Проект "Сам себе режисер"
проект (младшая группа)
Проект представляет систему работы, направленную на развитие игровых навыков детей младшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР»
Краткое описание проекта:
Проект «Сам себе режиссер» - педагогический проект, суть которого заключается в выстраивании целостной системы условий и механизмов развития игровых навыков дошкольников на первой ступени становления игровой деятельности – в режиссерской игре. Проект основывается на технологии развития игровой деятельности Е.Е.Кравцовой. В проекте используются технологии построения пространства режиссерской игры И.Л.Кириллова. Проект направлен на развитие игровых навыков младших дошкольников и реализуется в сотрудничестве с семьями воспитанников.
Автор проекта: Шеркунова Надежда Сергеевна
Целевая аудитория: воспитанники младшей группы, родители воспитанников, педагоги, администрация ДОУ.
Актуальность проекта:
Внешние факторы: Проект встраивается в логику задач современного дошкольного образования в связи с тем, что соответствует требованиям ФГОС ДО о развитии ребенка в спецефичных для него видах деятельности. Основные задачи проекта направлены на преодоление актуальной на современном этапе проблемы дошкольного образования, связанной с противоречием: игра – мощный источник развития дошкольника, однако, современные исследования доказывают ее угасание в детском социуме, возможной причиной которого является отсутствие системы и последовательности в развитии игровых навыков детей.
Внутренние факторы: анализ свободной игровой деятельности воспитанников младшей группы на начало года показал, что в процентном соотношении 40% воспитанников (10 из 24) демонстрируют первичные игровые навыки – способны создать простейший игровой сюжет, используют игровое замещение, действуют с игровым материалом в соответствии с задуманным сюжетом, используют речь как средство отражения игрового сюжета. 60% воспитанников демонстрируют манипулятивные действия, что не соответствует уровню развития игры в младшем дошкольном возрасте (инструмент – педагогическое наблюдение). Возможной причиной такого возрастного несоответствия является отсутствие последовательной системы действий, направленной на развитие игры.
Анализ осведомленности родителей в области развития игровых навыков детей показал, что родители не знают специфику режиссерской игры, которая является ведущей в младшем дошкольном возрасте. В лучшем случае используют дидактические игры, элементы сюжетно-ролевой игры (инструмент – личная беседа, опрос, анкетирование, фотосессия «Играем дома»). Это приводит к тому, что игра детей в семье развивается стихийно и условия для развития первой ступени игры не созданы.
Цель проекта: развитие игровых навыков детей младшего дошкольного возраста в режиссерской игре в процессе выстраивания целостной системы условий и механизмов ее становления.
Задачи:
- Развивать навык конструирования игрового сюжета на основе личного опыта, сюжетов художественных произведений, мультфильмов.
- Закреплять навык игрового замещения в процессе игры с мелким игровым и неигровым материалом в пространстве игрового поля.
- Содействовать становлению навыков режиссерской игры начального уровня через создание индивидуальных игровых пространств.
- Развивать игровую компетентность родителей в процессе освоения механизмов развития режиссерской игры.
