Музыкальная гостиная "В мире музыки Хакасии"
методическая разработка
Данный материал пригодится в раблте для работников детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya_v_mire_muzyki_hakasii.docx | 69.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная «В мире музыки Хакасии»
Старший дошкольный возраст
Цель: создание социальной ситуации развития для ознакомления детей с фольклором, музыкальными инструментами хакасского народа.
Подготовительная работа:
Чтение хакасских народных сказок, мифов. Изготовление бубнов каждой семьёй.
Оборудование: хакасский народный инструмент: чатхан, компьютерная презентация, хакасский национальный костюм, ноутбук, мультимедийная установка, экран.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Ребята, в какой республике мы живём?
(В республике Хакасия).
- Вы знаете, как будет на хакасском языке, слово здравствуйте?
(Изенер)
- Поздоровайтесь со мной на хакасском языке.
- Изенер
Сегодня мы свами откроем для себя новый мир, мир музыки республики Хакасия.
Звучит хакасская мелодия. Появляется ФЕЯ МУЗЫКИ в национальном костюме.
Фея: Изенер, я фея Музыки и сегодня я вас приглашаю в волшебный мир музыки Хакасии, мы познакомимся с разными национальными инструментами, услышим их красивое звучание.
Звучит чатхан, появляется слайд на презентации.
Я хакасский инструмент известный,
Старинный, интересный.
Заиграет на мне хайджи у подножия Саян.
А зовут меня… . (чатхан)
Посмотрите какой большой и красивый инструмент (слайд)
Кто из вас видел и слушал его?
Чатхан – струнно - щипковый инструмент. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн. Появился этот инструмент очень давно. А сейчас, я хочу вам рассказать легенду о том, как появился этот инструмент.
Знакомство с легендой «Волшебный чатхан». (звучит чатхан)
Горя у людей далекого прошлого было много. Люди были бедные и богатые. У богатых ханов было много скота, много и пастухов. И служба у пастухов была нелегкая. И чтобы облегчить их жизнь, старик по имени Чатхан сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул струны из бараньих кишок и начал играть. И так красиво звенели семь струн, что у людей замирало сердце, птицы останавливались в полете, животные останавливали свой бег и шли на звуки чатхана. Очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи слушали волшебную музыку табуны коней. Легкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались. Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана.
Но однажды случилась беда. Выкрали волшебный инструмент семь одноглазых великанов, а старика убили. И стала сразу плохой погода, урожая не стало, скот стал погибать. Люди голодали, им совсем стало нечего есть. Злые великаны радовались. Но не учли, что у старика рос внук. А рос он не по дням, а по часам. Когда он подрос, мать ему рассказала все, что случилось, и почему так плохо живет народ. Сделал тогда мальчик лук и стрелы, и пошел в горы искать великанов. Долго искал, наконец, увидел пещеру, в которой жили семь великанов. Спрятался за камень. Видит, сидят они на около пещеры и жарят мясо. Тогда протянул мальчик из-за камня стрелу, наколол несколько кусочков мяса на нее. Великаны и не заметили сразу пропажу. А когда мясо было готово, и они собрались вкусно поесть, вдруг заметили, что нескольких кусочков не хватает. Стали спорить, кто стащил мясо? Оказалось, что ни кто не брал. Вот тогда-то догадались они, что это вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его. Проклятый мальчишка утащил лакомый кусочек. Бросились за ним в погоню. А мальчик времени не терял. Подкрался к пещере и вырыл большую яму, накрыл ее ветками, зашел в пещеру, увидел инструмент своего дедушки, взял в руки и заиграл. Услышали великаны музыку, побежали в пещеру, упали в яму и разбились. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним пошли стада коней, баранов, все вокруг расцветало.
Вот так и стали опять жить счастливо люди. А мальчик с тех пор ходил по свету и под звуки чатхана рассказывал разные истории про злых ханов, про добрых и могучих богатырей. С тех пор в народе волшебный ящик назвали Чатхан, в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи – что значит певец-сказочник. Вот такая древняя история была рождена в степях Хакасии.
А это – XОМЫС (слайд)
Корпус хомыса имеет форму ковша и плавно переходит в гриф с 19-ю ладами, струнный щипковый инструмент, имеет две или три струны. Две струны изготавливают из капроновой лески. Изготавливается из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается кожей диких животных. Струны в основном применялись жильные, о чем свидетельствует древнийхомыс, сохранившийся в Минусинском музее им. Мартьянова.
Легенда о Хомысе (звучит Хомыс)
По легенде, хомыс был воссоздан людьми по отпечатку на скале, оставленному прекрасной девой Алтын Ай, а прекрасной деве хомыс сделал по просьбе отца девы Тагээзі – крестный отец девы. Когда она играла на хомысе - эти чудные звуки услышали два богатыря и решили они украсть деву. Убегая от них, она не заметила, как оказалась, внутри скалы, а инструмент остался снаружи.
А это инструмент вы знаете – это Тeeр (Бубен).
Шаманские бубны Сибири уходят своими корнями в эпоху раннего металла. Бубны хакасских шаманов изготовлялись из деревянной обечайки, натянутой на неё кожи животного, а также различных колокольчиков, металлических подвесок и лент.
Односторонний рамный барабан, обтянутый кожей. Изготавливается из дерева и шкуры парнокопытных животных. Использовался в древних обрядах, применялся в прошлом шаманами. В настоящее время он используется как солирующий инструмент отдельными исполнителями в этнических музыкальных коллективах. Сегодня, в основном, бубны изготавливаются мастерами П. Топоевым. и С. Чарковым.
Легенда о Тeeр (звучит теер)
У подножья гор Саян, жил-был богатырь. У него был друг близкий – верный конь. Он его лелеял, ухаживал за ним. Что у него на душе, все рассказывал ему. Однажды, он услышав вздохи коня, встревожился и пошел к коню. Охраняя покой хозяина, он вступил в схватку со Змеем и передними копытами затоптал Змея, но Змея успела его ужалить. Сильно он опечалился. Так он выкопал Землю и похоронил друга. Ночью во сне к нему приходит его друг – конь и говорит ему «Сильно не печалься, сломай березовую ветку, сделай круг, выкопай меня и натяни внутреннюю кишку на этот круг и высуши – получится «Тeeлбес-не надоест», а теперь назвали тeeр».
Ведущий: А сейчас ребята, я вам предлагаю взять свои бубны и мы с вами поиграем в оркестре.
Импровизированный оркестр «Шаманских бубнов».
Фея: Вот и подошло наше путешествие в мир музыки Хакасия к концу. Какие инструменты вы узнали, ребята. А какой инструмент вам понравился больше всего? Анымчохтар олганар!!!!
До свидания друзья.
Звучит хакасская мелодия. Фея уходит.
Ведущий: Много ещё музыкальных инструментов у нашего народа, но о них мы поговорим в следующий раз. До свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «В мире музыки»
Музыкально-тематическое развлечение на закрепление знаний музыкальной грамоты. Тема "Мажор - Минор"...
Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в старшем дошкольном возрасте.
Задачи данного проекта:1.научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценир...
знакомство с музыкальными инструментами "В мире музыки"
знакомство детей с некоторыми музыкальными инструментами - вечер развлечений для детей старшего возраста...
конспект музыкального занятия "В мире музыки "
Задачи:- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; - введение регионального компонента в содержание музыкального з...
Конспект НОД по музыкальному воспитанию "Музыка Хакасии"
Конспект НОД для старших дошкольников...
Конспект НОД "Музыка Хакасии"
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности...
«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».
Восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку....