Проект "Сам себе режисер"
проект (младшая группа)
Проект представляет систему работы, направленную на развитие игровых навыков детей младшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_sam_sebe_rezhisser.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР»
Краткое описание проекта:
Проект «Сам себе режиссер» - педагогический проект, суть которого заключается в выстраивании целостной системы условий и механизмов развития игровых навыков дошкольников на первой ступени становления игровой деятельности – в режиссерской игре. Проект основывается на технологии развития игровой деятельности Е.Е.Кравцовой. В проекте используются технологии построения пространства режиссерской игры И.Л.Кириллова. Проект направлен на развитие игровых навыков младших дошкольников и реализуется в сотрудничестве с семьями воспитанников.
Автор проекта: Шеркунова Надежда Сергеевна
Целевая аудитория: воспитанники младшей группы, родители воспитанников, педагоги, администрация ДОУ.
Актуальность проекта:
Внешние факторы: Проект встраивается в логику задач современного дошкольного образования в связи с тем, что соответствует требованиям ФГОС ДО о развитии ребенка в спецефичных для него видах деятельности. Основные задачи проекта направлены на преодоление актуальной на современном этапе проблемы дошкольного образования, связанной с противоречием: игра – мощный источник развития дошкольника, однако, современные исследования доказывают ее угасание в детском социуме, возможной причиной которого является отсутствие системы и последовательности в развитии игровых навыков детей.
Внутренние факторы: анализ свободной игровой деятельности воспитанников младшей группы на начало года показал, что в процентном соотношении 40% воспитанников (10 из 24) демонстрируют первичные игровые навыки – способны создать простейший игровой сюжет, используют игровое замещение, действуют с игровым материалом в соответствии с задуманным сюжетом, используют речь как средство отражения игрового сюжета. 60% воспитанников демонстрируют манипулятивные действия, что не соответствует уровню развития игры в младшем дошкольном возрасте (инструмент – педагогическое наблюдение). Возможной причиной такого возрастного несоответствия является отсутствие последовательной системы действий, направленной на развитие игры.
Анализ осведомленности родителей в области развития игровых навыков детей показал, что родители не знают специфику режиссерской игры, которая является ведущей в младшем дошкольном возрасте. В лучшем случае используют дидактические игры, элементы сюжетно-ролевой игры (инструмент – личная беседа, опрос, анкетирование, фотосессия «Играем дома»). Это приводит к тому, что игра детей в семье развивается стихийно и условия для развития первой ступени игры не созданы.
Цель проекта: развитие игровых навыков детей младшего дошкольного возраста в режиссерской игре в процессе выстраивания целостной системы условий и механизмов ее становления.
Задачи:
- Развивать навык конструирования игрового сюжета на основе личного опыта, сюжетов художественных произведений, мультфильмов.
- Закреплять навык игрового замещения в процессе игры с мелким игровым и неигровым материалом в пространстве игрового поля.
- Содействовать становлению навыков режиссерской игры начального уровня через создание индивидуальных игровых пространств.
- Развивать игровую компетентность родителей в процессе освоения механизмов развития режиссерской игры.
