Презентация "История зарубежной педагогики до 20 века"
консультация

Петрова Галина Игоревна

Презентация использовалась на семинаре "Профстандарт - инструментарий для реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubezhnaya_pedagogika_do_20_v.pptm2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ Составила заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Петрова Г.И. к семинару « Профстандарт – инструментарий реализации ФГОС ДО» 2018-2019 учебный год

Слайд 2

2,5 - 1,5 млн лет назад. Первобытный мир Первобытные люди (стадо). Выживание за счет промысла. Орудия труда – примитивные простейшие орудия охоты, рыболовства (камни, палки). Специального времени на их освоение не требуется - Детства нет. Ребенок самостоятельно передвигающийся сразу включается в жизнь взрослых . Зарождение зачатков воспитания: опыт передается через инстинктивное подражание действиям взрослых по выслеживанию и охоте на животных.

Слайд 3

1,5 млн - 250 тыс. лет назад. Первобытный мир Появляются более сложные орудия охоты на крупных животных. Одного инстинктивного подражания для их освоения недостаточно – складываются специальные формы передачи опыта: обряды и ритуалы. Обряд охоты: ритуалы (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова, действия на удачу в охоте… и т. п.). В обряде участвует вся община – идет постоянное упражнение в нужных действиях. Обряд – праискусство , из него позднее выделились все виды искусств: Театр – имитации повадок животных, движений охотников… Живопись – наскальные рисунки (на кого будет охота)… Танцы и пение – движения по кругу на удачу в охоте…

Слайд 4

250 тыс. лет – 45-40 тыс.лет назад. Первобытный мир В данный период появляется человек разумный: развиваются зачатки речи и определенные участки мозга; 100 тысяч лет назад Европу накрывает оледенение и для выживания значительно усложняются трудовые действия: открытие добывания огня, одежда из шкур… Опыт увеличился и усложнился настолько, что необходим специальный период подготовки и овладения орудиями труда и трудовыми умениями.

Слайд 5

40 - 10 тыс. лет назад Первобытный мир Появляется детство – период подготовки и овладения орудиями труда и трудовыми умениями. Воспитанием занимается практически все взрослое поколение общины. Магические ритуалы для подростков 10-13 лет стали одной из первых организованных форм воспитания. Среди первых средств воспитания игрушки-тотемы , копии орудий труда и охоты, изготовленные специально для детей . Опыт поведения подростки получали в играх , ритуальных танцах, в качестве мощного регулятора поведения использовались запреты - табу и словесные приемы - одобрение или неодобрение. Древние куклы - статуэтки, которые, скорее всего, были изготовлены с религиозной целью. Так называемые палеолитические венеры . Их делали из кости животных или мягких пород камня. У многих из них есть общие черты: крайняя тучность и выраженные половые признаки — грудь и вульва. А вот голова часто была совсем крошечной или ее не было вовсе — вероятно, древние люди не считали голову женщины хоть сколько-нибудь заслуживающей внимания. Самая древняя «Венера из Холе-Фельс » найдена в Германии. Возраст «старушки»: 35 000 — 40 000 лет.

Слайд 6

10 - 6 тыс. лет назад Первобытный мир от 10 до 8 тыс. лет назад - появилась семья. Община делится на семейные ячейки , и контроль за воспитанием переходит от общины к семье. В семье воспитание шло по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков - мужчины. Появляется обряд инициации – испытания на зрелость. Подготовка к инициации была довольно продолжительной (в некоторых общинах заканчивалась в 15-20 лет). В нее входили изучение мифов, песен, легенд, навыков охоты и рыбалки, умений трудовой деятельности, выработку смелости, ловкости, воли и т. д. В специальных "домах молодежи" юноши упражнялись в этих видах деятельности под руководством наиболее опытных и уважаемых членов общины, что привело к выделению группы лиц, которые стали, помимо прочего, выполнять и задачи воспитания подрастающего поколения. К 6-5 тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Школы появились в эпоху Древних цивилизаций Востока. Вместе со школами появилась новая профессия - наставник, учитель.

