Проект "Песочная страна"
проект (младшая группа)
Видео проекта "Песочная страна" https://www.youtube.com/watch?v=CYdU2FU_nJc&t=14s
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду»
Целевая группа: Дети первой младшей группы в период адаптации к детскому саду.
Содержание проекта:
Цель проекта: Выявление и изучение особенности использования песочной терапии в период адаптации детей к ДОУ.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме проекта.
- изучить психолого-педагогические особенности адаптации детей третьего года жизни;
- определить условия, при которых успешно проходит процесс адаптации;
- изучить особенности использования песочной терапии в период адаптации детей третьего года жизни в практике работы ДОУ;
- разработать систему игр с песком с детьми третьего года жизни в период адаптации к ДОУ;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по организации адаптации детей третьего года жизни;
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Продолжительность: кратковременный, один месяц;
Участники проекта: дети третьего года жизни, воспитатели, родители.
Основной этап: При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Моя важная задача как педагога, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
Метод «песочной терапии»:
Во-первых, усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Уникальность данного метода в том, данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.
Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей в 1939 году). М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
А вот и песочница…
Для работы используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно- зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50*70*8 см. Однако в ДОУ могут использоваться ящики и других размеров. Который мне помогли изготовить родители детей.
Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок.
Для занятий необходим поднос с игрушками. В моей коллекции игрушек имеются: люди, животные, растения, предметы социализации (транспортные средства, посуда), «волшебные» предметы. В группу игрушек «Растения» входят любые деревья, кустарники, деревянные, пластмассовые, бумажные, в том числе сделанные своими руками. Из киндер-сюрпризов можно взять и различные виды посуды, одежды. Также в коллекции игрушек должны быть различные постройки, мосты, символы, знаки.
Группа игрушек, с которой в детском саду точно не возникнет проблем, - «волшебные» предметы. Наконец, сломанная бижутерия, испорченные пуговицы, сувенирные сокровища, камешки, ракушки, кусочки коры, а также плоды – шишки, желуди, каштаны и др. смогут послужить делу воспитания и образования. Именно эти сокровища и выполняют роль эзотерических предметов, символизирующих тайные знания.
Многое можно сделать своими руками, в том числе ландшафты. А чтобы показать реку, море или любой другой водоем, вполне достаточно сделать в толще песок контур и разгрести песок до появления голубого дна. «Море» или «океан» получаются, если отодвинуть песок от любого борта песочницы, а река представляется в виде более или менее тонкой извилистой голубой полоски. Если же вы хотите сделать гору, надо ладонями сформировать не песке возвышение.
Организация работы с детьми в педагогической песочнице
Начать работу необходимо с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Не следует забывать о том, что потребуется место для символической фигурки.
При работе в песочнице, необходимо следовать правилам, которые формулирует ритуальный персонаж. Им может быть любая игрушка. Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. Правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много.:
- «Я долго собирала песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».
-«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети, и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».
- «Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».
- «По окончанию работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».
Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети.
В случае нарушения правил хранитель Песочной страны может закрыть песочницу.
Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).
Ритуал входа своего рода организационный момент – позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.
Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания.
В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия.
Ритуал выхода по времени сравним с водной частью. Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку песочнице.
Вывод:
В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ я наблюдала положительные изменения: - игра в песок помогает детям легче адаптироваться к условиям детского сада; - после занятий улучшается эмоциональное самочувствие детей; - совершенствуется развитие мелкой моторики рук, движения детей становятся
более координированными; - кроме того дети становятся более аккуратными и усидчивыми;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению.
Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=CYdU2FU_nJc&t=14s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа
Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...
«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,
Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность. Задачи: Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...
"В стране потерянных страничек"
Открытое занятие по ФЭМП...
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...