Интегрированное занятие "Грачи прилетели"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
А.К.Саврасов «Грачи прилетели» -
С.В.Рахманинов «Весенние воды» - Ф.Тютчев «Весенние воды».
Цель: Формирование эстетически развитой личности
Задачи:
- Развивать музыкальные восприятия детей.
- Формировать художественную культуру.
- Приобщать к истинно-прекрасному.
- Пробуждать творческую активность и художественное мышление.
- Совершенствовать способности самовыражения через различные формы творчества детей.
- Воспитывать чувство любви к природе, заботы о ней.
- Воспитывать душу как залог будущих высоконравственных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие "Грачи прилетели" | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
А.К.Саврасов «Грачи прилетели» -
С.В.Рахманинов «Весенние воды» - Ф.Тютчев «Весенние воды».
Составил и провел:
музыкальный руководитель Новикова Галина Васильевна
Цель: Формирование эстетически развитой личности
Задачи:
- Развивать музыкальные восприятия детей.
- Формировать художественную культуру.
- Приобщать к истинно-прекрасному.
- Пробуждать творческую активность и художественное мышление.
- Совершенствовать способности самовыражения через различные формы творчества детей.
- Воспитывать чувство любви к природе, заботы о ней.
- Воспитывать душу как залог будущих высоконравственных людей.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о весне (стихов, рассказов)
Рассматривание иллюстраций картин:
И.Левитан «Большая вода», И. Левитан «Март», К.Юон «Вид Троицкой
лавры».
Ход:
- Какие времена года вы знаете?
- Как они следуют друг за другом?
- Значит, после зимы наступает весна?
- Что происходит со снегом весной?
- Какого цвета весной бывает небо?
- Как меняются деревья в марте, апреле, мае?
- Что происходит с птицами?
- Быстро или медленно бегут весенние ручьи?
- Какое настроение весной в природе: радостное мажорное или
грустное минорное? Почему?
Читаю «Весенние воды» Ф.Тютчева:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят!
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы!
Она нас выслала вперед!»
Весна идет! Весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней!
- Какое настроение у этого стихотворения? Почему?
- Кто гласит о приходе весны?
- Как ручьи гласят – словами или шумом (в стихотворении и в жизни)?
- Какую музыку вы слышите, когда я читаю это стихотворение –
быструю или медленную, мажорную или минорную?
(можно предложить контрастные музыкальные фрагменты - их выбор)
С.В.Рахманинов «Весенние воды» - слушание фрагмента
- Какое настроение ? Характер?
- Каков темп? Динамика?
- Ребята, вы сейчас слышали, как в музыке ощущение наступающей весны
и бегущих ручьев создается за счет быстрого непрерывного музыкального
движения и мажорного звучания.
(можно предложить пластический этюд руками «Бегут ручьи»)
- А вот как художник изобразил приход весны.
Как называется картина, я вам пока не скажу.
Показ картины «Грачи прилетели» А.К.Саврасова
- Скажите, весна ранняя или поздняя изображена на картине, и по каким
признакам вы это определили?
(Ранняя весна. Время пробуждения природы: неяркий, даже серый день, и
вместе с тем удивительная звонкость красок и свежесть воздуха
наполняют пейзаж радостным настроением. Снег возле берез потемнел и
осел; стал рыхлым. За бревенчатым забором стоят серые дома и
возвышается колокольня старой церкви. Стоят на земле студеные озерки
талой воды. Неяркий солнечный луч позолотил сугроб и забор. Набухают
почки, поблескивает синевой пруд.)
- Выстроились в ряд белоствольные березки. А почему на березах голые
ветки?
- На ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся грачи,
оглушая громким гомоном.
Если бы вы оказались там, что бы услышали?
(шум, гомон, птичий крик)
- Что делают грачи?
- Расскажите, что вы знаете о грачах?
- Вспомните загадку о грачах (Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный.
Друг садов, полей,
Поедает червей).
- На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских
строений, возвышается колокольня старой церквушки. Легкий весенний
ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки.
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
(Снег весной зернистый, рыхлый)
- Вы обратили внимание на дымок над одной из крыш? Что можно сказать о
погоде, глядя на этот дымок? Какое чувство вызывает этот фрагмент
картины?
(Это вносит ощущение теплоты. Ведь там, в доме, топит печь человек.
Хотя на картине, кроме грачей, нет ни одного живого существа.)
- Скажите, к какому жанру можно отнести эту картину? Портрет? Пейзаж?
Натюрморт?
(Пейзаж. В картине заключены одновременно печаль и грусть, улыбка и
раздумье: чем дольше смотришь на нее, тем больше любишь нашу
родную природу
(И.И.Левитан сказал об этой картине: «Это целый мир высокой поэзии»).
- Если в стихотворении мы узнаем о приходе весны по шуму весенних
ручьев, в музыкальном произведении – по словам и характеру звучания,
то в этой картине, скажите, кто принес весть о приходе весны?
(грачи)
- Каков колорит картины - холодный или теплый?
(Изображена ранняя весна. Еще много снега; теплые дни не наступили.
Отсюда сочетание теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых
тонов. Художник использовал неяркие тона. Черными он нарисовал
проталины, кое-где проскальзывает голубоватое небо, коричневые
ветки. Эти цвета характерны для ранней весны, когда нет еще яркой
зеленой травы и нет сильного солнечного света. В картине весна
борется с зимой: теплые тона солнечного света сочетаются с
холодными тонами неба, снега, воды).
- Могут ли грачи перелететь с места на место на картине? Почему?
(Художник не может заставить предметы двигаться. Он только
изображает движение через застывшие позы, т.е. остановившиеся
мгновения)
- В каких позах изображены грачи?
В картине переданы разнообразные движения птиц. Они хлопают
крыльями, взлетают, копошатся у своих гнезд, летят, клюют, строят
гнезда, несут веточки…)
- Видели ли в жизни такие деревья, таких птиц, такие дворики?
- Нравится ли вам картина? Почему?
( Чувствуется, что художник, написавший эту картину, очень любил и
хорошо знал родную русскую природу).
- Так как же вы назовете эту картину?
(послушать все варианты, потом сказать правильное название)
К.Коровин пишет о своем учителе А.К.Саврасове:
« Мы, все его ученики: Левитан, я, его брат Коровин, Ордынский –
очень Алексея Кондратьевича любили. Его огромная фигура с
большими руками, широкая спина, большая голова с большими
добрыми глазами. Он был похож на доброго доктора».
И.Левитан:
«С А.К.Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и
безграничная любовь к своей родной земле…»
Предложить детям выучить наизусть
Федор Иванович Тютчев.
Зима недаром злится, прошла ее пора –
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все нудит зиму вон –
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя,
Пустила, убегая, в прекрасное дитя
Весне и горя мало: умылася в снегу
И лишь румяней стала наперекор врагу.
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие "Кто к нам в гости прилетел?" во 2-й младшей группе
Интегрированное занятие с использованием разных видов деятельности: музыкальной, двигательной, познавательной , продуктивной, коммуниукативной...
интегрированное занятие "Кто к нам в гости прилетел?" во 2-й младшей группе
Интегрированное занятие с использованием разных видов деятельности: музыкальной, двигательной, познавательной , продуктивной, коммуниукативной...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Кто к нам в гости прилетел?».
Данное педагогическое мероприятие было мною разработано и проведено в рамках реализации образовательного проекта "Пернатые друзья" с детьми второй младшей группы....
Конспект интегрированной НОД "Прилетели птички" для первой младшей группы
Познавательное занятие интегрированное с художественным творчеством (рисованием)...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию « Прилетела птичка к нам»
ГАУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережночелнинский дом ребёнка специализированный» Конспект интегрированного ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»
Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»
Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...