Разнообразные формы работы в дошкольной организации
статья
В статье рассмотрены разнообразные современные виды работы с детьми всех возрастов в дошкольном учереждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечить детям полноценное и радостное проживание детства как уникального периода развития и формирования личности ребенка через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения
Актуальные положения Стандарта
Учет современной социокультурной ситуации развития ребенка
Индивидуализация образовательного процесса
Реализация образовательной программы в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Реализация образовательных областей через разные виды специфических детских деятельностей
Поддержка детской инициативы
Развивающее обучение
Принцип интеграции образовательных областей
Новый путь ребёнка к знаниям , какой он?
- Педагог создает условия для развития
самостоятельности и любознательности, познавательно-исследовательской деятельности
- Педагог поддерживает детский интерес и инициативу
- Педагог организует образовательный процесс с учетом интересов и потребностей самого ребенка
Роль педагога в развитии ребенка
Традиционная:
Педагог-информатор
Педагог – «передатчик» готового знания
Современная в соответствии с ФГОС ДО:
Педагог-организатор
Педагог-координатор
Педагог-инициатор
Педагог - партнер в совместной деятельности с ребенком и семьей
Какова оптимальная модель организации
образовательного процесса?
Оптимальная модель организации образовательного процесса в ДОО =
+ комплексно-тематическая модель
+ предметно-средовая модель
+ ненавязчивая позиция взрослого
+ разнообразие детской активности
+ формы организации образовательного процесса, позволяющие адаптировать детей к постоянно изменяющейся социальной среде
+ свободный выбор деятельности
«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность
Принципы формирования ситуаций:
доступность содержания
возможности для варьирования содержания
соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника
соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр
Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций
Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка с его социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, со взрослыми (педагогами и близкими). Цель: поиск новых эффективных форм и способов общения, удовлетворение потребности в самоутверждении, «поиск себя» в разных видах детской деятельности: конструировании, музыке, изобразительной деятельности и пр.
«Мастерская» - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.)
Мастерская предусматривает:
1.Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем
2.Самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит
3.Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы
4.Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата
5.Организация мастерской возможна в ходе специально организованной образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием), а также в ходе режимных моментов
Беседы с детьми
1.Беседа проводится на темы, близки по содержанию к изучаемому материалы и затрагивающую опыт ребенка
2.Вопросы к беседе продумываются и составляются заранее
3.Внимательно выслушайте ответы ребенка
4.Поощряйте его к тому, чтобы он поделился своими чувствами и идеями Поддерживайте его высказываниями: «Как интересно!», «Правда?», «Ну ничего себе!», «Расскажи побольше!», «Ого!»
5.В качестве наглядного сопровождения к беседе можно использовать фотографии из семейного архива ребенка
Проектная деятельность – сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду
«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса
«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр
Ребенок — активный субъект образовательного процесса:
он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта
он самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения
он выступает в роди инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых
он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно
Основные компоненты проекта:
1.Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми
2.Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей
3.Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен
4.Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)
5.Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня
6.Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов
Права и возможности воспитателей.
Воспитатель:
занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач
является одним из источников информации
имеет право на импровизацию, на следование за инициативной детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети
имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей
Права и возможности детей:
Право свободного общения
Возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности
Возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения
Возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды
Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.
Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).
Обязательные элементы всех форм работы с ыоспитанниками: информация, переживания, действия.
Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.
Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.
Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...
Использование разнообразных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивации к здоровому образу жизни
Презентация для инструкторов по физической культуре....
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы...
Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»
Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»...