Проектная работа по гендерному воспитанию в образовательной среде «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
проект (старшая группа)
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_gendernoe_vospitanie.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Проектная работа по гендерному воспитанию в образовательной среде
«Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
Мусина О.Б. воспитатель
Сысолятина О.В. воспитатель
Мифтахова Г.А. учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 2
г. Нефтекамск,
2019 год
Проектная работа «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки».
Введение
Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?
Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:
- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;
- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;
- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.
К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
Цель проекта:
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи проекта:
1. Создание условий для формирования у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
2. Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек. Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
3. Создание условий для предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
4. Создание условий для привлечения родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.
Обоснование необходимости проекта:
Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Идея проекта:
Помочь под влиянием родителей и воспитателей дошкольникам усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину. Развитие ребенка как личности в социуме и семье, пробуждение чувства мужественности (женственности), повышение значимость семьи в своей жизни, проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, уважения к своему и противоположному полу.
Тип проекта: познавательный, творческий, долгосрочный (сентябрь 2018 – апрель 2019).
Статус проекта: завершенный, цель и задачи реализованы.
Методы и способы проекта: анкетирование, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, выставка работ, совместная деятельность родителей и детей.
Продукт проекта:
- Картотека игр по гендерному воспитанию.
- Страница в портфолио группы «Играют мальчики, играют девочки».
- Анкета для родителей.
- Лэпбуки «Моя семья», «Профессии» (женские и мужские).
- Мини- стенд «Почта» для мальчиков и девочек.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Срок исполнения проекта: сентябрь 2018 – апрель 2019
I. Содержание проекта:
1. Предпроектная подготовка
- определение цели проекта и составление плана, исходя из интересов и потребностей детей;
- планирование предстоящей деятельности родителей и детей, направленной на реализацию проекта;
- подбор литературы, иллюстраций по теме проекта, оборудования и материалов.
2. Организация деятельности
Организация деятельности | Содержание работы |
работа воспитателей | - организация и проведение мероприятий по плану проекта; - подбор материала для продуктивной деятельности; - мини- стенд «Почта» для мальчиков и девочек. |
работа с детьми | - беседы «Наша дружная семья», «Профессия моих родителей», «Как я помогаю маме, как я помогаю папе», «Дом в котором я живу», «На кого я похож (а)», «Я хозяин, я хозяйка», «Семейные традиции во все времена»; - рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (Э. Успенский «Я один у мамы сын», А. Барто «Помощница», сказка «Кукушка», «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Кем быть» В. Маяковский, А. Барто «Любочка», А. Барто «Вовка добрая душа») - опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?)» - моделирование ситуаций («Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце», «Сказки моей бабушки», «Мой выходной день», «Правила хорошего тона»); - проведение игр – занятий гендерной направленности («Мальчики и девочки-какие они?»,«Я и ты. Кто мы?») - сюжетно-ролевые игры («Джентльмены и леди», для мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты», «Мастерская», «Строители»; для девочек «Салон красоты», «Кукольный уголок); - трудовая деятельность (постираем одежду для кукол, помоем машинки) - продуктивная деятельность (открытки мамам, папам) |
работа с родителями | - анкетирование; -организация проведения совместного поиска информации в литературных источниках, в интернет ресурсах; -консультации, папки-передвижки «Гендерное воспитание в семье», «Будущая женщина», «Будущий мужчина»; -мини-проекты «Играют мальчики, играют девочки» (фотовыставка «Как мы играем дома»). |
совместная работа педагогов, детей и родителей | - создание и оформление страницы в портфолио группы; - создание картотеки игр; - организация и проведение мероприятия «Встреча с интересными людьми» |
оснащение предметно-развивающей среды | - пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр; - игровая зона «Семья», «Умелые ручки») - лэпбуки «Моя семья», «Профессии» (женские и мужские). |
3. Этап реализации проекта
Анализируя и дискутируя, педагоги составили план и модель реализации проекта. Составляя алгоритм действий, они распределили обязанности и поручения.
На этапе реализации проекта была проведена работа с родителями и детьми по совместному поиску и сбору информации по теме проекта.
Следующим шагом воспитатели привлекают детей к достижению намеченного плана. Реализуют основные совместные действия: экскурсии, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, сравнение, беседы, обсуждения и т.д.
Подключая родителей к реализации проекта, проводятся анкетирование, консультации, мини проекты. Подготовка итогового мероприятия.
- Рефлексивный этап
Итогами нашего проекта стали:
- страницы в портфолио «Играют мальчики, играют девочки»;
- картотека игр по гендерному воспитанию.
- Мини- стенд «Почта» для мальчиков и девочек.
II. Ожидаемые результаты
Работа с детьми:
- определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
- приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.
Работа с родителями:
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, и уровня собственных знаний в рамках темы проекта.
III. Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение
Телевизор, наглядный и дидактический материал, книги, журналы, открытки, энциклопедии, слайды и фотоматериалы по теме.
IV. Заключение
На наш взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я – мальчика (девочки).
Анкета №1
Уважаемые родители! Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:
Ваше имя, возраст, образование (желательно)…………………………………………………………………………………...
Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы) ……………………………………………………………………………………
С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола? ……………………………………………………………………………………….
Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? …………………………………………………………………………………………………
Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? …………………………………………………………………………………………………
Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? …………………………………………………………………………………………………
Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………
Какие черты характера следует формировать у
девочек?………………………………………………………………………………………
Какие черты характера следует формировать у мальчиков?…………………………………………………………………………………
Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? …………………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию детей 5-7 лет.
В данной работе помесячно расписаны задачи и деятельность, которая делится на регламентирующую, совмесную и самостоятельную....
Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников
Перспективныи план работы по гендерному воспитанию предназначен для детеи младшего и среднего дошкольного возраста...
Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"
Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Гендерное воспитание детей образовательная область «физическая культура»
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, есть и полоролевые занятия. Структура таких занятий обычна, а содержание имеет отличия. Для мальч...
Гендерное воспитание детей образовательная область «физическая культура»
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, есть и полоролевые занятия. Структура таких занятий обычна, а содержание имеет отличия. Для мальч...
Конспект интегрированной совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников Творческое название «Девчонки и мальчишки
Конспект интегрированной совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольниковТворческое название «Девчонки и мальчишки...