Консультация для воспитателей "Развитие временных представлений у дошкольников"
консультация

Левицкая Елена Анатольевна

Одна из ведущих задач познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира , в частности последовательности действий, событий во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_vremennyh_otnosheniy.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие временных представлений у дошкольников»

Время и пространство - наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста.

Одна из ведущих задач познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности действий , событий во времени.

Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительности. Для дошкольника не всегда ясны слова – теперь – сейчас или сегодня – вчера – завтра.

Ребенок живет в настоящем времени и настоящим – играми, событиями, поэтому представление о настоящем времени у него наиболее точное.

По мере накопления опыта ориентировки во времени в качестве показателей начинают использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь – это когда темно и все спят».

Дошкольники часто локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками, эмоциональной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка - когда зима, когда лето – идем купаться».

Дети 5- 6 лет активно пользуются временными наречиями. Но не все временные категории осознаются ими и правильно отражаются в речи (лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость - давно, быстро; хуже - наречия ,выражающие длительность и последовательность – после, долго, скоро).

Представления детей дошкольного возраста о времени связаны с умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, с овладением временными понятиями (на рассвете, в полдень, в полночь, сутки, неделя, месяц, год).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются.

Часто дошкольники не могут определить последовательность дней недели. Лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется в запоминании детей названий месяцев.

Недостаточны знания старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как у них не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Методика развития временных представлений у детей

Детей надо знакомить с небольшими интервалами времени, которыми можно измерять длительность действий в разных видах деятельности.

С единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для познания следующих и раскрывали детям существенные характеристики времени – его текучесть, непрерывность.

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь.

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д.

У детей 4-5 лет следует развивать представления о последовательности частей суток в целом, нужно ознакомить детей со значением слов вчера, сегодня, завтра.

В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определить последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периода суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца.

Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с неделей, месяцами, годом. Последовательность обучения: 1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью 2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. 3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.

Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т.д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти задания дома.

Параллельно надо развивать и само чувство времени, знакомить с длительностями таких мер времени, как 1 минута,3,5,10 минут, полчаса, час, учить пользоваться песочными и обычными часами.

Как мы видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут.

Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".

Воспитатель: Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга Характеристика проектаТип проекта: учебныйВид проекта: групповойРеализация проекта: проект расс...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...