Семинар-практикум «Наставничество как способ организации взаимных профессиональных связей для повышения качества образования»
методическая разработка

Палагнюк Екатерина Александровна

Просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия в рамках целевой модели наставничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podhody_k_nastavnichestvu.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Планета детства»

Установленные современные подходы

к наставничеству в ДОО

Старший воспитатель

Палагнюк Е.А.

Ханты-Мансийск, 2023

Установленные современные подходы к наставничеству в ДОО

Е.А. Палагнюк, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»

В условиях модернизации образования значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Роль наставничества заключается не только в профессиональном развитии сотрудников, но и в обеспечении связи поколений, передачи культурных традиций, повышении сплоченности коллектива, усилении мотивации сотрудников. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи ускорения социального и профессионального опыта.

В современной практике у понятия «наставничество» немало описаний и определений, но во всех определениях общее то, что речь идет о способе передачи знаний и навыков от опытного сотрудника к начинающему.

Любой        человек,                начинающий        свой                профессиональный                путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи, а что уж говорить о студентах, которые только недавно окончили школу, поступили в учебные заведения и пришли на практику в детский сад.

Технология наставничества применима для решения проблем, с которыми сталкиваются студенты  педагогического        колледжа   и        молодые                специалисты        в новом        коллективе.        Данная технология позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний, а это важно в современном мире.  В МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства» действует модель наставничества, в которой        выделяется        такая форма наставничества: «работодатель-студент».         Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач с использованием технологии наставничества.

Форма наставничества «работодатель-студент»

С 2017 года студенты Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа (далее - ХМТПК) проходят педагогическую и производственную практику на базе нашего учреждения. Данная форма наставничества является подготовкой и развитием кадров. При реализации данной формы происходит взаимодействие организаций МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства» и  Ханты-Мансийским технолого-педагогическим колледжем с целью получения студентами актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, в «Детский сад № 22 «Планета детства» подготовленных и мотивированных кадров.

Задачи взаимодействия:

  •  повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития;
  •  повышение уровня профессиональной подготовки студента;
  •  ускорение процесса освоения основных навыков профессии;
  •  развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом. Результатами данной формы наставничества являются:
  • получение   конкретных профессиональных   навыков,   необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность;
  • адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, когда студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности;
  • наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки, их мотивируют и корректируют работу;
  • численный рост студентов, планирующих трудоустройство в ДОО.

Организация и внедрение наставничества предполагает реализацию следующих этапов. Подготовка условий для запуска программы наставничества. Внутри ДОО эта работа позволяет сформировать мотивированную команду. Организация наставничества в образовательной организации предполагает утверждение необходимых документов, а также определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством.

Результатом данного этапа стала подготовка ряда документов:

  • Положение о наставничестве в МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства», которое является организационной основой для внедрения наставничества, определяет формы наставничества, ответственность, права и обязанности, а также функции различных участников процесса наставничества.
  • Приказ об организации работы по внедрению наставничества в МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства».
  • Договор о сотрудничестве МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства» и Ханты-Мансийским технолого-педагогическим колледжем.

В дошкольном учреждении разработан алгоритм, в котором приведена пошаговая инструкция по началу организации наставнической работы в ДОО, оформлению документов, необходимые фактические сведения о ДОО – характеристика ДОО, кадровое и программное обеспечение, описание развивающей среды, инструкции по технике безопасности. Основная задача заключается в изучении плана учебной и производственной практики, изучение содержания дневников педагогической практики, направлений деятельности, по которым необходимо будет работать в процессе наставничества.

Работа в ДОО включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, имеющих опыт работы в ДОО, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.

Для отбора и обучения наставников необходимо:

  • разработать критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;
  • выбрать из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников;
  • провести собеседование с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности.

