"Исследовательская деятельность дошкольников"
материал
Выступление на педсовете. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_iz_opyta_raboty_efimova.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района
(МДОУ «Детский сад «Сказка»)
ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
Выступление на педсовете по теме:
«Исследовательская деятельность дошкольников»
Ефимова А.П.. воспитатель,
первая квалификационная категория
2017 г
Исследовательская деятельность из опыта работы.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской
деятельности. Главное достоинство применения метода экспериментирования в
детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
-Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
-Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
-Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,
целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для
достижения определенного результата.
В нашей группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
- созданы условия для детского экспериментирования, имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы;
- в книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные
разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные
детям информативные тексты, детская художественная литература;
- картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения
видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения;
- дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и
наблюдательность;
- соблюдение общих правил: самое главное – творческий подход к проведению
исследовательской работы;
- учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых
инструкций;
- не сдерживать инициативных детей;
- не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать
самостоятельно;
- не спешить с вынесением оценочных суждений;
- помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи
между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.);
-организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но
и в свободное от занятий время.
Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей,
начиная с младшей группы. Для этого организую игры-экспериментирования с разными материалами:
- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и
узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);
-игры «Бизиборд»;
- игры с пластилином, красками, кенетическим песком, водой и др.
В уголке природы, например, посадка лука и наблюдение за его развитием.
Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры, создание условий для участия детей в трудовой деятельности; формирование представлений о том, как выращиваются огородные растения, знания детей об условиях, необходимых для роста растений; знакомство с лекарственными свойствами зеленого лука; развитие творческой, познавательной активности, устойчивости внимания, наглядно-действенного мышления, мелкой и общей моторики, композиционные умения; развитие речи детей, активизация словаря (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка); развитие трудовых навыков; воспитание бережного и доброго отношения к природе; желания производить трудовые действия, помогать взрослым; формирование чувства ответственности при уходе за огородными растениями: рыхлить почву, вовремя полить, предохранять от прямых солнечных лучей.
Этапы исследования:
Рассматривание луковиц, определение донца.
Подготовка почвы.
Посадка лука.
Уход за растениями (полив, рыхление почвы, удаление сорняков) и наблюдение за его развитием.
Употребление в пищу.
Результат:
В дальнейшем дети ухаживали за посадками лука, с интересом следили за его ростом. А когда лук подрос, с удовольствием употребляли в пищу, добавляя в первое блюдо за обедом.
В своей практике я также использую методические рекомендации А. И. Савенкова по обучению дошкольников навыкам исследовательского поиска, не только в экспериментальной деятельности, но и других образовательных областях. Один из наиболее излюбленных мною методов – это метод зарисовки исследуемых объектов (модули, мнемотаблицы). Детям очень нравится, когда они самостоятельно могут составлять рассказы по объекту по готовым модулям или принимать участие в создании модулей самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...