Методическое объединение воспитателей района по обмену педагогического опыта работы Тема "Проведение мастер-классов воспитателей-победителей и призёров районного, республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года"
презентация
Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер-класс. Цель мастер-класса - демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение к приказу МКУ «РУО» от 08. 02. 2018 г. № 84
Программа мастер-классов воспитателей – победителей и призёров
районного, республиканского
профессионального конкурса «Воспитатель года»
15 февраля 2018 года, МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»
№ | Время | Содержание | Ответственный |
1. | 09.30 – 10.00 | Приезд и регистрация участников мастер - классов. | Кобылкина В.Д., заведующий МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск» |
3. | 10.00 – 10.30 | Профессиональное и личностное развитие педагогов ДОУ в конкурсах «Воспитатель года» | Макаренко Е.В., специалист МКУ «РУО» с. Кабанск |
4. | 10.30 – 10.50 | Мастер – класс «Система работы по подготовке конкурсантов в ДОУ» | Сокольникова Г.И., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск» |
5. | 10.50 – 11.10 | Мастер – класс «Творческая презентация» | Коробенкова О.В., старший воспитатель МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, победитель районного конкурса «Воспитатель года – 2017» |
6. | 11.10 – 11.30 | Мастер – класс «Организация и проведение мастер-класса» | Мусонова О.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск», победитель районного конкурса «Воспитатель года – 2016», участник Республиканского конкурса «Воспитатель года Бурятии – 2017» |
7. | 11.30 – 11.50 | Мастер – класс Концепция конкурсного мероприятия «Разговор с детьми» | Давлеткулова Е.В., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск», призёр районного конкурса «Воспитатель года – 2017», лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года Бурятии – 2017» |
8. | 11.50 – 12.10 | Мастер – класс «Участие в публичных обсуждениях вопросов образования (круглый стол, ток-шоу и т.д.)» | Клочихина М.Ю., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад «Алёнушка» п. Селенгинск, призёр районного конкурса «Воспитатель года – 2017» |
9. | 12.10 – 12.40 | Психологический тренинг | Рычкова И.А, методист РИМЦ Власова А.А., методист РИМЦ |
10. | 12.40 – 13.00 | Подведение итогов. Обмен мнениями. | Макаренко Е.В., специалист МКУ «РУО» с. Кабанск |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Методическое объединение воспитателей района
Семинар
«Проведение мастер-классов
воспитателей – победителей и призёров
районного, республиканского профессионального конкурса
«Воспитатель года»
Тема: Мастер – класс «Организация и проведение мастер-класса»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Мусонова О.В.
2018 г.
Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в стенах нашего детского сада! Я видела, как вы все внимательно слушали выступающих, были сосредоточены, и поэтому хочу, чтобы вы наоборот, немного отвлеклись и расслабились!
Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение? (замечательно)
Помашите руками те, кто встретил здесь знакомых, друзей? (здорово)
Поднимите руки те, кто знает, для чего мы с вами собрались? (хорошо)
В 2016 - 2017 г.г. мне выпала честь стать участницей конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года», где одним из заданий конкурсантам, было предложено провести педагогический мастер–класс.
Слайд № 1 - Тема моего выступления: «Методика организации и проведения мастер–класса», где коротко напомню вам методику и поделюсь своим опытом проведения мастер–класса. Надеюсь, всё это может пригодиться вам не только в подготовке к конкурсу, но и просто в вашей педагогической деятельности.
Ещё в 18 веке французский писатель Ж. Жубер говорил: «Обучать – значит вдвойне учиться» - его слова и поныне актуальны. Чтобы чему-либо научить детей - педагогу необходимо постоянно учиться самому, учиться друг у друга.
Слайд № 2
Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, выявлению, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер–класс.
Что же такое мастер-класс?
Существует множество определений «Мастер–класс», - но я выбрала наиболее простое и понятное. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой, является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.
Слайд № 3
Цель мастер-класса – демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.
Ведь мастерство - это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определённой деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.
Задачи мастер-класса:
- воссоздание педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, способам достижения намеченных результатов;
- демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
- популяризация инновационных идей, авторских находок педагога-мастера.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. Но следует обратить внимание на то, что при технологии проведения мастер-класса главное – не сообщать информацию, а передавать способ деятельности, так как получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаёт педагог-мастер, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).
Помимо практического назначения, мастер-класс содействует развитию у обучающихся, способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.
Слайд № 4
Принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
На мастер-классе, всегда представляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем педагога-мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю - вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
Участвовать в мастер-классах могут как опытные, так и ещё не получившие признания в своей области специалисты.
В отношении мастер-класса возникают некоторые вопросы, попытаемся на них ответить:
Как их проводить? На мастер-классе не должно быть лекции или доклада - разве что их отдельные элементы. Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приёмов работы. А самое главное, при его организации время и возможности ограничены, следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, как вы должны это преподнести, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.
Для кого проводить? Мастер-классы будут нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём, да и просто повысить своё профессиональное мастерство.
Чему научат на этом занятии? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом. Здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.
Условия проведения мастер-класса
Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычный мастер-класс может занимать не один час, а если речь идёт о конкурсе – то в Положении время чётко прописано - (сжато, примерно 15-20 минут), в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но всё же, есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать – они указаны на экране:
Слайд № 5
- удобное для проведения занятий помещение;
- технические средства: компьютер, проектор, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон и т. п.;
- оборудование: доска, мольберты;
- канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.).
Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания и включает в себя несколько этапов: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Слайд № 6
1 этап – теория:
на данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности:
- постановка цели и задач мастер-класса;
- краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.
Слайд № 7
2 этап – практика:
здесь отрабатываются полученные знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога.
- зарисовки образцов;
- изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);
- оформление готовых работ.
Слайд № 8
3 этап – итог:
проходит дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников.
- просмотр и обсуждение выполненных работ;
- самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
- ответы на вопросы участников мастер-класса;
- общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению).
Сюда обязательно входит заключительное слово педагога-мастера.
Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься, а затем, педагог демонстрирует ученикам порядок действий определённого содержания и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим, мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.
Слайд № 9
Но хочу обратить особое внимание на типичные ошибки при проведении мастер-класса, которые может допустить педагог-мастер:
- отсутствие комментария к демонстрируемому приёму;
- нарушение временных рамок;
- увлечение методикой частного предмета;
- излишняя теоризированность;
- отсутствие анализа работ, выполненных участниками.
Ну, а теперь я коротко расскажу о своём мастер-классе, который представляла на конкурсе «Воспитатель года Бурятии».
При разработке мастер-класса, я опиралась на Положение о конкурсе, где были прописаны регламент и
Слайд № 10
критерии оценивания, такие как:
- глубина и оригинальность содержания;
- методическая и практическая ценность для дошкольного образования (что это можно использовать в практике)
- общая культура;
- умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
На тот момент, я работала с детьми старшего возраста и более углублённо занималась экспериментально-исследовательской деятельностью с детьми, т.е. детским экспериментированием - и однажды, путешествуя по страницам интернета, обратила внимание на блог «Это интересно!» Т. Пироженко – она является автором «Рамки – искателя». Вот она.
Слайд № 11
Рассмотрим рамку «Облака». Она служит как дидактическое пособие и учит детей различать облака. С лицевой стороны расположены фотографии образцов видов облаков.
Слайд № 12
С обратной стороны (в помощь педагогу) перечислены виды облаков, изображённых на фотографиях.
Слайд № 13
Мне пришла идея применить её в исследовательской работе - предложила детям – им понравилось. Глядя в вырезанное окошечко, можно увидеть то, на что в повседневной жизни не обращаешь внимание. Ребята дали этому пособию своё название - «Волшебные окна», потому что с их помощью, можно увидеть, различать, сравнивать, сопоставлять, а также вести наблюдение за погодой и её изменениями.
Идея «облаков» натолкнула меня на другое содержание «Волшебных окон».
Слайд № 14
Ведь имея такое пособие, дети могут самостоятельно исследовать окружающий мир.
Итак, я сформулировала тему мастер-класса (в названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов и она должна звучать просто и понятно).
Определила основополагающую цель, в которой отразила то, чему хочу научить участников, задачи, средства при помощи чего, будут достигнуты наилучшие результаты:
- определила содержание мастер-класса;
- разработала план выступления;
- распределила задания, т.е. что делаю конкретно я, что делает фокус-группа (т.е. мои помощники), находящиеся на сцене, и что будет делать зрительская аудитория, так как мастер – класс предполагает ещё и работу со зрителями, оставшимися в зале. Поэтому необходимо всех участников задействовать в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих;
- создала электронную презентацию, которая служила мне подсказкой и указывала нужную информацию не только для меня, но и для окружающих.
Перед началом проведения мастер-класса я пригласила фокус-группу из 5 человек пройти на сцену. Пока они выходили и занимали свои места, организовала игру – загадку с людьми, сидящими в зале, - заинтересовав предстоящим мероприятием.
Затем коротко познакомила с дидактическим пособием, объяснила его значимость и предложила фокус-группе сделать их.
Соответственно, на сцене создала условия для работы, подготовила шаблоны «окон», подобрала наборы картинок, клей-карандаш, салфетки, фломастеры.
На протяжении творческой работы участников, комментировала каждое действие, каждый этап. Постаралась создать такую атмосферу, чтобы участники проявили себя как творцы. Пока фокус-группа создавала «окна», я снова задействовала зрителей в зале - организовала «мозговой штурм», предложив их вниманию обыкновенную палочку - они придумывали, для чего и как она может пригодиться в жизни человека.
По окончании выполнения работы мы рассмотрели, то, что получилось. У каждого участника получилось своё «волшебное окно в мир - в мир исследований». Им понравилось, они высказали своё мнение и у некоторых уже появились свои идеи, которые они обязательно воплотят! А это значит - моя работа не прошла бесследно!
В заключении, я поблагодарила фокус-группу за оказанную мне помощь в проведении мастер-класса.
И ещё не могу не сказать о возможных рисках:
При разработке мастер-класса, было опасение, что при практической работе могут возникнуть риски - я боялась, что участники могут не успеть (по времени) справиться с заданием (надо было подобрать картинки одного направления (темы), наклеить их на шаблон и ещё подписать. Поэтому в помощь им, я предложила памятку последовательности выполнения работы. И фокус-группа смогла закончить работу вовремя.
Итак, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь - повысить профессиональную компетентность.
Слайд № 15
Ну, а теперь можно сделать вывод:
успешная технология + компетентный педагог + доступность для коллег = мастер класс. Это и есть формула успеха!
Каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое.
Я не хочу сказать, что мой мастер-класс является эталоном – образцом, каждый педагог вправе сам выбирать, что он будет представлять, в какой форме проводить, какие выберет средства для успешного достижения результата.
Слайд № 16
И в конце своего выступления, хочу пожелать Вам творческих успехов, педагогического роста!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Обучать – значит вдвойне учиться» Ж. Жубер Мастер класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников.
Цель мастер-класса: демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области Задачи: Воссоздание педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии; Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, способам достижения намеченных результатов; Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся; Популяризация инновационных идей, авторских находок педагога-мастера.
Принцип мастер-класса : «Я знаю, как это делать. Я научу вас»
Условия проведения мастер-класса: Удобное помещение для проведения занятий; Технические средства: компьютер, проектор, экран, микрофон, музыкальные колонки и т.д.; Оборудование: доска, мольберты; Канцелярские принадлежности: цветные маркеры, ватман, клей-карандаш и т.п.
Структура мастер-класса: 1 этап - Ввод новых знаний постановка цели и задач мастер-класса; краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.
Структура мастер-класса: 2 этап - Отработка умений, усвоение знаний зарисовки образцов; демонстрация образцов; изготовление продуктов ; оформление готовых работ.
Структура мастер-класса: 3 этап - Р ефлексия просмотр и обсуждение выполненных работ; общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению).
Ошибки при проведении мастер-класса отсутствие комментария к демонстрируемому приёму; нарушение временных рамок; увлечение методикой частного предмета; излишняя теоретизированность ; отсутствие анализа работ, выполненных участниками.
Критерии оценивания мастер-класса глубина и оригинальность содержания; методическая и практическая ценность для дошкольного образования (что это можно использовать в практике) общая культура; умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
Рамка – искатель «Облака» Волшебное окно «Бабочки»
Волшебное окно «Насекомые» Волшебное окно «Бабочки»
Формула успеха успешная технология + компетентный педагог + доступность для коллег = мастер класс.
Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка» г. Прокопьевска Кемеровской области Серге...
Организованная деятельность по развитию речи в старшей группе детского сада на тему: " Дорогами Пушкинского Лукоморья" в рамках методического объединения воспитателей района
Цель: Пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина;Задачи:-формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта;- активизировать словарь детей стар...
Презентация профессионального педагогического опыта по организации мастер-класса
Материал для слушателей курсов, который демонстрирует способ развития творческих способностей дошкольников средствами продуктивной деятельности....
Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»
Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка, в развитии полноценной, всесторонне ...
Методическое объединение "Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей" Мастер-класс"Использование нетрадиционных технк рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Эффективному процессу художественного воспитания, развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от тради...
Роль методического объединения воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства
Статья "Роль методического объединения воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства"...
Представление опыта работы «Детский мастер-класс» как инновационная технология в ДОУ.
Представление опыта работы...