Развитие познавательной активности детей 5-6 лет через поисково-исследовательскую деятельность детей в дошкольном учреждении
статья по окружающему миру

Гаврина Ольга Васильевна

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет удовлетворить жажду познания, стремление к проникновению в суть вещей и отношений, свойственную детям, на что указывал Б.М.Теплов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_1_gavrina_statya.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

I.1

Развитие познавательной активности детей 5-6 лет через поисково-исследовательскую деятельность детей в дошкольном учреждении

Гаврина Ольга Васильевна,

Воспитатель

ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2

При анализе нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов, вступивших в силу 01 сентября 2014 г., может создаться впечатление, что проектная и/или поисково-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте являются находками, изобретениями современной педагогической мысли. Это же касается и необходимости получения как можно большей суммы знаний, но и развития пытливости ума, способности задавать когнитивные вопросы, самостоятельно исследовать окружающую действительность, чтобы не получить в результате этакого «умственного потребленца». Позволив себе усомниться в этом, смогла найти подтверждение своим сомнениям в трудах Дж.Локка, Ж-Ж.Руссо, К.Д.Ушинского. Указанные авторы, наряду с плеядой других педагогов и психологов - российских и зарубежных- таких как, Л.С. Выготский, А.К.Маркова, Дж.Дьюи, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др. отмечали настоятельную потребность в стимулировании естественного стремления дошкольников к познанию, искали и находили способы её активизации.

Стандарты образования нацеливают организаторов и педагогов на развитие интеллектуальных качеств, а не на получение суммы знаний, которая постоянно увеличивается и может быть получена в любое время с помощью поисковых систем за ничтожно малые временные промежутки. А вот умение выбрать наиболее правильный, эффективный ответ из нескольких возможных или же предложить новый, нестандартный подход к решению какой-либо задачи или проблемы является в настоящее время невероятно ценным и востребованным. Именно поэтому ФГОС предлагают трактовать познавательное развитие как образовательную область, сущность которой в развитии «… любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». В этом же документе определены характерные виды деятельности, которые могут поспособствовать познавательно-исследовательской деятельности. К ним относятся организация решения познавательных задач, применение экспериментирования в работе с детьми, а также использование проектирования.

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет удовлетворить жажду познания, стремление к проникновению в суть вещей и отношений, свойственную детям, на что указывал Б.М.Теплов. Конечно, наибольший интерес вызывает у детей экспериментирование как практическая деятельность, где дошкольник выступает не в роли потребителя чужих знаний, а как настоящий исследователь. Обратите внимание, для исследователя важна не оценка его знаний и умений, а результат, поиск эффективных приёмов и способов разрешения проблемы! Более того, в ходе эксперимента может получиться отрицательный результат, однако, приобретаемые знания ни в коем случае не теряют своей ценности.  Это говорит о реальной смене вектора образования от формального к жизненноориентированному.

Может сложиться ложное впечатление, что развитие познавательной активности не требует никаких педагогических усилий. Напротив, от педагога требуется не только предполагать результат, но и предвидеть возможные вопросы детей, тщательно продумать организацию, предусмотреть и просчитать все возможные риски. Сложность процесса, тем не менее, не повод отказываться от данного вида деятельности, ведь её эффективность для развития дошкольника невозможно переоценить.

Для своей работы по развитию познавательной активности детей 5-6 лет я выбрала поисково-исследовательскую деятельность. Первым условием успешной работы, рекомендуемой ФГОС ДО, является организация предметно-развивающей среды в группе, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. Так, в группе были созданы и наполнены материалами Центры познавательного развития.

«Ловкие пальчики» - подбор инструментов и предметов, способствующих развитию мелкой моторики пальцев и формированию зрительного контроля.

«Учимся говорить, играя» - набор для проведения артикуляционной, речевой и дыхательной гимнастики, а также подборка речевых игр, охватывающая все направления речевой работы.

«Очень умелые ручки» представляет собой уголок для преобразования познавательного опыта в продуктивную деятельность, где дети могут опробовать любые варианты использования художественных материалов.

Есть и другие центры. Однако наибольшей популярностью пользуется центр «Окружающий мир», где имеются материалы для самостоятельного экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, тарелки, мерные стаканы, трубочки, воронки), материалы для проведения опытов и экспериментов: камешки, песок, глина, ракушки, семена и т.д.); инструменты для опытов (лупа, термометр, магниты, зеркала, песочные часы, фонарик и т. д.), микроскоп, губки, лейки, воронки.

