Развитие нравственных качеств личности детей 5-7 лет с ОВЗ в коллективном творчестве.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_nravstvennyh_kachestv_lichnosti_v_kollektivnom_tvorchestve_2_1.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Творчество заразительно. Передай другому!» – Альберт Эйнштейн.
Актуальность: Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше. Антон Макаренко
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд. Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.
Цель: - творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества; - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии; - управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности; - комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Задачи: Формировать у детей нравственные качества и культуру поведения со сверстниками; Развивать нравственное сознание (справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение чувствовать и понимать другого, умение управлять своими эмоциями); Воспитывать у детей гуманные чувства (умение сочувствовать, доброту, внимание, вежливость, честность, справедливость, забота, отзывчивость, уважение к старшим, общительность); Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования нравственных качеств личности ребенка.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: - договариваться о совместной работе, её содержании; - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; - планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) . В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: - в начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем; - на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно; - постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее. К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.
В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей.
Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. 1 . Совместно-индивидуальная ( ребенок-участник деятельности — выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) . 2 . Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно- последовательной формы организации ( результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) . 3 . Совместно-взаимодействующая ( формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда) .
Старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» — транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать. Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса — возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Старшая группа 5-6 лет: 1. Осенний урожай (рисование) 2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами-аппликация) 3. Осенние листья 4. Осенний парк (волшебный сад) а ппликация, рисование, ручной труд 5. Сказочный лес 6. Наш город (аппликация, коллаж) 7. Зимние забавы (рисование) 8. Аквариум 9. Космос (рисование, лепка, аппликация) 10. Букет нарциссов Темы коллективных работ Подготовительная группа 6-7 лет: 1. Осенний пейзаж (рисование, аппликация) 2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация) 3. Лебеди на озере (аппликация) 4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация 5. Мой город (макет) 6. Зимой в детском саду (рисование, аппликация ) 7. Люблю берёзку русскую (рисование, аппликация) 8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация) 9. Космос (рисование, лепка, аппликация) 10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование
Рекомендации родителям: * « Ребёнок- это зеркало нравственной жизни родителей…» В.А Сухомлинский * Чаще хвалите своего ребенка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребенок индивидуален! * Творите вместе с ребёнком! Рекомендации педагогам: *Используйте в своей работе разные формы коллективного творчества. * Учитывайте в своей работе возрастные и индивидуальные способности детей. * Повышайте свой профессиональный уровень и мастерство. Вывод: Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Это особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.
Литература: 1. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий под ред. А.А. Грибовской , Москва: ТЦ. Сфера, 2007г. 2. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности с детьми в возрасте 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПБ: КАРО-2011г. 3. https://sundekor.ru/referat/kursovaya/kollektivnoe-tvorchestvo-doshkolnikov/ 4. http:// открытыйурок.рф /статьи/577257/ 5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/12/konsultatsiya-kollektivnoe-tvorchestvo-doshkolnikov-kak 6. http://aforizmi-i-citati.ru/razlichnye-temy/2990-vyskazyvaniya-velikix-lyudej-o-tvorchestve.html 7. https:// pedsite.ru Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа
Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...
Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста
Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему) у ...
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, как части личностного компонента универсальных учебных действий
Личностные УУД, опыт работы по формированию нравственных качеств личности....
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет
Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Посло...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Формирование духовно-нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки
Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо по...