Ожидаемые результаты и инструменты мониторинга результатов:
№ | Планируемый результат проекта | Инструмент мониторинга |
| Воспитанники конструируют игровой сюжет на основе литературных произведений, из личного опыта; видоизменяют готовый игровой сюжет в соответствии с собственным замыслом; используют речь как средство отражения игрового сюжета. | Педагогическое наблюдение (в соответствии с критериями развития режиссерской игры) |
| Дети владеют игровым замещением, используя в игре предметы-заместители, наделяя игровыми функциями предметы, игрушки, неоформленный материал в соответствии с замыслом; удерживают в игре две позиции – действие в реальном поле и действие в воображаемом плане. | Педагогическое наблюдение (в соответствии с критериями развития режиссерской игры) |
| Воспитанники демонстрируют навыки, связанные с разворачиванием режиссерской игры в пространстве игрового поля: используют готовые игровые поля; видоизменяют игровое поле под собственный замысел (добавляют постройки, перегородки); самостоятельно создают поле для игры (при помощи ширм, ткани, бросового и строительного материала). | Педагогическое наблюдение (в соответствии с критериями развития режиссерской игры) |
| Родители владеют механизмами развития режиссерской игры: создают условия для развития самостоятельной режиссерской игры детей; владеют техниками руководства режиссерской игрой (техники развития сюжета, обогащения содержания). | Опрос; Личная беседа; Анкетирование; Анализ практических проб; Анализ фотоматериала |
5. | Выстроена система развития игровой деятельности в логике становления развития игры в онтогенезе: выстроен алгоритм развития игры; воспитанники демонстрируют игровые навыки режиссерской игры начального уровня; наблюдаются игровые действия следующей ступени развития игры – образной. | Педагогическое наблюдение (динамика развития игровой деятельности); Экспертная оценка (методическая служба ДОУ) |
Сроки реализации: август 2018 г. – апрель 2019 г.
Ресурсы:
- Кадровые: автор проекта имеет опыт разработки, презентации и реализации проекта по развитию игровой деятельности в рамках отраслевого проекта «Школа Росатома». Проект предполагает участие узких специалистов – учителя-логопеда, педагога-психолога. В штатном расписании МБДОУ д/с № 14 эти специалисты имеются.
- Информационные: информационная поддержка проекта осуществляется на странице личного сайта https://nsportal.ru/sherkunova-nadezhda-sergeevna; группа в сервисе Viber с целью информирования родителей о мероприятиях проекта.
- Материально-технические: не требует специально-созданных условий. Для мероприятий с участием семей воспитанников имеется проекционное оборудование; помещения залов; детской лаборатории (предполагается проведение совместной с детьми и родителями деятельности).
Дальнейшее развитие проекта: Проект «Сам себе режиссер» - первая ступень долгосрочного проекта «Мы играем!», предполагающего выстраивание системы работы над развитием игровых навыков дошкольников в соответствии с логикой становления игры в онтогенезе (Е.Е. Кравцова). Предполагается поэтапное проживание воспитанниками каждого вида игры при активном участии родителей. В 2019-2020 гг. планируется презентация опыта работы по проекту «Сам себе режиссер» в рамках городской творческой группы «Режиссерская игра».
Календарный план проекта:
Мероприятие | Форма | Сроки | Ответственные | Результат | |
Подготовительный этап (август - сентябрь 2018 г.) | |||||
Мониторинг игровых навыков младших дошкольников. | Педагогическое наблюдение, фиксация результатов в карте наблюдения. | Август 2018 г. | Шеркунова Н.С., педагоги группы | Карты наблюдения уровня сформированности игровых навыков воспитанников. | |
Мониторинг условий развития режиссерской игры. | Самоанализ; Экспертная оценка (методическая служба ДОУ) | Август 2018 г. | Шеркунова Н.С.; старший воспитатель | Оценочный лист; аналитическая справка. | |
Выявление представлений родителей о значении игровой деятельности для развития ребенка. | Фотосессия «Играем дома» Анкетирование «Игры и игрушки ребенка» | Август 2018 г. | Шеркунова Н.С. | Аналитическая справка условий развития режиссерской игры дома на основе изучения фотоматериала; проблемного анализа анкет. | |
Разработка основных направлений работы по становлению режиссерской игры начального уровня. | Планирование: составление календарного плана проекта | Август 2018г.- первая половина сентября. | Шеркунова Н.С.; инициативная группа родителей | Проектная документация; план деятельности в рамках проекта. | |
