры. Прикрепить флажки к стульям (или положить на стулья), которые расставлены в разных местах комнаты. Каждому игроку вручить по жетону такого же цвета, как флажки. После слов «Идите гулять» дети расходятся по всей комнате. Но как только прозвучат слова «Найди свой цвет», они должны собраться возле стула с флажком такого же цвета, который соответствует цвету их жетонов, и каждый должен назвать этот цвет.





.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чтобы помнили"

Проект в средней группе к 70 летию Дня Победы...

Проект " Чтобы помнили..." ко Дню Победы (для детей средней группы)

В данном проекте вы сможете найти полезную информацию, когда будите готовить конспекты НОД на тему "День Победы" или "Великая Отечественная Война" для детей среднего дошкольного возраста....

Проект "Чтобы помнили"

Информационно-практико-ориентированный проект гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников "Что бы помнили"...

Проект "Чтобы помнили..."

Проект "Чтобы помнили..."  приурочен к 72 годовщине победы в Великой Отечественной войне и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей дошкольного возраста предс...

Проект: «Чтобы помнили….».

laquo;От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины»...

Проект "Чтобы помнили"

Проект "Чтобы помнили"...