"Исследовательская деятельность дошкольников"
материал

Ефимова Алла Петровна

Выступление на педсовете. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_iz_opyta_raboty_efimova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

  Выступление на педсовете по теме:

«Исследовательская деятельность дошкольников»

        

Ефимова А.П.. воспитатель,

первая квалификационная категория

        

2017 г

Исследовательская деятельность из опыта работы.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

.     Задача     взрослых     –     помочь     детям     сохранить     эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Я   хочу   поделиться   опытом   своей   работы   по   организации   исследовательской

деятельности.     Главное   достоинство   применения   метода   экспериментирования   в

детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

-Дети   получают   реальные   представления   о   различных   сторонах   изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-Идет   обогащение   памяти   ребенка,   активизируются   его   мыслительные

процессы,   так   как   постоянно   возникает   необходимость   совершать   операции   анализа   и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

-Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

-Происходит   накопление   фонда   умственных   приемов   и   операций,   которые

рассматриваются как умственные умения.

-Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания,   способности   преобразовывать   какие-либо   предметы   и   явления   для

достижения определенного результата.

         В нашей группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:

- созданы условия для детского экспериментирования, имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы;

-   в   книжном   уголке   имеются   детские   справочники,   энциклопедии,   посвященные

разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные

детям информативные тексты, детская художественная литература;

-   картотека   заданий   и   упражнений,   направленных   на   развитие   у   детей   умения

видеть   проблему,   выдвигать   гипотезу,   задавать   вопросы,   давать   определение   понятиям, делать выводы и умозаключения;

- дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и

наблюдательность;

-   соблюдение   общих   правил:   самое   главное   –   творческий   подход   к   проведению

исследовательской работы;

-   учить   детей   действовать   самостоятельно,   независимо,   избегать   прямых

инструкций;

- не сдерживать инициативных детей;

-   не   делать   за   них   то,   что   они   могут   сделать   или   могут   научиться   делать

самостоятельно;

- не спешить с вынесением оценочных суждений;

- помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи

между   предметами,   событиями   и   явлениями;   формировать   навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.);

-организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но

и в свободное от занятий время.

Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей,

начиная  с младшей  группы.  Для  этого  организую  игры-экспериментирования  с разными материалами:

- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и

узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);

-игры «Бизиборд»;

- игры с пластилином, красками, кенетическим песком, водой и др.


В уголке природы, например,
посадка лука и наблюдение за его развитием.
Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры, создание условий для участия детей в трудовой деятельности; формирование представлений о том, как выращиваются огородные растения, знания детей об условиях, необходимых для роста растений; знакомство с лекарственными свойствами зеленого лука; развитие творческой, познавательной активности, устойчивости внимания, наглядно-действенного мышления, мелкой и общей моторики, композиционные умения; развитие речи детей, активизация словаря (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка); развитие трудовых навыков; воспитание бережного и доброго отношения к природе; желания производить трудовые действия, помогать взрослым; формирование чувства ответственности при уходе за огородными растениями: рыхлить почву, вовремя полить, предохранять от прямых солнечных лучей.
Этапы исследования: 
Рассматривание луковиц, определение донца.
Подготовка почвы.
Посадка лука.
Уход за растениями (полив, рыхление почвы, удаление сорняков) и наблюдение за его развитием.
Употребление в пищу.
Результат:
В дальнейшем дети ухаживали за посадками лука, с интересом следили за его ростом. А когда лук подрос, с удовольствием употребляли в пищу, добавляя в первое блюдо за обедом.
В своей практике я также использую методические рекомендации
 А. И. Савенкова по обучению дошкольников навыкам исследовательского поиска, не только в экспериментальной деятельности, но и других образовательных областях. Один из наиболее излюбленных мною методов – это метод зарисовки исследуемых объектов (модули, мнемотаблицы). Детям очень нравится, когда они самостоятельно могут составлять рассказы по объекту по готовым модулям или принимать участие в создании модулей самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...