выступление на семинаре
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Людмила Евгеньевна

материал для работы учителям-логопедам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_v_rabote_uchitelya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры с мячом в работе учителя-логопеда

Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.

К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

Как известно, ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре. Поэтому логопеды часто используют на занятиях разные интересные материалы, игры, игрушки. Сегодня расскажу вам о логопедических играх с мячом. Мячики — отличный вариант для того, чтобы провести интересное обучающее занятие. И вот почему:

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве, мяч улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом , на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.

Игровые действия с мячом ,шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы.

На первоначальном этапе можно применить игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков  можно использовать игровые действия с мячом, шариками , включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИГРЫ С МЯЧОМ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ РАЗДЕЛА:

- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

  • Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
  • • «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
    • «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
    • «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
    • «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
    • «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
    • «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
    • «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
  • Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
  • • «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
    • «Мяч бросаю, диких животных называю».
    • «Мяч передаю, деревья назову».
    • «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
    • «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
    • «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
    • «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    • «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
    • «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
    • «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
    • «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
    • «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
    • «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
  • Игры с мячом для развития мелкой моторики
  • • «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
    • «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
    • «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
    • «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
    • «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
    • «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
    • «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
  • Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.
  • А теперь несколько полезных логопедических игр с мячом для деток от 3,5-4 лет:

“Сколько частей в слове”

Эта игра отлично развивает фонематическое восприятие (речевой слух). Бросаем ребёнку мячик и предлагаем “отстучать” какое-либо слово. Предварительно, конечно, демонстрируем, как это сделать самостоятельно: ударяем мяч о пол столько раз, сколько частей в слове. Вначале выбираем короткие, двусложные слова: ма-ма, кош-ка, затем можно показать, что слова бывают односложными, 3- и 4-ёх сложными.

“Один и много”

Бросаем ребёнку мячик и называем предмет в единственном числе, задача ребёнка бросить нам мяч и превратить один предмет в множество: стол — столы, кукла — куклы и т.д. Можно чуть усложнить игру, называя такие слова как: ухо — уши, теленок — телята.. Эта игра поможет развитию грамматического строя речи.

“Придумай слово на звук …”

Эта игра также поможет развитию слухового восприятия и внимания. Вы с малышом можете вместе выбрать звук, на который будете придумывать слова, а затем, перебрасывая мячик друг другу, называть эти слова.

“Назови 5”

Эта игра способствует развитию лексического строя речи, т.е. обогащает словарь ребёнка, активизирует пассивный словарный запас. Бросаем ребёнку мяч и говорим “Я знаю 5 …” названий деревьев, перелётных птиц, фруктов (придумываем задание исходя из возрастных возможностей ребёнка). Затем можно поменяться и тогда задание для вас будет придумывать ребёнок.

“Рассказ по цепочке”

В эту игру веселее играть в компании детей, но вдвоем с мамой тоже можно. Перебрасываем друг другу мяч и параллельно сочиняем историю. Каждый добавляет по слову или словосочетанию. Эта игра подходит для развития связной речи, лексико-грамматического строя, а кроме этого, развивает воображение, память, внимание, способность концентрировать и удерживать внимание.

Как видите, подобные игры совсем не сложно придумать самим, или вспомнить, во что вы сами играли в детстве. Так, необходимые занятия по развитию речи станут не только продуктивными, но еще и долгожданными и приятными для ребенка.

Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак, игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.

Весёлых и полезных вам игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"

Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны о...

выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей

представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...

Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год

Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и  под...

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...