«Нетрадиционные формы общения педагога с родителями»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27 «Искорка» комбинированного вида г. Белово»
Консультация
для педагогов на тему
«Нетрадиционные формы общения
педагога с родителями»
Серебрякова Т.В.,
воспитатель
г. Белово,
2015г.
Нетрадиционные формы общения
педагога с родителями
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого в своей работе можно использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К таким формам общения педагога с родителями относятся:
информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы.
Информационно-аналитические формы: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки такие как «Папа может всё, что угодно», «Весёлые старты».
«Мама, папа, я – кулинарная семья»,
«Мама, папа, я – музыкальная семья»,
«Мама, папа, я – рукодельная семья»
призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.
- Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час».
Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Нетрадиционные формы собраний.
- Педагогическая мастерская
- Консилиумы
- Дискуссии
- Практикумы
- Тренинги
- Круглый стол
- Вечер – встреч
- КВН
- Конкурсы
- Праздники
- Посиделки
- Семинары
- Педагогический всеобуч
- Педагогические гостиные
- Школа заботливых родителей
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Открытые занятия
Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.
Например, организовать занятия:
ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья», «Цветок семьи», «Моя малая Родина»; физкультурное - «Лихие матросы»;
зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где родители в роле тренера.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".
Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...
Нетрадиционные формы работы с родителями по подпрограмме «Школа для заботливых родителей».
Презентация: "Нетрадиционные формы работы с родителямипо подпрограмме«Школа для заботливых родителей»....
Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"
Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Кукольный спектакль для детей старшей группы «Три поросёнка» с участием родителей.
С целью поспособствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада нами было организовано совместное мероприятие родителей и воспитателей, а именно пос...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....
Долгосрочный проект с родителями «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» (с детьми средней группы от 4 до 5 лет, воспитатели Козлова А.Х., Крупка С.С.)
Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей.Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотиви...
Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...