Ожидаемые результаты и инструменты мониторинга результатов:
№ | Планируемый результат проекта | Инструмент мониторинга |
| Воспитанники конструируют игровой сюжет на основе литературных произведений, из личного опыта; видоизменяют готовый игровой сюжет в соответствии с собственным замыслом; используют речь как средство отражения игрового сюжета. | Педагогическое наблюдение (в соответствии с критериями развития режиссерской игры) |
| Дети владеют игровым замещением, используя в игре предметы-заместители, наделяя игровыми функциями предметы, игрушки, неоформленный материал в соответствии с замыслом; удерживают в игре две позиции – действие в реальном поле и действие в воображаемом плане. | Педагогическое наблюдение (в соответствии с критериями развития режиссерской игры) |
| Воспитанники демонстрируют навыки, связанные с разворачиванием режиссерской игры в пространстве игрового поля: используют готовые игровые поля; видоизменяют игровое поле под собственный замысел (добавляют постройки, перегородки); самостоятельно создают поле для игры (при помощи ширм, ткани, бросового и строительного материала). | Педагогическое наблюдение (в соответствии с критериями развития режиссерской игры) |
| Родители владеют механизмами развития режиссерской игры: создают условия для развития самостоятельной режиссерской игры детей; владеют техниками руководства режиссерской игрой (техники развития сюжета, обогащения содержания). | Опрос; Личная беседа; Анкетирование; Анализ практических проб; Анализ фотоматериала |
5. | Выстроена система развития игровой деятельности в логике становления развития игры в онтогенезе: выстроен алгоритм развития игры; воспитанники демонстрируют игровые навыки режиссерской игры начального уровня; наблюдаются игровые действия следующей ступени развития игры – образной. | Педагогическое наблюдение (динамика развития игровой деятельности); Экспертная оценка (методическая служба ДОУ) |
Сроки реализации: август 2018 г. – апрель 2019 г.
Ресурсы:
- Кадровые: автор проекта имеет опыт разработки, презентации и реализации проекта по развитию игровой деятельности в рамках отраслевого проекта «Школа Росатома». Проект предполагает участие узких специалистов – учителя-логопеда, педагога-психолога. В штатном расписании МБДОУ д/с № 14 эти специалисты имеются.
- Информационные: информационная поддержка проекта осуществляется на странице личного сайта https://nsportal.ru/sherkunova-nadezhda-sergeevna; группа в сервисе Viber с целью информирования родителей о мероприятиях проекта.
- Материально-технические: не требует специально-созданных условий. Для мероприятий с участием семей воспитанников имеется проекционное оборудование; помещения залов; детской лаборатории (предполагается проведение совместной с детьми и родителями деятельности).
Дальнейшее развитие проекта: Проект «Сам себе режиссер» - первая ступень долгосрочного проекта «Мы играем!», предполагающего выстраивание системы работы над развитием игровых навыков дошкольников в соответствии с логикой становления игры в онтогенезе (Е.Е. Кравцова). Предполагается поэтапное проживание воспитанниками каждого вида игры при активном участии родителей. В 2019-2020 гг. планируется презентация опыта работы по проекту «Сам себе режиссер» в рамках городской творческой группы «Режиссерская игра».
Календарный план проекта:
Мероприятие | Форма | Сроки | Ответственные | Результат | |
Подготовительный этап (август - сентябрь 2018 г.) | |||||
Мониторинг игровых навыков младших дошкольников. | Педагогическое наблюдение, фиксация результатов в карте наблюдения. | Август 2018 г. | Шеркунова Н.С., педагоги группы | Карты наблюдения уровня сформированности игровых навыков воспитанников. | |
Мониторинг условий развития режиссерской игры. | Самоанализ; Экспертная оценка (методическая служба ДОУ) | Август 2018 г. | Шеркунова Н.С.; старший воспитатель | Оценочный лист; аналитическая справка. | |
Выявление представлений родителей о значении игровой деятельности для развития ребенка. | Фотосессия «Играем дома» Анкетирование «Игры и игрушки ребенка» | Август 2018 г. | Шеркунова Н.С. | Аналитическая справка условий развития режиссерской игры дома на основе изучения фотоматериала; проблемного анализа анкет. | |
Разработка основных направлений работы по становлению режиссерской игры начального уровня. | Планирование: составление календарного плана проекта | Август 2018г.- первая половина сентября. | Шеркунова Н.С.; инициативная группа родителей | Проектная документация; план деятельности в рамках проекта. | |
Ознакомление родителей, педагогов с проектом. Запуск проекта. | Презентация проекта на установочном педагогическом совете и групповом собрании родителей. | Август 2018г.- первая половина сентября. | Шеркунова Н.С. | Протокол родительского собрания; Протокол педагогического совета. | |
