Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы.
консультация по математике (подготовительная группа)

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы.

 «Математика-царица наук» - всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности. Сколько в детстве мы выучили стихотворений и песенок, опять же с математическим содержанием.

В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

 «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» (Л. А. Венгер)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она приводит в порядок ум!. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

То есть мы в дошкольном возрасте

1.Формируем систему элементарных математических представлений.

2. Формируем предпосылки математического мышления.

3. Формируем сенсорные процессы и способности.

4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.

5. Формируем начальные формы учебной деятельности.

        Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. В дидактике «форма» (устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности.       Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечная цель которого - содействие всестороннему и в первую очередь интеллектуальному развитию детей.

   Основной формой работы по формированию элементарных

математических представлений является занятие 

(непосредственно образовательную деятельность). На занятиях

решают большую часть программных задач. У детей

формируют в определённой последовательности

представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.

Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в

первую очередь правильной структурой занятия, которая в свою

очередь определяется объёмом, содержанием, сочетанием

программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний

и навыков, возрастными особенностями детей.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

 1. Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

 2. Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

 3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

 4. Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

 5. Наглядность

6. Повторность

 Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

 -учитываются особенности психики ребенка;

 -учитываются индивидуальные особенности детей;

 - воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

 - используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

    Прежде чем наметить для себя план работы по развитию математических представлений нами был проведен  мониторинг по выявлению уровня усвоения знаний по ФЭМП у наших детей. Проведённая диагностика показала, что большинство детей имеют средний уровень развития в этой области, но есть и с  низким уровнем. Было принято решение регулярно использовать в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, а так же  вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют.

Часто свои занятия я начинаю с элементов игры,  появления «гостей», «письма», либо необычной игровой ситуации с элементами проблемности, что всегда вызывает интерес у детей. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей ( а в нашей группе таких детей немало). В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Мы заметили, что построенная таким образом образовательная деятельность, дает свои результаты, у тех детей, которых сложно было чем то заинтересовать  проявился интерес к математике. На занятиях стараюсь разнообразить математический материал по характеру, тематике, способу решения, чтобы научить детей обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

   В своей работе использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математические КВН, Что?ГДЕ?Когда? , викторины и т.п.) Они рассматриваются как

одна  из эффективных форм обучения дошкольников. Такие занятия строятся на игровых видах познавательной деятельности и имеют информационно - развлекательное содержание. Главное здесь - совместная неформальная деятельность детей и взрослых.

Практика дошкольного образования показывает, что на

успешность обучения влияет не только содержание

предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая

способна вызывать заинтересованность ребенка и его

познавательную активность. Так детям предлагаю в ходе «путешествия» или во время интеллектуальной игры преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания, соревноваться друг с другом или с героями. Наши дети очень полюбили такие занятия, они сами не замечая того, учатся и познают математику. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

  Индивидуальная работа – форма работы развития математических представлений. Она помогает педагогу позаниматься в индивидуальном порядке с ребенком, который не успевает или не понимает тот или иной вопрос. Именно индивидуальная работа помогает ребенку  подтянуться по знаниям до своих сверстников, закрепить или повторить материал и почувствовать на занятиях себя более уверенно. Так у нас, например, Лазаренко Андрей совершенно не ориентировался на листе бумаги во время графических диктантов или при написании узоров на листке в клетку, после нескольких индивидуальных занятий он стал лучше ориентироваться, перестал « пугаться чистого листа», конечно ошибки у него все еще бывают, но по крайней мере он уже начал хоть что то делать на занятии, а не просто сидеть, сложив руки. Артем Нечаев практически на всех занятиях ничем не занимается, после проведенного ряда индивидуальных работ, он стал выполнять некоторые задания одним из первых и самое главное ему это стало нравится.

Самостоятельная деятельность и дидактические игры – это тоже формы работы по ФЭМП, которые тесным образом связаны друг с другом.

      В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:

- настольно-печатные игры;

- игры для развития логического мышления;

- головоломки;

-логические задачи;

-кубики, лабиринты, головоломки;

-игры на составление целого из частей;

- игры на передвижение.

Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.

Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша, “Танграм”,  палочками Кюизенера, квадратом Воскобовича, игры с интерактивной доской, в группе есть материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, математические тетради и прописи, это и сюжетные картинки и дидактические, настольнопечатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото.  Помимо этого наши дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает  логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход.Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком, разные ходилки.  Предлагая ребёнку игру, я прежде всего ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их  и помочь освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

   Проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр невозможно решать без участия родителей. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Поэтому сначала мы выявили позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье.

В результате выяснили, многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходится заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор. Немало было и родителей, ответивших неопределенно на данный вопрос («играют в разные игры», указывали на виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает»«любит велосипед»«играет с конструктором» и т. д.). С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений средствами включения детей в игру были организованы и проведены консультации, беседы, индивидуальные рекомендации.

На родительском собрании  познакомили родителей с задачами учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления. о значимости игры для развития детей, Благодаря данной работе родители стали активными участниками проводимых мероприятий, изменилось их отношение к организации детского досуга в домашних условиях.

   Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

   В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика.

Вывод: Регулярное использование  системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по

детской деятельности.

Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2004.

2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей у дошкольников. Пособие. – М. 2005.

3. Бортникова Е. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. М., 2010.

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2014.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1994.

7.  Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1994.

8.  Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

9.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.

10. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие

познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.

СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

11. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для специальных высших заведений./ред.-сост.И.Я. Зязюна –М.Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

Консультация для воспитателей «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»...

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель:Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообрази...

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»...

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

        Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способносте...