Слайд 7

5и4 - 1 тысячелетие до н. э . Древний мир – Древний Восток 4 -3 тысячелетие до н. э. - страны Междуречья с шумерскими народами (Шумер , Вавилон, Ассирия) между Тигром и Евфратом – школы при храмах в каждом городе . Складываются школы древней Индии. 3 тысячелетие до н. э. - Первые школы в Древнем Египте и древнем Китае. У каждой страны своя специфика, но у школ Древнего Востока были и некоторые общие черты: Школы были небольшие с одним учителем и высокой платой; Школы только для мальчиков, девочки обучались дома. Центральным предметом была письменность – одно из главных достижений данного периода. Письменность была очень сложной (слоговая клинопись шумер около 900 знаков, иероглифы Китая – до 85 тысяч знаков и Египта). Обучение строилось на переписывании, заучивании наизусть и многократном повторении. Полегче пошел процесс обучения , когда в Китае изобрели бумагу, тушь и кисти. Позже возникло 2х этапное обучение: на начальном этапе дети учились считать, читать и писать, на втором этапе обучение разделялось: одни изучали составление деловых бумаг, ораторское искусство; другие - музыку, литературу; третьи - математику; четвертые - основы ведения хозяйственной деятельности (экономику). Народы Древнего Востока создали первые в истории человечества школы, дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания.

Слайд 8

7 – 1 век до нашей эры Античная Греция Античная культура зародилась приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. и перестала существовать в 5 веке. Маленькие дети до школы воспитывались дома: из рук кормилицы в руки педагога (« пайдос » – дитя и « аго »-веду за руку) из числа рабов, которые по возрасту или здоровью не могли заниматься физическим трудом. Позднее слово "педагог" приобрело значение "вести человека по жизни«, быть учителем. Изнеженная афинская школа воспитания граждан-политиков на приобщении к искусствам и наукам, особо философии. Образование женское было минимальным (чтение, музыка, пение, рукоделие). Суровая спартанская школа воспитания граждан-воинов на физическом развитии и жесткой дисциплине. Кормилицы воспитывали детей в строгости. То, что и нездоровых детей сбрасывали в пропасть – легенда. Их просто о воспитывали вне военной общины. С 7ми лет мальчики становились «общественной собственностью». Воспитание суровое – скудные еда и одежда. Постоянные гимнастики. Особо развитие лаконичной речи – кратко и точно изъясняться. Девушек воспитывали аналогично. Суровая спартанская школа воспитания граждан-воинов на физическом развитии и жесткой дисциплине. Кормилицы воспитывали детей в строгости. То, что и нездоровых детей сбрасывали в пропасть – легенда. Их просто о воспитывали вне военной общины. С 7ми лет мальчики становились «общественной собственностью». Воспитание суровое – скудные еда и одежда. Постоянные гимнастики. Особо развитие лаконичной речи – кратко и точно изъясняться. Девушек воспитывали аналогично.

Слайд 9

7 – 1 век до нашей эры Античная Греция Сократ, 4 в. до н. э. – методы : диалог, спор, беседа . Цель воспитания: развитие мышления и постижение таких истин , как верность , честность, правдивость , честь, дружба, мудрость. Платон , 3 в. до н. э.: игра – важное средство воспитания, а также чтение детям, песни и танцы. Ученик Сократа , основал одну из первых школ для детей. Аристотель , 3й век до н. э ., учитель А. Македонского: Гармоническое развитие личности через физическое, умственное, нравственное воспитание. До 7ми лет только в семье начиная с пеленок. С 5ти лет готовим к школе.

Слайд 10

5 – 13 века. Раннее и развитое Средневековье Средние века - это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий (5 – 17 вв ). 5 -10 вв. - раннее Средневековье; Образование и определяется церковью. Античная культура отрицается как греховная языческая, а с ней и античный идеал всесторонне развитой личности. Сформировался новый тип школы - на латинском языке с целью изучения библии и христианской морали . 11-13 вв. - развитое, или Высокое, Средневековье; Пришла новая философия - схоластика (от греч. shcolastikos - школьный, ученый): богословие и логика. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. Сложилась система учебных заведений: начальное образование из элементарных знаний в приходских школах; среднее образование в школах монастырских, кафедральных или соборных на латинском языке (христианская мораль, чтение и письмо, философия…).