Практический этап (сентябрь 2018 г.- март 2019 г.) | |||||
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы с целью создания условий для развития игровых навыков детей в режиссерской игре с привлечением родителей воспитанников. | - Моделирование игрового пространства группы с учетом специфики режиссерской игры. - Изготовление игровых полей, пополнение мелкого игрового и неигрового материала, материала для самостоятельного конструирования детьми игрового пространства. - Практикум для родителей «Мастерская игры» (изготовление игровых полей, макетов). | Первая половина сентября Сентябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. | Шеркунова Н.С., методическая служба ДОУ Шеркунова Н.С., педагоги группы Шеркунова Н.С. | -Перечень оборудования и материалов для разворачивания режиссерских игр. - Наличие в группе в свободном доступе игровых полей, макетов, неоформленного и мелкого игрового материала; пространств для индивидуальных игр; материалов для моделирования игрового пространства детьми. - Рекомендации-памятки для родителей по созданию условий для развития режиссерской игры. | |
Подбор текстов художественных произведений, мультфильмов для развития игрового сюжета. | - Анализ образовательной программы - Опрос родителей «Любимые сказки и мультфильмы ребенка» | Сентябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. | Шеркунова Н.С., учитель-логопед Шеркунова Н.С. | -Перечень художественной литературы рекомендуемой для развития игрового сюжета. - Банк «Любимые сказки и мультфильмы детей» | |
Реализация технологии развития игровых навыков в режиссерской игре на основе литературных произведений, мультфильмов. | - Совместная режиссерская игра на основе готового сюжета - Совместная игра с воспитанниками на основе незавершенного и измененного сюжета - Самодеятельная игра воспитанников на основе литературных произведений, мультфильмов. | Октябрь 2018 г. – март 2019 г. | Шеркунова Н.С., педагоги группы | -Дети используют в самостоятельных играх сюжеты литературных произведений, мультфильмов (оценивается на основе педагогического наблюдения, фиксируется в карте наблюдений) | |
Мероприятия, направленные на повышение компетентности родителей в области обогащения содержания детской игры. | - Консультация «Во что играют наши дети?» - Папка-передвижка «Режиссерская игра младших дошкольников: как играть? Во что играть?» - Практикум «Расскажи мне сказку, мама!» - Консультация «Мульт-культура: проекция в детскую игру». - Практикум «Играем в сказку» - Практические пробы родителей «Играем в сказку» (домашние пробы на материале любимых сказок и мультфильмов). | Октябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Ноябрь-декабрь 2018 г. | Шеркунова Н.С. Шеркунова Н.С. Учитель-логопед Педагог-психолог Шеркунова Н.С. Шеркунова Н.С. | -Расширение представлений родителей о способах обогащения содержания режиссерских игр детей на основе готовых сюжетов литературных произведений и мультфильмов. -Совершенствование игровой компетентности родителей в области режиссерской игры на основе сюжетов литературных произведений, мультфильмов (анализ практических проб родителей на основе фотоматериала, личных бесед, опросов). | |
Реализация технологии руководства режиссерской игрой с целью формирования навыков игрового замещения, построения сюжета на основе собственного замысла в пространстве игрового поля, обогащения игрового опыта. | - Игры-упражнения на объединение по смыслу предметов с целью развития сюжета. - Дети-волонтеры (подготовительная группа): организация разновозрастного сообщества с целью развития режиссерской игры. - Развитие игрового сюжета на основе уточняющих вопросов (наделение смыслом игровых действий ребенка). - Режиссерская игра в рисунках. | Ноябрь 2018 г.- март 2019 г. | Шеркунова Н.С., педагоги группы | -Освоение воспитанниками навыка игрового замещения; обогащение игровых действий и сюжета игры на основе личного опыта (оценивается на основе педагогического наблюдения). | |
Мероприятия, направленные на повышение игровой компетентности родителей в процессе освоения механизмов развития игры. | - Практикум «Позиция взрослого в режиссерской игре». - Практическая проба родителей «Песок – море игры в каждой песчинке» (в микрогруппах при участии детей). - Практикум «Рассказы в рисунках» - Практическая проба родителей дома «Игры на листе бумаги» (освоение техники развития игрового сюжета на основе рисунка ребенка). | Декабрь 2018 г. Январь-февраль 2019 г. Февраль 2019 г. Март 2019 г. | Шеркунова Н.С, педагог-психолог ДОУ Шеркунова Н.С. Учитель-логопед, старший воспитатель Шеркунова Н.С | - Освоение родителями техник развития режиссерской игры (оценивается на основе анализа практических проб). - Рекомендации по развитию игрового сюжета и контекстной речи в процессе совместного рисования с ребенком. - Выставка игр-рисунков по мотивам «домашних проб» с кратким описанием сюжета игры. | |