В начале года по методике «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой выявила предпочитаемый вид деятельности. Им прогнозируемо оказалось экспериментирование. Однако интерес был неустойчивый, проблем дети не видели, преобладали номинативные вопросы «Что это? Кто это?» и неохотно, мало выдвигали новые идеи. Дети полагались на взрослого.

В разработанном перспективном плане развития познавательной деятельности были выделены три направления, соответствующих уровню развития дошкольников и их возрасту: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) и человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Расширен арсенал методов и приёмов. Помимо наблюдений, беседы, дидактических игр и трудовых поручений, были включены опыты, эксперименты и моделирование проблемных ситуаций. Первоначально пришлось затратить время на развитие таких функций высшей нервной деятельности как внимание и модальности восприятия, которые необходимы для организации поисково-исследовательской деятельности, для наблюдения. Наблюдение – самодостаточный научный процесс, но он необходим для определения изменений в природе, которые происходят без участия человека (опыт, эксперимент). Активно использовались и дидактические игры, но в них ценилось и активно поощрялась смекалка, фантазии, привлечение сказочного опыта. Например, дидактическая игра средней подвижности «Проход по мосту», где дети должны предложить иной способ прохода по мосту над ущельем (шаг, приставной шаг, прыжки, ползанье и т.д.). Поначалу набор движений не отличался разнообразием, но сейчас это наиболее насыщенная вариантами игра. Радуют разнообразием и подобные ей игры и задания «Как попасть в другое крыло нашего детского сада?» и т.п. Здесь отмечаются и скорость реагирования, и скорость ответа, его практичность, реалистичность или, напротив, сказочность и невыполнимость, степень продуманности и-самое ценное –оригинальность. Мы ввели особый знак, символизирующий оригинальный ответ, который ребенок носит в течение дня. Я не могла понять, как же можно определить оригинальность ответа, но подсказка пришла в виде поведенческой реакции: дети замолкали. Неожиданно, но это упражнение научило детей слушать друг друга.

Экспериментирование и опыты тоже планировались как совершение открытий, как поиск выхода из проблемной ситуации. Например, после знакомства со свойствами магнита, в таз с водой «неожиданно» роняются мелкие металлические предметы (булавки, кнопки и т.п.). Как можно достать? Понятно. А как достать, чтобы рук не замочить?

Огромна роль вопроса в стимулировании познавательной активности. Собственно, поисково-исследовательская деятельность, по моему мнению, учит формулировать когнитивные вопросы. Кроме этого, вопросы взрослого ставят ребёнка на ступень партнёра, а не на более низкую ступень ученика. В ходе организации поисково-исследовательской деятельности на вопрос «Что будет? Что произойдет?» неизменно задаю встречные вопросы «Как ты думаешь? Что нужно сделать, чтобы убедиться…?» и т.д. Обязательно интересуюсь мыслями детей относительно сделанного опыта и эксперимента, побуждаю делать выводы и умозаключения.

При организации работы по активизации познавательной активности необходимо использовать стимулирование. В качестве стимула (напомню в скобках, что это слово происходит от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных) можно и нужно использовать новизну, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент (почему так) и ситуацию выбора.

Некоторые из этих стимулов довольно активно используются в практике работы дошкольного учреждения. Однако ситуация выбора –редкое явление, и дети зачастую – особенно в начале работы- теряются, не в состоянии выбрать что же они хотят посадить: лук, петрушку, укроп или мяту.

Родители…Родители обязательно будут включаться в деятельность группы. Конечно, можно говорить о различной степени включенности. Но дети неизбежно будут доносить до родителей свой интерес. В течении некоторого времени у нас была актуальной проблема родительских подсказок. Дети пытались узнать о планах, о темах, охотно выполняли домашние задания и приносили зачастую плоды труда и знаний своих родителей. В группе, организованной в одном из мессенджеров, провела опрос среди родителей для выявления способов получения знаний. Попыталась напомнить взрослым людям ситуации из их личного опыта, чтобы открыть детям возможность не брать чужие знания, а учиться получать свои. Потребовалась и консультация психолога, который научил гасить раздражение, применять методики стимулирования познавательной активности детей.

Считаю, что опыт применения поисково-исследовательской деятельности для развития познавательной активности получил положительный результат. Дети демонстрируют объективное улучшение по всем критериям развития во всех видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...