Проект «Ознакомление детей 4-5 лет со свойствами магнита через поисково-исследовательскую деятельность».
проект (средняя группа)

Сушкович Светлана Николаевна

Краткосрочный проект по ознакомлению детей со свойствами магнита, через поисково-исследовательскую деятельность

.Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита.  Для этого необходимо заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей. Данный проект это результат совместной работы педагогов, детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_4-5_let_so_svoystvami_magnita.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Ознакомление детей 4-5 лет со свойствами магнита через поисково-исследовательскую деятельность».

 

   Сушкович Светлана Николаевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62 «Родничок».

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                        В.А. Сухомлинский.

 Основными принципами дошкольного образования в соответствии Федеральным Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

ФГОС дошкольного образования  особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В условиях быстро меняющейся жизни, принятия закона «Об образовании», введения ФГОС дошкольного образования  от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Поэтому, в рамках реализации ФГОС в своей работе мы используем проекты, основанные на поисково-исследовательской деятельности.

Классификация проекта

по срокам реализации проект краткосрочный.

по тематике – познавательно - исследовательский,

по составу участников - групповой.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Совершенно верно говорил Аристотель: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». В памяти ярче откладываются информационные сведения, полученные в ходе личного опыта, ставшие понятными во время прямого наблюдения и действия.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита.  Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности ребенка в процессе  поисково - исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «магнит».
  • Формировать представление о свойствах «магнита».
  • Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.
  • Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
  • Активизировать личностную позицию ребенка.
  • Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
  • Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)
  • Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с предметами.

Методы проекта: игровой, творческий, проблемно- поисковый, опытно -экспериментальный.

Объект проекта: магнит.

Предмет проекта: свойства магнита.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с магнитом, с тем, какие предметы он может притягивать. В результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.
  2. Вместе соберут коллекцию магнитов.
  3. Пополнят словарный запас такими словами, как металл, железо, керамика, декоративный, притягивается и отталкивается.
  4. Активное участие родителей в реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками  при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
  3. Заключительный: подведение итогов, презентация проекта, организация коллекции магнитов.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

2.Подбор наглядно – атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки опытов на тему: «Магнит»

Воспитатель, родители

2 этап - основной

1.Знакомство с магнитом

Просмотр мультфильмов  «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм»

В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах.

Воспитатель

2.Практическая деятельность: провести ряд опытов и определить, какие предметы притягивает к себе магнит

Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности с магнитами.

Воспитатель

3.Игра «Поймай рыбку»

В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает.

Воспитатель

4.Опыт «Определим силу магнита» может ли сила магнита действовать через преграду (вода, песок, картон)

Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат.

Воспитатель.

5.Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. 

Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности.

Воспитатель, родители.

6.Познакомить с разнообразием декоративных магнитов. Создание мини- лаборатории «Волшебный камень – магнит»

Дать представление о том, что декоративные магниты изготовлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения.

Воспитатель, родители.

3 этап - заключительный

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Организация коллекции магнитов. Оформление фотоальбома «Волшебный магнит». Пополнение центра экспериментирования.

Воспитатель.

Методическое обеспечение проекта.

  • Большая книга экспериментов для детей / под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006..
  • Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович;
  • Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  • dic.academic.rudic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫ
  • Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
  • Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
  • Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
  • Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
  • «365 научных экспериментов» хинклер букс 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...

Стендовый доклад "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность".

Формирование у детей основ научного мировоззрения ,  целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему...

Развитие познавательной активности детей 5-6 лет через поисково-исследовательскую деятельность детей в дошкольном учреждении

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет удовлетворить жажду познания, стремление к проникновению в суть вещей и отношений, свойственную детям, на что указывал Б.М.Теплов....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования «Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность» интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Умная галка»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования«Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность»интегрированное занятиев старшей...