НОД по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: «В гости к зимушке - зиме»
план-конспект занятия (средняя группа)

Хомушку Анджела Дозур-ооловна

НОД  по  ОО  «Познавательное развитие»   (ознакомление с миром природы)  в средней группе  на тему:  «В гости к зимушке - зиме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_gosti_k_zimushke_zime.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад – «Аржаан» компенсирующего вида для детей с туберкулезным интоксикацией с.Кызыл-Мажалык Республики Тыва

Конспект НОД

по  образовательной области

«Познавательное развитие»

 (ознакомление с миром природы)

в средней группе

на тему:

«В гости к зимушке - зиме»

Подготовила воспитатель:

 Хомушку Анджела Дозур-ооловна

с.Кызыл-Мажалык

2017г

Тема: «В гости к зимушке-зиме».

Цель: Уточнить знания детей о зимних явлениях природы.

Задачи:

Образовательные: Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе.

Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. Активизировать словарный запас детей.

 Развивающие: Развивать чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в коллективной работе.

Воспитательные: Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

Оборудования: для воспитателя: костюм зимы, картины (слайды) с зимним пейзажем для оформления группы, электронная презентация по теме «Зима», аудиозапись со звуками вьюги  метели, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов из сшитых подушек, подборка художественной литературы по теме, большая   снежинка.

Для детей: снежинки на ниточках для дыхательной гимнастики (по количеству детей, плоскостные елочки из картона на каждого ребенка (сделаны на предварительной работе, ватман, вата, клей, кисточка, заготовки из картона разрезной пазл с изображением снеговика по количеству детей.

Предварительная работа:

Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой на прогулке;

Беседы о характерных признаках зимы. Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами.

Ход занятия.

 

1.Организационный  этап

Под музыкальное сопровождение (вой вьюги) в группу входит воспитатель в костюме Зимы и каждому приклеивает на одежду снежинку.

- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (ответы детей)

 Отгадайте загадку, и узнаете, о каком времени года идет речь:

 Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы.

Побелел морковный нос.

 В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

 Заметает все кругом белоснежным серебром. (ответы детей)

- Да, верно, зима.

- А хотели бы вы побывать   в гостях в моей мастерской ? ( Да)

-  Путь ко мне будет не лёгким. Будьте готовы к препятствиям.  А теперь  давайте   собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи.

НРК. Тактильная игра-массаж: “ Собираемся на прогулку” (на тувинском языке)

Харым ам дорт улгаткан мен,

Харын бодум кеттинер мен.

Уктарымны, чувурумну                   Дети делают легкое поглаживание ног,

Хойленимни, шубамны                                Поглаживание обеих  рук

Идиктерим, хол-хаптарым,  Поглаживание ног от пальцев до колена, поглаживание пальцев  рук

Боргумну, моюн-ораарымны            Поглаживание головы, имитация завязок,

Шарыпкаштын уннеринге белен боор мен.        

- Что, готовы? (Да)

- Тогда отправляемся! Повертелись – покружились, у зимы в гостях очутились.

Кружатся вокруг себя с закрытыми глазами.

Дети под музыкальное сопровождение кружатся вместе с Зимой.

2. Основной этап

- Вот мы и очутились у меня в гостях.  Посмотрите  сколько    снега намело, сугробы кругом. Чтобы добраться до моей мастерской,   необходимо перешагивать через сугробы.

        звучит музыка с текстом.  Динамическая пауза “Мы шагаем по сугробам” (через подушки)

                 (дети садятся на стулья, расположенные полукругом)

В-ль: Пока вы отдыхаете, давайте побеседуем о зиме. (презентация о зиме)

           -Пока вы отдыхаете, скажите, какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей)

- Какая погода бывает зимой? (ответы детей)

- Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное, сказочное время года? (ответы детей)

- Отлично! Вот сейчас я предлагаю вам каждому слепить снеговиков. Но эти снеговики будут не из снега, а из бумаги. Пройдите к столу.                           

Дети собирают   пазл  «Снеговик»

 Здорово! Классные снеговики у вас получились.

- А из чего лепят снеговиков на улице? (ответы детей)

- Каким бывает снег? (ответы детей)

 -На что похожи снежинки? (ответы детей)

- На что похож снег? (ответы детей)

- Какие же Вы молодцы. Вы все знаете про зиму.

 - Давайте вспомним отрывок из стихотворение И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Ребята,  у меня есть множество снежинок, хотите поиграть с ними?

(в это время Зима каждому дает по снежинке, привязанной на ниточке)

- Посмотрите на снежинки, какие они? (ответы детей)

- Действительно, снежинки  белые, легкие. Давайте  сейчас с ними поиграем.

Игра «Сдуй снежинку»

 Чтобы нам снежинку сдуть,

 Нужно глубоко вдохнуть. (Дети выполняют упражнения на дыхание)

- Ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до моей зимней мастерской.

3. Продуктивный этап

В-ль: Добро пожаловать на мою мастерскую. Вот и моя мастерская.  

- Что вы видите в моей мастерской? (ответы детей)

- Обратите внимание на наши елочки. Не кажутся ли они вам необычными? Что вы можете сказать?(ответы детей)

-Давайте мы их укроем снегом, чтобы они не замерзли. Как мы это сделаем?

(Во время работы звучит музыка вьюги. Дети наклеивают вату на поверхность елочек, а затем елочку на общий ватман)

- Кто справиться с заданием быстрее, может дополнить зимний пейзаж предложенными на столе предметами живой и неживой природы.

В-ль: Молодцы, а теперь немножко по экспериментируем с снегом. Все сюда, внимательно посмотрите.

Эксперимент со снегом «Таяние снега»
Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла, помог простой опыт: принесли в группу снег в тазу, он постепенно стал таять, сначала становиться рыхлым, затем, на глазах у изумленных детей, превратился в воду. Вывод: Снег тает от теплого воздуха.

- Молодцы! Вы, хорошо справились с работой, за это я угощу вас вкусными снежными шариками.  Дети отказываются от угощения.

- Почему вы не хотите моего угощения? (Снег холодный и грязный, можно простудиться и заболеть.)

- Хорошо, тогда я немного поколдую. (Зима превращает снег в зефир).

                        Дети встают в круг, угощаются белым пряниками.

-  А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память обо мне, я хочу вам подарить обучающую видеофильм о зиме, которую сможете позже посмотреть. Вот вам снежинка, она поможет   найти дорогу. Для этого нужно сказать “волшебные” слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Дети берут снежинку,  говорят волшебные слова. Звучит музыка. Пока дети под музыку возвращаются в детский сад, Зима снимает костюм и превращается в воспитателя.

4.Рефлексивно-оценочный этап. Итог занятия.

- Какое у вас настроение после путешествия?

- Что было для Вас самым сложным на пути к мастерской Зимы?

- А что заставило подняться вашему настроению?

Самоанализ занятия  «В гости к зимушке – зиме».

    Данное занятие проводилось с детьми средней группы.

В ходе занятия была использована интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.

Длительность занятия составляло 20 минут, что соответствовало требованиям САНПИНа  и возрастным особенностям детей.

Цель: Уточнить знания детей о зимних явлениях природы.

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные: Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. Активизировать словарный запас детей.

 Развивающие: Развивать чувство прекрасного,  через зимний пейзаж и способность передать это в коллективной работе.

Воспитательные: Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

        Для успешного решения обозначенных задач подготовила демонстрационный материал, это:

 Для воспитателя: костюм зимы, картины с зимним пейзажем для оформления группы, электронная презентация по теме «Зима», аудиозапись со звуками вьюги  метели, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов из сшитых подушек, большая   снежинка; и раздаточный:

Для детей: снежинки на ниточках для дыхательной гимнастики (по количеству детей, плоскостные елочки из картона на каждого ребенка (сделаны на предварительной работе, ватман, вата, клей, кисточка, заготовки из картона (солнышко, белый и серый зайчики, снегирь, журавль, капельки дождя, снежинки, желтые листочки); разрезной пазл с изображением снеговика по количеству детей.

       Этот материал помог раскрыть мне тему зимы, заинтересовать детей, организовать их деятельность на протяжении всего занятия.

     Занятие  состояло из четырёх этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов: словесные, игровые, практические. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

          В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1.Словесный (беседа, загадка, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (картины с зимним пейзажем для оформления группы, электронная презентация по теме «Зима», аудиозапись со звуками вьюги  

метели, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов из сшитых подушек, подборка художественной литературы по теме, большая   снежинка );

 3.Практический (составление пазла «Снеговик», создание творческой коллективной работы «Зимний пейзаж»), мини-эксперимент.

4. Игровой (загадывание загадок, составление пазла «Снеговик», игра со снежинками  на развитие правильного дыхания ) и приемы: игровой, пояснения, указания, показ,  художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

      Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

       В ходе образовательной деятельности, для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие  формы работы:

-групповая: создание творческой коллективной работы «Зимний пейзаж»

-индивидуальная: составление пазла, игра «Сдуй снежинку», игровое упражнение «Назови правильно».

       На протяжении занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, создавала условия для диалога с детьми.

      Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения здоровья, мною была организована динамическая пауза «Мы шагаем по сугробам», упражнение на развитие дыхания  «Сдуй снежинку», Тактильная игра-массаж: «Собираемся на прогулку».

      Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта.

Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....

Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу познавательное развитие Ознакомление с миром природы в средней группе Тема: «Цветочный город»

Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре. 3. Учить...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие, ФЭМП" с детьми средней группы Тема "В гостях у Зимушки-Зимы"

Данный конспект предназначен для поведения интегрированного занятия с детьми с парциальным недоразвитием...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе «Как звери готовятся к зиме»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе«Как звери готовятся к зиме»...

ОО Познавательное развитие, ознакомление с миром природы в средней группе на тему: «Осенние заботы животных».

Мир живой природы интересен детям, расширить представление детей о поведении животных в осенний период  было целью данного занятия....

НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе. Тема «Скорая помощь» для растений»

Вовлечь детей в трудовую дея­тельность по уходу за комнатными расте­ниями (полив, обтирание влажной тряпоч­кой широких плотных листьев, рыхление почвы); добиваться качественного выпол­...