Необходимые требования, которым должен соответствовать наставник:

  • профессионализм;
  • владение навыками коммуникации;
  • высокий уровень мотивации;
  • владение навыками преподавания;
  • способность относиться к практиканту как к зрелой личности;
  • искренняя заинтересованность в успехах и росте практиканта. Типичные ошибки наставников:
  • не тренируют практиканта в «упрощенных» ситуациях; чрезмерно загружают информацией;
  • не дают обратной связи, после выполнения практикантом задания;
  • неумение ставить четкие цели перед практикантом;
  • не имеют четкой системы оценки того, насколько успешно сформировался навык.

Основная задача начального этапа – сформировать пары «наставник - наставляемый», подходящих друг другу по критериям. В целях формирования оптимальных наставнических пар необходимо провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом удобном для участников формате (например, каждый наставник 5-10 минут общается с каждым наставляемым, далее следует серия выступлений наставников с последующим общением с наставляемыми). Формирование пар «наставник-наставляемый» в МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства» происходит при следующих условиях:

  • анкетирование обеих сторон с последующим соединением подходящих друг  другу участников;
  • экскурсия по детскому саду;
  • показ видеофильма «По страничкам истории детского сада».

Далее происходит организация работы наставнических пар. Главная задача – закрепление продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре или группе включает:

  • встречу-знакомство;
  • пробную рабочую встречу.

На этом этапе ведется активная работа по мониторингу:

  • получение обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
  • получение обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы.

Результатом организации и внедрения наставничества являются стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, и реализованная цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы.

На этапе реализации наставничества используются следующие формы работы:

  • посещение методического   кабинета в Детском саду № 22 «Планета детства»;
  • организация рабочего места студента (наставляемого) в одной групповой комнате с воспитателем (наставником);
  • «обучение действием» – групповая работа над обучающими заданиями, по плану учебной и производственной практики студентов ХМТПК;
  • индивидуальные занятия, которые предполагают обязательное совместное выполнение обязанностей наставника и наставляемого.

Организация работы наставнических пар делится на два вида практики: учебную и производственную. Во время учебной практики студенты знакомятся с организацией работы в группах разного возраста (ранний, младший дошкольный, средний и старший дошкольный возраст).

Наблюдают за:

  • особенностями адаптации детей раннего возраста и изменениями в самочувствии детей;
  • выполнением режимных моментов в разных возрастных группах.
  • проведением различных видов игр (дидактической, со строительным материалом, сюжетно-ролевой, театрализованной).
  • организацией и проведением занятий по всем образовательным областям.

Студенты анализируют планы воспитательно-образовательной работы по различным направлениям деятельности, указанным в плане учебной практики. Во время производственной практики студенты самостоятельно планируют ситуации личностного общения, проводят игры, занятия; организуют проектную деятельность: «День родного языка», «Музей новогодней  игрушки», «Масленица»; проводят досуги  и развлечения:

«День защиты детей», «Приключения в зимнем лесу», экскурсии в парк. В период прохождения практики студенты, под руководством наставника-воспитателя, получают опыт взаимодействия с родителями обучающихся:

  • участвуют в проведении родительских собраний;
  • готовят мастер-классы для родителей или сообщения на тему собрания;
  • проводят утренние беседы с некоторыми родителями, например о необходимости соблюдения режима дня воспитанниками или по вопросам здоровьесбережения.

Основными задачами на завершающем этапе программы наставничества в образовательной организации является подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы. Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла – вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций.

Мотивацией для наставников в данной модели является поощрение за реализацию программы наставничества, а также признание профессионального мастерства педагога, возможность тиражирования авторского наставнического опыта. Значимой мотивацией для наставника будет получение ценных и подготовленных кадров, а со стороны обучающихся – выстраивание вертикали отношений с наставником. Результаты деятельности по наставничеству на заключительном этапе:

  • повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах выбора профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность;
  • заключение ДОО трудовых договоров со студентами после окончания ХМТПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

        Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"

Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические треб...

«Повышение качества образования через повышения профессиональной компетентности воспитателя» «Повышение качества образования в ДОУ через проектную деятельность»

Цель: Создание условий для изготовления куклы-оберега «Десятиручка».Задачи: создавать условия для расширения представлений воспитанников о культурном наследии своего народа;-способствовать...