Ознакомление родителей, педагогов с проектом. Запуск проекта. | Презентация проекта на установочном педагогическом совете и групповом собрании родителей. | Август 2018г.- первая половина сентября. | Шеркунова Н.С. | Протокол родительского собрания; Протокол педагогического совета. | |
Практический этап (сентябрь 2018 г.- март 2019 г.) | |||||
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы с целью создания условий для развития игровых навыков детей в режиссерской игре с привлечением родителей воспитанников. | - Моделирование игрового пространства группы с учетом специфики режиссерской игры. - Изготовление игровых полей, пополнение мелкого игрового и неигрового материала, материала для самостоятельного конструирования детьми игрового пространства. - Практикум для родителей «Мастерская игры» (изготовление игровых полей, макетов). | Первая половина сентября Сентябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. | Шеркунова Н.С., методическая служба ДОУ Шеркунова Н.С., педагоги группы Шеркунова Н.С. | -Перечень оборудования и материалов для разворачивания режиссерских игр. - Наличие в группе в свободном доступе игровых полей, макетов, неоформленного и мелкого игрового материала; пространств для индивидуальных игр; материалов для моделирования игрового пространства детьми. - Рекомендации-памятки для родителей по созданию условий для развития режиссерской игры. | |
Подбор текстов художественных произведений, мультфильмов для развития игрового сюжета. | - Анализ образовательной программы - Опрос родителей «Любимые сказки и мультфильмы ребенка» | Сентябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. | Шеркунова Н.С., учитель-логопед Шеркунова Н.С. | -Перечень художественной литературы рекомендуемой для развития игрового сюжета. - Банк «Любимые сказки и мультфильмы детей» | |
Реализация технологии развития игровых навыков в режиссерской игре на основе литературных произведений, мультфильмов. | - Совместная режиссерская игра на основе готового сюжета - Совместная игра с воспитанниками на основе незавершенного и измененного сюжета - Самодеятельная игра воспитанников на основе литературных произведений, мультфильмов. | Октябрь 2018 г. – март 2019 г. | Шеркунова Н.С., педагоги группы | -Дети используют в самостоятельных играх сюжеты литературных произведений, мультфильмов (оценивается на основе педагогического наблюдения, фиксируется в карте наблюдений) | |
Мероприятия, направленные на повышение компетентности родителей в области обогащения содержания детской игры. | - Консультация «Во что играют наши дети?» - Папка-передвижка «Режиссерская игра младших дошкольников: как играть? Во что играть?» - Практикум «Расскажи мне сказку, мама!» - Консультация «Мульт-культура: проекция в детскую игру». - Практикум «Играем в сказку» - Практические пробы родителей «Играем в сказку» (домашние пробы на материале любимых сказок и мультфильмов). | Октябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Ноябрь-декабрь 2018 г. | Шеркунова Н.С. Шеркунова Н.С. Учитель-логопед Педагог-психолог Шеркунова Н.С. Шеркунова Н.С. | -Расширение представлений родителей о способах обогащения содержания режиссерских игр детей на основе готовых сюжетов литературных произведений и мультфильмов. -Совершенствование игровой компетентности родителей в области режиссерской игры на основе сюжетов литературных произведений, мультфильмов (анализ практических проб родителей на основе фотоматериала, личных бесед, опросов). | |
Реализация технологии руководства режиссерской игрой с целью формирования навыков игрового замещения, построения сюжета на основе собственного замысла в пространстве игрового поля, обогащения игрового опыта. | - Игры-упражнения на объединение по смыслу предметов с целью развития сюжета. - Дети-волонтеры (подготовительная группа): организация разновозрастного сообщества с целью развития режиссерской игры. - Развитие игрового сюжета на основе уточняющих вопросов (наделение смыслом игровых действий ребенка). - Режиссерская игра в рисунках. | Ноябрь 2018 г.- март 2019 г. | Шеркунова Н.С., педагоги группы | -Освоение воспитанниками навыка игрового замещения; обогащение игровых действий и сюжета игры на основе личного опыта (оценивается на основе педагогического наблюдения). | |
