Конспект НОД по музыкальному воспитанию "Музыка Хакасии"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 18.01.2023г - 20.01.2023г СГКН
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Хакасия – республика, в которой я живу»
ТЕМА ООД: «Музыка Хакасии»
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования музыкальной культуры на основе знакомства с музыкальными произведениями композиторов Хакасии.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Слушание музыки: Видео хакасского ансамбля, слушание хакасских музыкальных произведений
- Распевка: «Звук Э»
- Пение: «Игрушки» муз. и сл. В. Шестаковой
- Вход: Чередование подскоки, приставной шаг
- Игры: "Медведь и пень», знакомство с хакасскими национальными инструментами, импровизация
ЗАДАЧИ:
- Формировать у детей навык слушать музыкального произведение до конца.
- Содействовать эстетическому наслаждению пи слушании песен.
- Развитие и укрепление артикуляционного аппарата.
- Совершенствовать умение петь выразительно, легко, с удовольствием.
- Мотивировать детей к активному участию в игре.
- Совершенствовать умение двигаться выразительно в соответствии с характером музыки.
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозапись музыкальных произведений для слушания и пения, танцев, игр; мультимедийная презентация «Хакасия»; мультимедийная презентация «Хакасские национальные инструменты»; деревянные лощади; маска медведя; разрезные картинки «Герб и флаг Хакассии».
Ход ООД:
Дети входят в зал под хакасскую музыку, присаживаются на стулья.
Муз. рук.: Доброе утро, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Ребята, в какой республике мы живём? (В республике Хакасии).
Вы знаете как будет на хакасском языке слово Здравствуйте? (Изенер)
Поздоровайтесь со мной на хакасском языке.
Кто из вас любит путешествовать? - Вы хотите отправиться в путешествие, в мир музыкальных инструментов Хакасии и познакомится с их волшебными сказочными звуками? Хорошо, отправляемся. А отправимся мы с вами на лошадях, как настоящие степные путешественники.
Мы приехали. Посмотрите ,кто нас встречает.
Знакомство с музыкальным инструментом чатханом.
Я хакасский инструмент известный,
Старинный, интересный.
Заиграет на мне хайджи у подножия Саян.
А зовут меня… . (чатхан)
Посмотрите какой большой и красивый инструмент (слайд)
Кто из вас видел и слушал его?
Чатхан – струнно- щипковый инструмент. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн. Появился этот инструмент очень давно. А сейчас, я хочу вам рассказать легенду о том, как появился этот инструмент.
Знакомство с легендой «Волшебный чатхан».
Горя у людей далекого прошлого было много. Люди были бедные и богатые. У богатых ханов было много скота, много и пастухов. И служба у пастухов была нелегкая. И чтобы облегчить их жизнь, старик по имени Чатхан сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул струны из бараньих кишок и начал играть. И так красиво звенели семь струн, что у людей замирало сердце, птицы останавливались в полете, животные останавливали свой бег и шли на звуки чатхана. Очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи слушали волшебную музыку табуны коней. Легкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались. Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана.
Послушаем, как звучит этот инструмент.
Слушание игры на чатхане.
Но однажды случилась беда. Выкрали волшебный инструмент семь одноглазых великанов, а старика убили. И стала сразу плохой погода, урожая не стало, скот стал погибать. Люди голодали, им совсем стало нечего есть. Злые великаны радовались. Но не учли, что у старика рос внук. А рос он не по дням, а по часам. Когда он подрос, мать ему рассказала все, что случилось, и почему так плохо живет народ. Сделал тогда мальчик лук и стрелы, и пошел в горы искать великанов. Долго искал, наконец, увидел пещеру, в которой жили семь великанов. Спрятался за камень. Видит, сидят они на около пещеры и жарят мясо. Тогда протянул мальчик из-за камня стрелу, наколол несколько кусочков мяса на нее. Великаны и не заметили сразу пропажу. А когда мясо было готово, и они собрались вкусно поесть, вдруг заметили, что нескольких кусочков не хватает. Стали спорить, кто стащил мясо? Оказалось, что ни кто не брал. Вот тогда-то догадались они, что это вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его. Проклятый мальчишка утащил лакомый кусочек. Бросились за ним в погоню. А мальчик времени не терял. Подкрался к пещере и вырыл большую яму, накрыл ее ветками, зашел в пещеру, увидел инструмент своего дедушки, взял в руки и заиграл. Услышали великаны музыку, побежали в пещеру, упали в яму и разбились. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним пошли стада коней, баранов, все вокруг расцветало.
Что же вдруг случилось? Почему такие перемены?
Да ведь музыка звучала. Музыка красивая.
Вот так и стали опять жить счастливо люди. А мальчик с тех пор ходил по свету и под звуки чатхана рассказывал разные истории про злых ханов, про добрых и могучих богатырей. С тех пор в народе волшебный ящик назвали Чатхан, в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи, что значит народный певец -сказочник.
Вот такая древняя история была рождена в степях Хакасии.
Давайте встанем в круг и под песню хайджи с чатханом будем водить хоровод.
Вождение хоровода подисполнение хакасской песни.
Муз. рук.: Раньше, давным-давно, не было телевизоров, компьютеров и радио. Но людям все равно не было скучно или грустно, они веселились на посиделках или праздниках под песни и музыку, играя в различные игры.
Ни один праздник или посиделки не обходились без хайджи и игры на чатхане. Поэтому чатхан считается самым главным инструментом хакасского народа.
Представьте, что вы на таком празднике. Давайте поиграем в хакасскую народную игру с рукавичками «Мелей».
Игра «Мелей тастазах».
В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
Муз. рук.: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Как называется самый главный музыкальный инструмент хакасского народа? Что вам больше всего запомнилось в путешествии? Вам понравилась песня хайджи на хакасском языке под чатхан?
Всего хорошего вам, мои маленькие путешественники.
Под хакасскую музыку дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
Конспект НОД «Наша малая Родина - Хакасия»
Конспект НОД знакомит с приемами создания условий для расширения знаний детей о своей малой Родине....
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Хакасия – край, где мы живем!»
Один из компонентов экологического проекта....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе "Композиторы Хакасии"
quot;Композиторы Хакасии"...
Конспект ООД по речевому развитию : "Хакасия - край мой родной" в старшей группе
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательная деятельность.Задачи: Формировать представление о символике Республики Хакасия. Развивать речевую активность, координацию дви...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по Хакасии"
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по патриотическомй воспитанию. Тема: Путешествие по Хакасии (с использованием слов хакасского языка)...