Публикация материала во 2 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика XXI века: теория, практика, перспективы»
статья на тему
"Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murashova_m.v.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурашова Марина Васильевна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР», г. Бийск
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дошкольное образование по ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Подьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Экспериментальная деятельность имеет следующие цели:
- развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
- создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
- учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это: специально-организованное обучение в форме занятий, совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей.
В опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд, работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть как индивидуальная, так и групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- Фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Условия проведения экспериментирования:
- учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.
- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей,
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,
- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Ожидаемые результаты.
Вся экспериментальная работа приводит к тому, что дети дошкольного возраста:
- самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить. Предлагают возможные решения.
- доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.
- применяют выводы к новым данным, делают обобщение.
- формируют уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.
Список литературы:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения.: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры /сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы Всероссийской заочной научно практической конференции "Проблемы и перспективы развития современного образования"
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения....
Игра- радость движения ( сборник материалов Международной заочной научно- практической конференции «Перспективные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса: из опыта работы»)
Методическая разработка «Игра - радость движения»» предусматривает приобщение детей к традициям чувашского народа через чувашские подвижные игры. В содержание игрового занятия ...
Статья с Международной заочной научно - практической конеренции
"Проблемы и перспективы равития дошкольного образования в современной ситуации"...
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Материалы I Международной заочной научно-практической конференции 30 сентября
Принела учасие в коференции "А К Т У А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы П Е Д А Г О Г И К И И П С И Х О Л О Г И И" . Предложила для печати игровую программу «В гостях у водяного». Выписка из книги....
Публикация материала в 1 Международной заочной научно-практической конференции "Актуальные вопросы педагогики и психологии"
quot;Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"....
Публикация в сборнике Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы», («АГГПУ им. Шукшина, г. Бийск)
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Участник V Международной заочной научно-практической конференции "Инновационный потенциал методической работы в муниципальной системе дошкольного образования" апрель 2021г
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25712704","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...