Патриотическое воспитание детей
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Составила: воспитатель Становова Е.В.
Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Планирование работы по патриотическому воспитанию.
В настоящее время одной из острых проблем является патриотическое воспитание детей. Дошкольные учреждения призваны первыми формировать представление об окружающем мире, прививать любовь к своей Родине, к своему родному краю. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому задачей всех педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства,чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ; труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой город, область, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Роль семьи воспитанников в патриотическом воспитании и развитии ребенка.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проанализировав отношение детей к понятию «Родина», проведя опрос о родном городе среди детей группы были поставлены следующие задачи, для повышения уровня знаний детей:
- закрепить у детей элементарные знания о месте жительства (дом, улица, название города, области)
- расширить знания детей о природе родного края,
- познакомить детей с историей и современностью родного города, сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей
- способствовать развитию интереса к изучению города, в котором мы живём; формированию патриотического отношения к малой родине.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилось по следующим направлениям:
- история города.
- достопримечательности города.
- символика.
- труд взрослых.
Так же было проведено анкетирование и беседы с родителями на тему «Что такое патриотическое воспитание», и нужно ли оно в детском саду. Нами было принято общее решение – поднять уровень знаний детей. Но воспитывать патриота в рамках ДОУ не достаточно. Здесь очень важно участие родителей.
Всеобщими усилиями мы стали работать в данном направлении, нами
- альбомы « Мой родной город».
- семейный альбом «Что такое счастье?»
- проведены проекты «Родословная моей семьи»
- свой мини музей по патриотическому воспитанию.
Привлекаем родителей к активному участию в городских конкурсах, праздниках. Ведь совместная деятельность сплачивает детей и родителей.
Дети с детства должны проявлять своё оптимистическое отношение к жизни города. Поэтому с детьми были организованы экскурсии на объекты нашего города .
Ведь получить эстетическое наслаждение от панорамы города, сделать столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки и мероприятия надолго остаются в памяти ребенка.
Но ребенку надо показать Санкт – Петербург не только как красивый город, но и показать трудовую жизнь горожан . Эти понятия раскрываются ребенку, благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни нашего города.
Мы проводим совместные праздники и семейные гостиные. Родители вместе с детьми ухаживают за участком для прогулки. Были сделаны фигуры для интерьера участка.
Для родителей оформляется уголок с советами, планами, информацией .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...