Рефлексивный этап (апрель 2019 г.) | |||||
Мониторинг уровня сформированности игровых навыков воспитанников (навыки режиссерской игры) | - Педагогическое наблюдение, фиксация результатов | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С. | - Сравнительный анализ по отношению к началу года. | |
Рефлексия родителей по итогам деятельности в рамках проекта. | - Сочинение-размышление на тему «Наш первый игровой проект» и /или анкета «Игра в жизни вашего ребенка». | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С. | - Анализ продуктов рефлексии родителей. Анализ предложений родителей. | |
Обобщение материала по теме проекта. | - Размещение рекомендаций, алгоритмов, консультаций на личной странице сайта, в методическом кабинете. | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С. | - Подборка методических материалов для педагогов и рекомендаций для родителей. | |
Распространение опыта по теме проекта, дальнейшее развитие проекта | - Презентация опыта работы по теме развития режиссерской игры начального уровня на педагогическом совете. - Предварительное планирование деятельности по презентации опыта в рамках городской творческой группы «Режиссерская игра». | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С Шеркунова Н.С., заместитель заведующего по ВМР | - Презентация проекта педагогическому сообществу детского сада. - Предварительный план (проект) участия в рамках городской творческой группы «Режиссерская игра». |
Результаты: Результаты проекта представлены мониторингом уровня сформированности игровых навыков воспитанников на конец младшей группы. Мониторинг проводился в соответствии со следующими критериями развития режиссерской игры начального уровня:
- создает простейший игровой сюжет на основе сказочного сюжета и бытового опыта (95% воспитанников);
- изменяет сюжет в ходе игры по мотивам литературного произведения или мультфильма (95% воспитанников);
- использует в игре предметы-заместители для реализации замысла (87% воспитанников);
- использует речь для «озвучивания» персонажей игры (87% воспитанников);
- разворачивает сюжет в пространстве готового игрового поля (95% воспитанников);
- видоизменяет или самостоятельно создает пространство для разворачивания игрового сюжета при помощи бросового материала, ширм, строителя (83% воспитанников);
- продолжительность игры (средняя продолжительность игры 10-15 минут).
Таким образом, наблюдается положительная динамика развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста, что подтверждает и факт появления в игровой культуре воспитанников элементов образной игры, как следующей ступени развития игровой деятельности.
Эффекты: В ходе реализации проекта наблюдаю дополнительные эффекты, связанные с развитием монологического высказывания у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Это связано с планомерной работой над совместным конструированием сюжета, в результате которого ребенок озвучивает происходящее на игровом поле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528065-1416037730.jpg)
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М.
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М. Методист отдела раннего развития детей «Радость» МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»Не удивишь –не научишь!...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-549516-1687971658.jpg)
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.Успехов вам. 1. Именно сегодня ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849780-1479054994.jpg)
Упрямство ребенка. Как вести себя с упрямым ребенком. Как не надо вести себя с упрямым ребенком.
Советы родителям у которых упрямые детки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-1028323-1522849179.jpg)
Информация к размышлению "Как найти время для себя и научиться не забывать о себе"
Жизнь не меняется сама по себе, свободное время не появляется по мановению волшебной палочки....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1198026-1579922167.jpg)
Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"
Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-657933-1488565168.jpg)
Диагностика представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе
Описание методик для педагогической диагностики сферы представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе...