Семинар "Формирование учебной мотивации дошкольников- как одна из центральных проблем повышения качества образования"
материал

"Быть готовым к школе- не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться." (Венгер Л.А.) . Древняя мудрость гласит "Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться воды". Да, можно усадить детей за столы, добиться идеальной дисциплины . Однако, без пробуждения интереса к учению освоения знаний не поизойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Активация позовательной деятельности детей, становится ключевым фактором достижения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_formirovanie_uchebnoy_motivatsii_doshkolnikov.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации дошкольников – как одна из центральных проблем повышения качества образования

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

(Венгер Л.А.).

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 

Да, можно усадить детей за столы, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Переходный период от дошкольного детства к школьному, считается наиболее сложным,  и основные задачи дошкольного образования сегодня не просто вооружить выпускника ДОУ фиксированным набором знаний и умений, а сформировать у него способность,  и желание успешно осваивать программу начальной школы, устойчивость к стрессам, умение работать в команде сверстников, готовность к принятию новой «социальной позиции» - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав.

Формирование учебной мотивации у дошкольников является одним из важнейших условий реализации ФГОС. Также профессиональный стандарт педагога в сфере дошкольного образования определяет трудовые действия воспитателей и специалистов ДОУ по психологической готовности ребенка к школе,  как «формирование учебных действий», «формирование мотивации к обучению».

Для того, чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации, педагог должен обладать определёнными знаниями:

 - знать что такое мотив;

- какие условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей и как помочь ребенку.

Активизация познавательной деятельности детей,  становится ключевым фактором достижения качества образования.

Это же относится к желанию педагогов продуктивно работать.

Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования детского сада, установить в ней самое современное оборудование, но все окажется напрасным, если дети не захотят учиться в полную силу. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:

-что побуждает детей хорошо учиться?

-почему дети, имеющие одинаковые условия обучения, учатся с различной эффективностью?

-что надо сделать, чтобы дети учились лучше?

Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации.

            В самом общем виде    мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

            Принято различать две большие группы учебных мотивов (автор А.К.Маркова):

Познавательные  (направленность на содержание учебного предмета)

Социальные  (связанные с социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.)

И познавательные, и социальные мотивы могу иметь разные уровни.

Познавательные мотивы включают:

- Широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями).

- Учебно – познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

- Мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний).

Социальные мотивы включают:

- Широкие социальные (стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности обществу, подготовки к взрослой жизни).

- Узкие социальные (позиционные) (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет).

- Мотивы социального сотрудничества (стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества).

Если педагог откровенно игнорирует внутренний настрой ребенка, то, по сути, он в качестве педагогического средства выбирает насилие.

Если целью своего воздействия на ученика он выбирает понятия «должен» или «необходимо», он сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребенка формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы, познавательная активность низкая, результаты незначительны, отвлекаемость, неинтересно на занятии – возникает ситуация «оказания давления».

В результате - учение требует больших усилий, ребенок быстро  утомляется, испытывает чувство удрученности, неудовлетворенности, наблюдается ригидность мышления, высокое психоэмоциональное напряжение. Это не может пройти бесследно для здоровья детей – психического, духовного и даже физического.

Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного  мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать, как и учиться, вне интереса – значит вне чувства, вне смыслов.

Педагоги часто забывают о том, что многое из того, что им самим представляется важным и полезным, лишено смысла для детей. Положительная мотивация -  мощный фактор сохранения и развития здоровья детей.

Итак, мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать!

Процесс формирования и закрепления у дошкольников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Какие факторы влияют на мотивацию учебной деятельности?

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности.  Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации обучения, являются:

1.Содержание учебного материала.

2.Стиль общения воспитателя  и детей.

3.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Само по себе содержание (учебная информация) вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения, а значит, не побуждает к обучению.

Что делать? – Подавать его в такой форме, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы:

1) аналитический характер преподнесения: критический, проблемный;

2) подчеркивание привлекательных сторон содержания: трудность, сложность (простота, доступность), новизна, открытие нового в давно известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, парадоксы;

3) задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;

4) показ значимости знаний, умений;

5) межпредметные связи, интегрированный подход.

Влияние стиля взаимоотношений педагога с детьми

Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию учения, мотив «избегания неудач», не формирует естественных потребностей учиться.

Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации.

А либеральный (попустительский) стиль формирует мотив «надежды на успех», но не внутреннюю потребность учиться.

Как быть?

  1. проявлять личное отношение к ребенку, высказывать собственное мнение;
  2. проявлять собственные качества личности: эрудиция, культура, деловые качества, не скрывать отношение к предмету и т.д.;
  3. проявлять доверие к силам и возможностям детей;
  4. организовать дружеские взаимоотношения в группе.

При организации учебной деятельности изучение каждой темы должно состоять из 3 этапов:

- мотивационного ;

- познавательного;

- рефлексивно-оценочного ( вызов, осмысление, рефлексия).

Наиболее важным с точки зрения стимулирования деятельности дошкольников является мотивационный этап.

Мотивационный этап (вступительная мотивация) – это сообщение, почему и для чего детям нужно знать данную тему, какова основная учебная задача данной работы.

Как организовать мотивационный этап?

1.Создать проблемную ситуацию с помощью задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему. Рассказать о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Сформулировать основную учебную задачу как итог обсуждения проблемы. Задача для ребенка является целью их деятельности на занятии.

3. Обязательно выяснять, что нужно знать и уметь для изучения данной темы, чего детям не хватает, чтобы решить проблемную ситуацию.

Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению нового материала.

Чтобы на этапе познавательном (поточная мотивация) ребенок начинал действовать (что не,  само собой разумеется), необходимо создать ситуации интеллектуального характера (поиска), игрового (соревнования) и эмоционального (успеха, увлеченности).

Известно, что групповая форма учебной работы создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в работу даже пассивных, слабо мотивированных детей.

Рефлексивно-оценочный этап (заключительная мотивация). К сожалению, педагоги мало уделяют внимания подведению итогов, с тем, чтобы дети испытали удовлетворение от  проделанной работы. От преодоления трудностей и познания нового        

Ребенок будет ожидать этих эмоциональных переживаний в будущем. Этот этап служит «подкреплением» учебной мотивации, формирует ее устойчивость.

Как убрать мотив страха у ребенка?

Успех появляется лишь в том случае, если присутствуют «встречные усилия» - стремление к достижению успеха , как у ребенка, так и у педагога. В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в деятельности. У человека есть два разных мотива деятельности:

- Мотив достижения успеха;

- Мотив избегания неудачи.

Старших дошкольников, имеющих ту или иную мотивацию, можно быстро определить по их поведению.

Мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют стремление,  во что бы то ни было добиваться только успехов в своей учебной, коммуникативной и других  видах  деятельности. У таких детей в их когнитивной сфере имеется ожидание успеха, вера в его достижение. И связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции (эмоции предвосхищающего и констатирующего успеха). Для них также характерна полная мобилизация своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя дошкольники, мотивированные на избегание неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие дети проявляют неуверенность в себе, не верят в собственные силы, боятся критики. Вследствие этого с учебой у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от работы, тяготятся заданиями. Все это чревато неудачами в учебе, в общении, отношениях, в жизни.

Отсюда можно сделать вывод, что успешная учебная деятельность детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечена по-разному.

Создавая ситуации успеха, педагог пробуждает мотив достижения успеха.

Стимулирующую роль играет самооценка. 

Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

- верить в каждого ребенка и его возможности;

- оценивать не личность, а действия, поступки;

- видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

- проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

- не торопиться с выводами;

- помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Алгоритм работы по формированию позитивной мотивации к учению

Для того чтобы оптимизировать работу по формированию мотивации к учению у детей необходимо:

  1. Удовлетворение потребности в признании, уважении и любви.
  2. Создание условий для развития познавательной потребности у детей.
  3. Формирование способности к обучению детей.

1. Правила похвалы :

-не хвалите за то, что достигнуто не собственным трудом (красота, сила, ловкость, ум, талант – все врождённые способности);

-используйте опережающую похвалу (Ты это сможешь! У тебя обязательно получится!);

-хвалите щедро, если у ребёнка что-то не получается, но он старается;

-если вы хотите что-то научить ребёнка делать самостоятельно, начинайте всегда с похвалы;

-используйте «непрямую похвалу» (один из самых эффективных видов похвалы) – попросите помощи или совета как у равного.

Рекомендации с целью развитие познавательной мотивации у дошкольников.

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

При  выборе  конкретных  методических  приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания).

Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко  проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности,  но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности.

Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

При совместной работе со сверстником такой целенаправленности у ребенка, как правило, не наблюдается, зато эмоционально занятия проходят более ярко. Подражая , и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время, сверстник может и отвлечь другого ребенка от работы.

Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому, следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, что бы они дополняли друг друга, т.е. один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

        Основные принципы общения педагога с ребёнком, способствующие развитию познавательной активности:

1. Эмоциональная   вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого .

2. Стимуляция  любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, сенсорные кубы, вкладыши, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.  

Ошибками в воспитании познавательных мотивов являются:

- игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового;

- задание формирования мотивации перекладывается на школу.

К способам воспитания познавательной активности принадлежат:

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;

- создание благоприятного эмоционального фона (полноценное общение со взрослыми, приобщение ребенка к кругу интересов семьи);

- поддержка желания ребенка задавать вопросы, которое проявляется як одобрение, доброжелательность, внимание, поддержка, готовность ответить .

Основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников:

-  использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

- моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;

- широкое использование игровых приемов, игрушек, развивающих игр;

-  создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

Учение - активная деятельность ребёнка по усвоению знаний,

способов их самостоятельного приобретения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

                                           

                               

  Игровая и трудовая деятельность создают предусловия для становления учебной деятельности и для формирования мотивации к учебной деятельности.      

          Педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования мотивационной сферы дошкольника:

     -  Создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

-    Создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей,   обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

-   Обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

-    Включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

Заключение

        Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

        Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

Список используемых источников

  1. http://pandia.ru/text/78/298/78623.php
  2. https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=393f45&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&e
  3. https://infourok.ru/seminarpraktikum-formirovanie-polozhitelnoy-motivacii-u-doshkolnikov-1749680.html
  4. https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6271


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания иностранного языка для детей в рамках дополнительного образования в православном детском саду и способы обучения, направленные на повышение учебной мотивации дошкольников.

В статье рассматриваются особенности в процессе преподавания английского языка в православном детском саду и актуализируется вопрос о выборе эффективных способов обучения иностранному языку детей дошк...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования

Внедрение в практику дошкольной организации эффективного использования инновационных технологий при организации совместной деятельности взрослого и ребенка....

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования»

laquo;Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования»...