Проект для работы с детьми младшего возраста "Огород на окне"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Огород на окне»
для детей младшего возраста
Актуальность темы: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)
Вид проекта: исследовательский, познавательный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
Возраст детей: 2-3 года лет
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (Укроп, петрушка, помидоры, огурцы, лук, цветы)
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, совместно с воспитателем делать записи в дневнике наблюдений
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
8. Развивать познавательные и творческие способности.
Задачи проекта для работы с детьми:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
• Наблюдения за ростом растений;
• Беседы о значении овощей в жизни человека;
• Опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы реализации проекта:
I этап – установочный
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III этап (реализация проекта) - познавательно-исследовательский
Познавательная деятельность Трудовая деятельность, наблюдения,
экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, игровая деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике». Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Во саду ли, в огороде».
Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Посадка семян укропа и петрушки, репчатого лука, моркови, семян цветов.
1.«Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
2. «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
3.«Земля и растение»
Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.
4.«Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания фасоли и роста растений.
5. Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
Заучивание: А. Прокофьева «Огород» П/и «Огуречик»,
д/и «Что растет на огороде»,
«Четвертый лишний», «Найди пару»,
«Собери из частей целое». Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла».
Изготовление табличек - указателей с названиями растений Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода.
Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
ООД «Посадка лука».
Рассказ воспитателя «Витамины в овощах». Посев семян томатов, лука.
Полив и уход за растениями на «огороде».
1.«Солнце и растения».
Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений.
2.«Тепло и растение»
Цель: выявить потребности растения в тепле. Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке»
Чтение: А. Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Хороводная игра «Урожайная» Лепка овощей из пластилина.
Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов». Консультация для родителей «О луке – детям».
Беседа с детьми «Человек и растение».
Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино», Ю. Тувим «Овощи»
Д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу».
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Рисование «Помидоры в банке».
Чтение: И. Токмакова «Купите лук»,
Э. Успенский «Как капусту растили» Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол».
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Кто-кто на полянке растет?" для работы с детьми младшей группы
Цикл познавательных прогулок, направленных на приобретение опыта взаимодействия детей с природой и формирования доброжелательного отношения к природе родного края...
Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...
Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста «Капелька здоровья»
Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)ради которой действительно стоит не только не жалетьвремени, сил, трудов и всяческих благ,но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,поскольку...
Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...
Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...
Презентация Работа с детьми младшего дошкольного возраста в рамках проекта «Спорт, искусство, интеллект»
Девиз проекта: «Здоровый дошкольник – здоровое будущее»...
Проект по работе с детьми младшей группы "Космос"
Формирование первичных представлений о космосе, спутнике Земли - Луне, профессии космонавта....