Слайд 11

14 – 16 века. Эпоха Возрождения Позднее Средневековье 14-16 вв. - позднее Средневековье, или эпоха Возрождения. Появились первые школы на родном языке. Рост числа школ повлек рост числа педагогов. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называемые университетами. Впервые в истории образования появилось высшее образование. Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). К 15 веку в Европе было уже около 60 университетов. Обычно в университете было четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский.

Слайд 12

14 – 16 века. Эпоха Возрождения Позднее Средневековье Родиной Возрождения стала Италия. Источником идей была античная культура с ее верой в человека: идеи гуманизма и гармонии, ставшие красной нитью, пронизавшей педагогику на все времена. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного и радостного, с новыми методами обучения - "мягкой руки", широкого морального поощрения. Но педагогическая мысль значительно опережала практику , сохранявшую традиционную форму средневековой школы. К 16 веку появляются и новые типы школ: в Германии первые гимназии со всеми уровнями образования (некоторые потом стали академиями и университетами). Огромное развитие получили школы при религиозных общинах с педагогами-гуманистами. Немецкий гуманист Возрождения Эразм Роттердамский (15-16 век). Впервые в мировой педагогике показал воспитание как форму становления и развития человека . Вне воспитания развитие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяет­ся воспитанием, полученным в раннем детстве . Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом. Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя.

Слайд 13

17 век Новое время Ян Амос Коменский (1592-1670). Чешский педагог и философ, глубоко религиозный: родился в семье священника, вырос в религиозной общине, много страдал – без бога не выстоять. Глубоко образованный – закончил академию и университет. Создал первую в истории педагогики научную теорию - дидактику, и для школы и для маленьких детей. Разработал свою систему школ в стране из 4х ступеней по 6 лет: Детство от рождения до 6 лет – воспитание в каждой семье, потому дидактика здесь называется «материнская школа». С нее начинается дошкольная педагогика как наука. Отрочество от 6 до 12 лет - школа родного языка (начальное образование) в каждой общине; Юность от 12 до 18 лет - средняя школа, гимназия в каждом городе; Возмужалость от 18 до 24 лет – высшее образование, на уровне страны академия, университетские факультуты . В дидактике сформулировал новые четкие принципы обучения, например, пропагандировал наглядное обучение. Вывел "золотое правило" дошкольной дидактики: "Все, что только можно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".

Слайд 14

18 век Новое время Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Швейцарский педагог. Один из основоположников дидактики начального обучения. Организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. Выдвинул идею развивающего обучения. К.Д. Ушинский назвал ее "великим открытием Песталоцци". Главная цель – не просто знания давать, а развивать познавательные способности. Трактовка идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци до сих пор не утратила своей актуальности. Современный аналог: развитие речи (приложение наших педагогических усилий и методик) и речевое развитие (естественное развитие ребенка, его речевых способностей ). По ФГОСу цель: речевое развитие на основе развития речи. Развивал дидактику, поддерживал принцип наглядности. Главным и лучшим воспитателем считал мать, разработал специальное пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить».

Слайд 15

19 век Новое время Фридрих Фребель (1782-1852) Немецкий педагог. В 1838 г. создал первое учреждение дошкольного образования - детский сад (немецкое « Kindergarten » - «сад детей», или «детский сад», как стали называть их в России. Термин общепринят во всем мире). До него существовали детские приюты, их задачи сводились к присмотру и уходу за детьми, но не включали их образование. Фребель привлек внимание к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Впервые в истории мировой педагогики разработал целостную, детализированную методически систему дошкольного воспитания. Последователь Песталоцци. Религиозный: в основе всего существующего лежит бог, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей. Сын сельского пастора, Фребель понимал назначение детского сада почти буквально: здесь должны взращивать детей, заботясь о «первых всходах их мысли и первых зародышах чувства». А поскольку последние нежны и непрочны, требуется «содержать под ними почву в порядке и открыть к ним доступ чистого воздуха». С помощью специальной дошкольной педагогики, с помощью устройства детских садов.