Мероприятия, направленные на повышение игровой компетентности родителей в процессе освоения механизмов развития игры. | - Практикум «Позиция взрослого в режиссерской игре». - Практическая проба родителей «Песок – море игры в каждой песчинке» (в микрогруппах при участии детей). - Практикум «Рассказы в рисунках» - Практическая проба родителей дома «Игры на листе бумаги» (освоение техники развития игрового сюжета на основе рисунка ребенка). | Декабрь 2018 г. Январь-февраль 2019 г. Февраль 2019 г. Март 2019 г. | Шеркунова Н.С, педагог-психолог ДОУ Шеркунова Н.С. Учитель-логопед, старший воспитатель Шеркунова Н.С | - Освоение родителями техник развития режиссерской игры (оценивается на основе анализа практических проб). - Рекомендации по развитию игрового сюжета и контекстной речи в процессе совместного рисования с ребенком. - Выставка игр-рисунков по мотивам «домашних проб» с кратким описанием сюжета игры. | |
Рефлексивный этап (апрель 2019 г.) | |||||
Мониторинг уровня сформированности игровых навыков воспитанников (навыки режиссерской игры) | - Педагогическое наблюдение, фиксация результатов | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С. | - Сравнительный анализ по отношению к началу года. | |
Рефлексия родителей по итогам деятельности в рамках проекта. | - Сочинение-размышление на тему «Наш первый игровой проект» и /или анкета «Игра в жизни вашего ребенка». | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С. | - Анализ продуктов рефлексии родителей. Анализ предложений родителей. | |
Обобщение материала по теме проекта. | - Размещение рекомендаций, алгоритмов, консультаций на личной странице сайта, в методическом кабинете. | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С. | - Подборка методических материалов для педагогов и рекомендаций для родителей. | |
Распространение опыта по теме проекта, дальнейшее развитие проекта | - Презентация опыта работы по теме развития режиссерской игры начального уровня на педагогическом совете. - Предварительное планирование деятельности по презентации опыта в рамках городской творческой группы «Режиссерская игра». | Апрель 2019 г. | Шеркунова Н.С Шеркунова Н.С., заместитель заведующего по ВМР | - Презентация проекта педагогическому сообществу детского сада. - Предварительный план (проект) участия в рамках городской творческой группы «Режиссерская игра». |
Результаты: Результаты проекта представлены мониторингом уровня сформированности игровых навыков воспитанников на конец младшей группы. Мониторинг проводился в соответствии со следующими критериями развития режиссерской игры начального уровня:
- создает простейший игровой сюжет на основе сказочного сюжета и бытового опыта (95% воспитанников);
- изменяет сюжет в ходе игры по мотивам литературного произведения или мультфильма (95% воспитанников);
- использует в игре предметы-заместители для реализации замысла (87% воспитанников);
- использует речь для «озвучивания» персонажей игры (87% воспитанников);
- разворачивает сюжет в пространстве готового игрового поля (95% воспитанников);
- видоизменяет или самостоятельно создает пространство для разворачивания игрового сюжета при помощи бросового материала, ширм, строителя (83% воспитанников);
- продолжительность игры (средняя продолжительность игры 10-15 минут).
Таким образом, наблюдается положительная динамика развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста, что подтверждает и факт появления в игровой культуре воспитанников элементов образной игры, как следующей ступени развития игровой деятельности.
Эффекты: В ходе реализации проекта наблюдаю дополнительные эффекты, связанные с развитием монологического высказывания у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Это связано с планомерной работой над совместным конструированием сюжета, в результате которого ребенок озвучивает происходящее на игровом поле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Сам себе я помогу- здоровье себе сберегу!"
Здоровьесберегающие технологии...
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М.
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М. Методист отдела раннего развития детей «Радость» МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»Не удивишь –не научишь!...
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.Успехов вам. 1. Именно сегодня ...
Упрямство ребенка. Как вести себя с упрямым ребенком. Как не надо вести себя с упрямым ребенком.
Советы родителям у которых упрямые детки....
Информация к размышлению "Как найти время для себя и научиться не забывать о себе"
Жизнь не меняется сама по себе, свободное время не появляется по мановению волшебной палочки....
Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"
Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...
Диагностика представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе
Описание методик для педагогической диагностики сферы представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе...