ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЮБОЗНАЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Программа направлена на ранее развитие ребенка. Представлен содержательный раздел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3-_4_goda.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара

ПРИНЯТО

На Педагогическом совете

Детского сада

Протокол № _______

От _______________ г.

Утверждаю:

Директор МАДОУ «Детский сад №4»

_______________ С.В.Семёнова

________________г. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛЮБОЗНАЙКА»

Возраст обучающихся – 3 – 4 года

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Составитель:

Тырина Анастасия Ивановна,

Педагог - психолог

Сыктывкар, 2016

Оглавление

Пояснительная записка        2

Учебно-тематический план        6

Содержание изучаемого курса        8

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы        14

Библиографический список        15

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»,
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН № 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требованию к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468);
  • Уставом МАДОУ «Детский сад №4»;
  • Положением об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ. 

Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности, способствующая раннему гармоническому развитию детей.

Ранний возраст – важный ответственный этап развития человека. В первые годы жизни закладываются важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность действий и многое другое.

Цель программы: обеспечение раннего гармонического развития ребёнка.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья детей.

2. Развитие инициативности, любознательности, активного положительного познавательного отношения к окружающим.

3. Стимулирование коммуникативной, игровой активности детей.

4.Развитие психических процессов.

5. Расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение знаний детей разнообразными сенсорными эталонами.

6. Создание условий для активного речевого развития детей.

7. Способствование развитию основных видов движений и мелкой моторики.

 Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10 -15 минут.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети должны уметь:

  • Здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками без напоминания, называть друг друга по имени;
  • Выражать желание играть в совместные игры и активно участвовать в них;
  • Принимать на себя роль водящего, выполнять элементарные правила игры: во время начинать и прекращать игровые действия;
  • Уметь распознавать базовые эмоции на картинках, мимикой передавать веселое и сердитое настроение;
  • Уметь сравнивать предметы методом приложения и наложения, пользоваться словами –большой, средний и маленький; различать и называть 4 основных цвета, соотносить и называть основные геометрические формы;
  • Различать и называть предметы мебели, одежды, посуды и их части, некоторые фрукты, овощи и виды транспорта, диких и домашних животных, владеть словами обобщения первого порядка (игрушки, посуда, обувь, одежда);
  • Уметь выражать мысленно связно двумя – тремя предложениями, устанавливая причинно – следственные связи (люди надевают шубы, потому что на улице холодно), отвечать на вопросы взрослого;
  • Воспринимать небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения;
  • Уметь правильно держать фломастер, пользоваться им, проводить горизонтальные, вертикальные и округлые линии;
  • Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед; катать, бросать мяч разной величины;
  • Знать названия пальчиков, согласованно выполнять основные упражнения из пальчиковой гимнастики, расстегивать и застегивать разные виды застежек.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

Формы деятельности

совместная

самостоятельная

1.

Знакомство

1.1

Здравствуй, солнце золотое!

1

+

+

1.2

Знакомство с куклой Машей.

1

+

+

1.3

Здравствуйте, это я!

1

+

+

2.

                                     Всё на свете интересно

2.1

Детский сад.

2

+

+

2.2

Осень.

3

+

+

2.3

Овощи.

2

+

+

2.4

Фрукты.

2

+

+

2.5

Закрепление пройденного материала

2

-

+

2.6

Дикие животные.

3

+

+

2.7

Домашние животные.

2

+

+

2.8

Закрепление пройденного материала

1

-

+

2.9

Цвета

2

+

+

2.10

Одежда

2

+

+

2.11

Обувь

2

+

+

2.12

Посуда

2

+

+

2.13

Мебель

2

+

+

2.14.

Закрепление пройденного материала

1

-

+

2.15

Зима.

3

+

+

2.16

Новогодний праздник

2

+

+

2.17

Закрепление пройденного материала

1

-

+

2.18

Я и моя семья

4

+

+

2.19

Мои игрушки

2

+

+

2.20

Мое настроение

4

+

+

2.21

Что я люблю делать?

3

+

+

2.22

Закрепление пройденного материала

1

-

+

2.23

Мамин праздник

2

+

+

2.24

Я умею заботиться

2

+

+

2.25

Весна

4

+

+

2.26

Мои друзья

2

+

+

2.27

Я люблю…

2

+

+

2.28

Закрепление пройденного материала

1

-

+

ИТОГО:

64

Содержание изучаемого курса

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ

Основные направления

                                        Содержание

Общение со взрослыми и сверстниками

  • Упражнения  «Здравствуйте, солнце золотое!», «Давайте поздороваемся с куклой!»
  •  Игры с мячом «1,2,3 – свое имя назови!», «Беги ко мне»
  • Игра «Кто у нас хороший?»
  • Трудовое поручение «Сложи вместе с другом игрушки на место после игры», «Помоги кукле Маше».
  • Беседа «Как тебя называют в семье?»
  • Тематическая беседа «Что значит быть добрым?».
  • Беседа о том, почему маленьким детям нужно слушаться маму и папу»

Подвижные игры

  • «Мой веселый звонкий мяч»»
  •  «Карусели»
  • «Птички в гнездышках»
  •  «Заинька»
  • «Солнышко и дождик»

Дидактические игры

  • «Собери пирамидку»
  • «Собери бусы для мамы»
  • «Чего не стало?»
  • «Разрезные картинки»
  • «Парные коврики»

Ознакомление с окружающим

  • Чтение народных сказок «Козлятки и волк», «Курочка Ряба», «Три медведя»
  • Этюд «Солнышко и дождь», «Улыбнись как кот на солнышке»
  • Игра – имитация «Домашние и дикие животные»

Развитие речи

  • Рассказ о повадках и хитростях домашних животных»
  • Чтение рассказа без наглядного сопровождения «Наташа и кораблик», «Заяц и лисичка», «Кукла Маша»
  • Игра – задание «Покажите, у  кого красный карандаш, у кого зеленый мячик ит.д»
  • Упражнение в риторике по потешкам «Наши уточки с утра…», «Ой, ду-ду,ду-ду, ду-ду…»».

Развитие основных видов движений и мелкой моторики

  • Пальчиковые игры «Капуста», «Зайчик»,«Вышли пальчики гулять»
  • Игры с прищепками «Зайчик вышел погулять», «Птичка»
  • Логоритмика «Раз-повернись, два – улыбнись..»

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

Основные направления

                                Содержание

Общение со взрослыми и сверстниками

  • Упражнение «Здравствуй, солнце золотое», «Здравствуй, детский сад!», «Вежливые слова».
  • Игры «Ваня, не скучай, себе друга выбирай», «Волшебные очки»
  • Этюд «Поссорились и помирились»

Подвижные игры

  • «Принеси предмет»
  • «Догони мяч!»
  • «Через ручеек»

Дидактические игры

  • «Мозаика»
  • «Разрезные картинки»
  • «Наоборот»

Ознакомление с окружающим

  • Чтение народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк»
  • Беседа «Для чего нужны глаза (рот, нос, уши)?
  • Тематическая беседа «Мы любим природу - природа любит нас»

Развитие речи

  • Обыгрывание потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
  • Беседа «Мы дружные ребята»
  • Игра «Ласково имя  произнесем»
  • Беседа «Мы очень любим маму и папу»

Развитие основных движений и мелкой моторики

  • Пальчиковые игры «Мама лепит пирожки, папа полку мастерит»»
  • Игры с прищепками «Птичка», «Хитрая лисичка»
  • «Собери квадраты» (игры Никитина)

                             ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

Основные направления

                       Содержание

Общение со взрослыми и сверстниками

  • Беседа «Покажи грустного и веселого клоуна»».
  • Этюды «Мы пришли в детский сад радостные»
  • Коммуникативные ситуации «Скажи вежливое слово», «Назови Машу ласково».
  • Игра «Кто позвал?»

Подвижные игры

  • «Крутится -Вертится»
  • «Пчелки»
  • «Собери морковки…»
  • «Зайчики и мишки»

Дидактические игры

  • «Назови одним словом»
  • «Кто чей детеныш?»
  • «Убери лишнюю картинку»
  • «Назови одним словом»

Развитие речи

  • Игра «Что делает?»
  • Чтение рассказов без опоры на наглядность «Цыпленок», «Зайчик и лиса».
  • Упражнения в риторике по потешке «Пошел котик на торжок»
  • Чтение стихотворений «Игрушки» А. Барто.

Ознакомление с окружающим

  • Лото «Магазин».
  • Беседа «На дворе зима»
  • Дидактическая игра «Маша, одевайся»

Развитие основных движений и мелкой моторики

  • Пальчиковые игры  «Здравствуйте, ладошки»», «Пароход»
  • Игры с прищепками «Собачка», «Птички»
  • Упражнение «Мишки и шишки»

МАРТ - МАЙ

 Основные направления

             Содержание

  Общение со взрослыми и сверстниками

  • Беседа «Что я люблю, что я не люблю!»
  • Рисование «Я в детском саду»
  • Игра «Зеркало»
  • Беседы «Я злюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…»
  • Игры  «Волшебные очки», «Подарки друзьям»
  • «Поменяйтесь местами те, кто …»
  • Этюд «Подарок!»
  • Конструирование «Детский сад»

Подвижные игры

  • «Обезьянки»
  • «Воробушки и автомобиль»
  • «Мой веселый звонкий мяч»

Дидактические игры

  • «Посуда, Мебель»
  • «Геометрические  фигуры»
  • «Мозайка»

Развитие речи

  • Беседа «Правила поведения в детском саду»
  • Чтение рассказов без опоры на наглядность «Пароход», «Машинка»
  • Чистоговорки
  • «Вежливые слова»

Ознакомление с окружающим

  • Чтение рассказа Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский», беседа.
  • Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем!»

