Статья на тему "Особенности восприятия детьми сенсорных эталонов"
статья
Усвоение сенсорных эталонов – процесс сложный и длительный, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_detmi_sensornyh_etalonov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия детьми сенсорных эталонов.
Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений о цвете, форме предметов, о различных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а так же активизация соответствующего словаря. Процесс этот начинается на предыдущем возрастном этапе, но к 4 – м годам он еще далеко не завершен[1]2. Дети первой половины 3 – го года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития.
Усвоение сенсорных эталонов – процесс сложный и длительный, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство ( как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная с трех лет обучения продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, цвету, форме. Нередко и группировка и соотнесения предметов входят в одну игру – занятие. Взрослым не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойство предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он при этом будет называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, а далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом , формой и величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет путем элементарных заданий по группированию однородных предметов по величине, форме, цвету. К учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Прежде всего ребенок усваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего.
Освоение системы перцептивных (обследовательских) действий сенсорными эталонами проходит в тесном единстве и взаимосвязи. Перцептивные действий имеют развернутый характер, ярка – выраженный и наблюдаемый.
Обеспечивает выделение различных свойств и признаков предмета (цвет, форма, величина). Результаты обследования обобщаются и приобретают эталонное значение. Способы обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов. Наконец в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношениях по величине возникающими между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.
Сенсорные эталоны в области цвета.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ) и ахромантические цвета - белый, серый, черный. Хромантические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд , дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно – оранжевый, желто – зеленый). Хромантические цвета делятся на две группы: теплые (от красного до желтого), холодные (от зеленого до фиолетового)
Каждый хромантический цвет или оттенок имеет определенную светлоту. Каждый хромантический цвет или оттенок цветового тона имеет насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета или оттенка к белому. Насыщенность – степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты. Вначале у детей формируется представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их деление на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло – синий и голубой цвета, установив их различия, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Ребенок должен научится воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хромантических и ахромантических цветах, а позднее об их оттенках. то довольно легко когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее , если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени ( цвет морской волны, кофейный, бордовый ).
Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях исскуства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях[2]1. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых тонов от сочетания холодных. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно–зеленый, светло–желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость светловых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Это относится в еще большей степени к названию оттенков по цветовому тону то (есть занимающие промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый, малиновый, шоколадный, васильковый, золотой, серебрянный). Психологические исследования свидетельствуют, детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно разделить на три группы :
1.Радостные цвета ( красный, желтый, зеленый, оранжевый и их оттенки ).
2. Цвет меняется в зависимости от настроения ( голубой – синий, серый – голубой, красный – розовый ).
3. Всегда темные цвета и их сочетания (черный, серый, коричневый, синий )[3]2.
На четвертом году жизни у детей формируются умения выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание. На занятиях рисованием аппликацией дети учатся правильно называть и различать цвета : красный, черный, зеленый, синий, белый[4]2. Кроме указанных в программе цветов, воспитатель может на занятиях предлагать детям цвета, которые они
Воспитатель формирует у детей правильное отношение к выбору цвета при окраске отдельных предметов (красный флажок, зеленая елочка). Начиная с трех лет дети постепенно научаются передавать цвет, как признак присущий предмету. В первую очередь – это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Впервые рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличая ее от всех лиственных деревьев зимой. Так и флажок дети в первую очередь рисуют красным, так именно с красным флажком они идут на праздник. Но множество других предметов не имеет одного, характерного для них цвета : таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы тоже могут быть разнообразных оттенков[5]1. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Дети узнают так же что цвет предметов может изменятся в зависимости от изменения условий : незрелая ягода зеленая, а зрелая – красная.[6]2Весенняя листва светло – зеленая, летняя густо – зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клена, приобретают все оттенки от светло – желтого до темно – красного. Небо изменяет цвет в зависимости от погоды, а так же при заходе солнца. Так же меняется цвет воды в озере, реке и море. Помимо изменений цвета в природе, человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети подмечают все эти изменения в окружающей обстановке в изобразительной деятельности
[2]1Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С.9 - 8.
2. Методика обучения рисованию, лепке, и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед.училищ/ Под редакцией доктора педагогических наук Н.П.Сакулиной, издание 5 – е исп., - М., « Просвещение», 1971, С. 52,115 – 116.
[4]3.Прокопович О. Цвет как средство выразительности детского рисунка// Дошкольное воспитание. – 2001.- № 6. – С.22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Конспект занятия «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...
"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"
Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....
Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет
Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...
Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...
Статья на тему "Роль мультимедийных презентаций в освоении сенсорных эталонов детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Статья на тему "Роль мультимедийных презентаций в освоении сенсорных эталонов детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата"...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 5. Восприятие сенсорных эталонов предметов
1. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 5. Восприятие сенсорных эталонов предмето2. Бланк заданий к заданию № 5...
Методическая копилка развития слухового восприятия и сенсорных эталонов для детей с ОВЗ.
Методическая копилка развития слухового восприятия и сенсорных эталонов для детей с ОВЗ....