Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с
особенностями развития дошкольников 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_razvivayushchaya_sreda_v_detskom_sadu.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
воспитателя средней группы Мусатовой Т.Т.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ
Средняя группа детского сада
Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с
особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является
яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего воз-
раста перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, взрослеют
быстрее и уже со второй половины среднего возраста все отчетливее начинают проявлять черты
более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе долж-на сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в тоже время носить черты
обстановки, характерной для старших дошкольников.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых
микропространств - чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими под-
группами по 2-4 человека.
Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному пере-
мещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.
Желательно иметь в группе комнатный спортивный мини-комплекс.
Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу»-трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. расцвета.
Нужно помнить, что на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки.
На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее
расцвета.
Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, ма-
газин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на да-
чу и другие.
виды Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые
игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных
полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и другие) разных лучше не очень крупных размеров; наборы мебели(крупной для игр на столе),посуды, одежды, разнообразные виды транспорта.
В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного разме-
ра и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутиков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Для развития воображения можно порекомендовать некоторых реальных предметов, предложить предметы - заменители, имеющие сходство с оригиналом.
Для того чтобы воспитать привычку убирать игрушки на место, целесообразно приобрести
пластиковые контейнеры или корзины. Ребенку легче собирать игровой материал в них, чем укла-
дывать его в коробки с крышками или раскладывать на полку.
Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы - украшения(разнообразные бусы, банты и т.д.),детали для обозначения профессии, пола , подчеркивания имиджа(бескозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроновых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок).Сюда можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, в которое ребенок ,наряжаясь, будет смотреться.
Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок валиков, подушек и пр.)
Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы (Город, Поезд и пр.)
Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по раз-
личным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей(типа «Тангом», Пазлы из 6-18 частей), игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор
игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным и постоянно менять его(1раз в 2 мес.) .
Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы.
В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофонам, магнитофонам или проигрывателем) и учат пользоваться ими детей. При этом надо уделять внимание книгам, среди которых должны быть представлены не только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддерж-
ки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу украсить ею групповую комнату.
Опыт познания окружающего у ребенка есть, но он требует обобщения систематизации, уг-
лубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр»-место где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.
Средний возраст-начало сензитивного периода развития знаково-символической функции
сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению
своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. В этом может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...
Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО
Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, с учетом их воз...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Предметно-пространственная развивающая среда для детского сада
Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском саду является одним из сложных и ответственных процессов. Предлагаю вашему вниманию данную разработку, которая пригодится методистам, во...
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....