Развитие основных движений и мелкой моторики

  • Игры с прищепками «Крокодил», «Ворон», «Разговор»
  • Пальчиковые игры  «Теремок», «Кулачки»
  • Упражнения «Медвежата и пчелка», «Ловим шишки»

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«ЛЮБОЗНАЙКА»

Линия развития

Показатели

Методика выявления

Сенсорное развитие

Называет 4 основных цвета.

Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы.

Взрослый показывает поочерёдно предметы и спрашивает, какого цвета.

Общие движения

Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом.

Катает мяч двум руками взрослому или другому ребёнку, бросает двумя руками снизу.

Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см).

Взрослый расставляет предметы и предлагает ребёнку перешагнуть через препятствия.

Материал: мячи разной величины.

Взрослый даёт ребёнку мяч и предлагает бросить мячик. Или взрослый садиться напротив ребёнка и бросает ему : «Давай будем катать мячик друг другу».

Игра

В играх исполняет роль. Например, играя с куклой говорит: «Мама, доктор».

Ребёнок понимает условность предметов-заместителей. Например,  домик – обруч, стул – кружок.

Материал: разнообразные сюжетные игрушки.

Взрослый наблюдает за игрой ребёнка.

Ребёнок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает слово.

Организовывая игру с ребёнком (поездка на машине, приготовление обеда) взрослый заменяет отсутствующий предмет другим – заместителем. Например, крышка от кастрюли вместо руля.

Речь активная

Употребляет сложные предложения

Использует в речи слова-обобщения (мебель, посуда, одежда); названия диких, домашних животных и их детёнышей; названия явлений природы (снегопад, дождь).

Взрослый наблюдает за ребёнком во время деятельности или беседы с ребёнком.

Ребёнок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение.

  • Материал: карточки с изображением предметов (посуда, мебель, одежда).

Инструкция: сначала ребёнок называет все предметы, изображённые на картинках. Затем просим показать: «Где одежда?», «На какой картинке посуда?».

  • Игра «Найдите наших мам».

На картинке изображены домашние животные и их детёныши.

Говорим ребёнку: «Посмотри, вот это щенок, а где его мама?».

Стимулируем к ответу, что у щенка мама – собака.

  • Материал: карточки с изображением различных предметов.

Пример инструкций: Кто это? Слон. Слон какой – большой или маленький?

- А это что? Конфета. А какая она на вкус? Сладкая?

Общение со взрослыми и сверстниками

Здоровается и прощается со взрослыми и сверстниками без напоминания, называет других детей по именам. Употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).

Различает базовые эмоции на картинках, умеет мимикой передавать весёлое и сердитое настроение.

Взрослый наблюдает за ребёнком в режимных моментах.

Ребёнок хотя бы раз использует слово благодарности, просьбы, здоровается или прощается, называет детей по имени.

Материал: картинки с изображением детей, выражающие разные эмоциональные состояния.

Просим ребёнка найти картинку с изображением весёлого, грустного ребёнка.

Этюды на выражение базовых эмоций:

- покажите, пожалуйста, как вы радуетесь, когда вам дарят игрушки;

- покажите сердитых маленьких медвежат.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Кабинет, музыкальный зал;
  • Наличие утвержденной программы;
  • Дидактические пособия;
  • Мольберт;
  • Музыкальный центр.

Библиографический список

  1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2008 – 160с.
  2. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья : Методическое пособие по развитию дошкольника – М.: ТЦ Сфера, 2011 -128с.
  3. Иванова Н. В., Кривовицына О.Б., Якупова Е. Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011 – 128с.
  4. Психология социальной одаренности/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – М.: Линка – Пресс, 2009 -272с.
  5. Рузская А. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста – М.: Мозаика – Синтез, 2007 – 64с.
  6. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры и упражнения/Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 64с.
  7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логопед» для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана для детей с общим недоразвитием речи с нарушением интеллекта, поэтому в содержание занятий включены задания на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышлени...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка» для детей 5-7 лет

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста.  Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозныхродителей....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...