Слайд 16

19 век Новое время Фридрих Фребель (1782-1852) Основой воспитания ребенка в детском саду считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало: Детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира (ребенка)". Разработал систему средств развития ребенка, так называемые "шесть даров" - шар, куб, цилиндр, на основе которых выстроил развивающие занятия с разнообразной детской деятельностью: работа со строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги, вырезание, вышивание, выкладывание и конструирование из различных материалов. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей. По системе Фребеля работали первые сады в Петербурге: госпожи Люгебиль (1863г.), Аделаиды Семеновны Симонович (1866 г). Через 30 лет Симонович писала: «У нас, в России, детские сады не привились. В то время как столицы Западной Европы считают тысячами детей, посещающих детские сады, у нас в столицах едва две-три сотни детей посещают детские сады…». Хотя в 70-х годах 19 века в разных городах России стали появляться фребелевские общества с курсами подготовки садовниц, к началу 20-х годов от фребелевских детских садов осталось одно название. Их жестко раскритиковали за излишний педантизм.

Слайд 17

20 век Новое время Рудольф Штайнер (1861-1925). Вальдорфская педагогика. Немецкий философ и педагог Рудольф Штайнер выдвинул идеи антропософии в образовании: развитие в единстве тела, души и духа. В 1925 году Элизабет фон Грюнелиус на этих идеях основала детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория . Педпроцесс приближен к домашнему. Педагог как «мама» многодетной семьи – трудолюбивая немка, дает пример множества домашних работ (готовит, шьет и др. ) Нет готовых игрушек – сами сделаем . Главным позитивным методом воспитания в вальдорфской педагогике является подражание воспитателю. Вместо оценок ребенка - атмосфера доброжелательности и любви. Беречь и поддерживать любую инициативу маленького ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Вальдорфская педагогика начала становиться известной в России с конца 80-х годов. Оригинальная предметная среда – домашняя. Натуральные материалы, нет пластмассы…

Слайд 18

20 век Новое время Мария Монтессори ( 1870-1952) Итальянский педагог, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания. Главная ценность в ее системе - свобода как жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при полной свободе и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность. Отсюда предметно-средовая модель педпроцесса : у воспитателя пассивная роль, его функция – наблюдать за проявлениями детей. Функцию активизации детской деятельности выполняет дидактический материал на упражнение осязательно-мышечного чувства . Материал по принципу автодидактизма – самопроверяющийся . Ребенок находится в специально подготовленной среде. Основные формы воспитания и обучения детей - самостоятельные занятия и простой краткий индивидуальный урок. Приверженцем системы Монтессори была Юлия Ивановна Фаусек после поездки в Италию в 1913 г. Открыла сад по Монтессори в Петербурге в 1913г. Последние Монтессори-группы были закрыты в 1931 г. Новая волна групп Монтессори пошла с 1980х годов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф.Фребель, М.Монтессори)

Статья посвящена двум основным направлениям в зарубежной сенсорике - Монтессори и Фребель....

Обруч 1999 год. №6, стр. 11-15 "Осторожно, зарубежная педагогика". Записки матери. Автор Ольга Белоконева.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12003953","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12003959","...

Последователи Я. А. Коменского в зарубежной педагогике 17-18 вв.: Джон Локк

Последователи Я. А. Коменского в зарубежной педагогике 17-18 вв.: Джон Локк...

Публикация материала во 2 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика XXI века: теория, практика, перспективы»

quot;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования"...

Вклад в развитие отечественной педагогики К. Д. Ушинского, как крупнейшего представителя педагогики XIX века

    К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушински...

Диплом. Педагогика 21 века:опыт, достижения, методика.

Диплом Педагогика 21 века: опыт, достижения, методика....

Дидактический тест по зарубежной педагогике .

Контрольное задание, которое позволяет дать количественное определение уровня развития навыков обучающихся по зарубежной педагогике ....