Рабочая программа кружка "Песочная сказка" во второй группе раннего возраста
рабочая программа
Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Детский
сад № 29 «Рябинушка»
комбинированного вида
_______________Н.В. Ананьина
Приказ № 81/3
«31» августа 2018 г.
Рабочая программа
кружка
«Песочная сказка»
игры-эксперименты с песком
Программа рассчитана для детей раннего возраста
(2-3 года)
Срок реализации программы: 2018-2019 уч.г.
Составитель: воспитатель Мусина О.В.
г. Инта
2018 г.
№ | Содержание разделов | Стр |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Нормативно-правовая база рабочей Программы | 3 |
1.1.2. | Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы | 4 |
1.1.3. | Цель и задачи Программы | 5 |
1.1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.1.5. | Этапы реализации Программы | 6 |
1.1.6. | Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке | 8 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 9 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1. | Концептуальные основания образовательного процесса | 9 |
2.2. | Сроки реализации Программы | 10 |
2.3. | Педагогические технологии развития ребёнка, используемые при реализации Программы | 10 |
2.4. | Организация образовательного процесса | 10 |
2.5. | Режим образовательной деятельности | 11 |
2.6. | Календарно-тематический план | 11 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 20 |
3.1. | Условия реализации Программы | 20 |
3.1.1. | Методическое обеспечение Программы | 20 |
3.1.2. | Формы образовательной деятельности | 20 |
3.1.3 | Основные способы и формы работы с родителями | 20 |
3.1.4. | Приёмы и методы организации образовательного процесса | 21 |
3.1.5. | Перечень необходимого дидактического материала | 21 |
3.1.6 | Список используемой литературы | 22 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
«У ребенка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».
А. Макаренко
1.1.1.Нормативно-правовая база рабочей Программы
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» "Санитарное – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Образовательная программа дошкольного учреждения.
- Устав МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида.
- Годовой план работы МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида на 2018-2019 учебный год.
1.1.2.Актуальность
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, снег и т.д. Предметы и явления неживой природы входят в жизнедеятельность детей, являются объектами наблюдения и игры. Основная задача родителей и воспитателей-поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.
Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные.
Играя с песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ (песок сухой или влажный, с правилами ОБЖ (не раскидывать, не обсыпаться), учатся терпению и трудолюбию, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи и обогащению словаря, развивают координацию движений, дети получают представление о таких важных понятиях, как «много – мало», «быстро – медленно», «короткий – длинный», «высокий – низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, выбирать игрушки (предметно – игровую среду, средства игры (слово, движение, песню, внутреннюю свободу (играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу). И во всем этом им помогают песок и вода. Играя с песком дети проявляют немало фантазии и выдумки.
Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей.
Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е.И. Тихеевой, она показала, как дети, созидая, совершенствуют чувственный опыт и практически познают свойства материалов.
И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте. Дети начинают познавать качества предметов и явлений окружающего мира через чувственное их восприятие, и в этом им окажут большую помощь игры с песком и водой.
Психологи (К. Г. Юнг, Дора Калфф, М. Ловенфельд) утверждают, что песок и вода поглощают негативную психологическую энергию, взаимодействие с ними очищает энергетику человека и стабилизирует эмоциональное состояние. Особенно полезны такие игры застенчивым и замкнутым детям. Игры с песком дарят раскрепощение – ребенок испытывает настоящее счастье, становится более открытым, так как не существует правильного или неправильного способа игры с песком – ребенок всегда уверен в успехе.
1.1.3.Цель и задачи Программы
Цель программы: развитие самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентом неживой природы: песком.
Задачи:
Посредством игр с песком решаются такие общие задачи, как:
1. Закаливание детского организма.
2. Релаксационный эффект.
3. Сенсорное развитие
4. Развитие моторики рук.
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Развитие творчества, фантазии.
А так же:
обучающие:
- Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.
- Расширять представления детей о свойствах песка, способах обследования материала.
развивающие:
- Развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в
играх с песком представления об окружающей действительности.
2. Продолжать развивать у детей элементарную поисково-
исследовательскую деятельность.
- Способствовать снижению психофизического напряжения детей в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы.
- Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
- Развивать зрительно-слуховые связи, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Развивать активный словарь, обогащать пассивный словарь.
воспитательные:
- Познакомить с правилами безопасного взаимодействия в центре песка.
2. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия со
сверстниками.
3.Воспитывать положительное отношение к элементарной
экспериментально-игровой деятельности.
1.1.4.Принципы и подходы к формированию Программы:
Принцип целостного образа мира - осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
Принцип системности подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов на протяжении всего периода обучения по данной программе.
Принцип цикличности построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия.
Принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
Принцип доступности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Принцип проблемности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных игровых ситуаций;
Принцип развивающего и воспитательного характера обучения – направлен на развитие: моральных и эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Осуществляя деятельность по развитию самостоятельности и творческой инициативности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы: песком, я руководствуюсь методическими рекомендациями программы «От рождения до школы» " под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
1.1.5. Этапы реализации Программы:
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части игры-занятия – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
Методы и приёмы: игровой (пальчиковые игры), наглядный (введение персонажа), словесный (художественное слово).
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Методы и приёмы: практический (игры с песком), наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре как партнёра), словесный (художественное слово, объяснение, советы).
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
Рассказ детям о сказке (путешествии).
Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными и прочее).
Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:
— Что будет с жителями сказки? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось).
Рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
Перед началом игры-занятия проводится «ритуал» входа в «Песочную сказку» - особое приветствие, в котором повторяются правила игры с песком.
НАПРИМЕР:
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок — мирная страна.
Она верит в чудеса!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.
И в песочной сказке этой
Места нет плохим советам!
Будем дружно мы играть,
Чтоб прийти сюда опять!
В конце игры-занятия проводится «ритуал» прощания с «Песочной сказкой»:
— Теперь протяните ручки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик! Давайте попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч!
В конце года проводится итоговое игра-занятие вместе с родителями детей.
1.1.5.Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.2.Планируемые результаты
- Развитие мелкой моторики рук.
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
- Способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Умение выполнять задание по образцу, способность понимать и выполнять инструкции.
- Развитие познавательного интереса, памяти, внимания, речи, творческого воображения.
- Положительный настрой, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
· Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.
· Важно повторение занятий. Действия, умения, знания, приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.
Педагог уточняет индивидуальные особенности развития ребенка, проводит разъяснительную работу с родителями по целям и задачам кружка, дает советы, постоянно создает положительный эмоциональный настрой ребенка на детский сад.
2.2.Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 2-3 лет. Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 30 мая.
2.3. Педагогические технологии развития ребёнка, используемые при реализации Программы
При реализации программы кружка используются следующие технологии:
- Технология исследовательской деятельности.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Игровая технология.
- Технология «ТРИЗ» и др.
2.4.Организация образовательного процесса
- Игра, которая является основным видом деятельности детей.
- Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель.
- Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым.
- Музыкальное сопровождение занятий кружка. Эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка. Новизна обстановки.
- Необычное начало работы.
- Красивые и разнообразные материалы.
- Возможность выбора материала.
- Экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали). Мотивация образовательной деятельности.
2.5. Режим образовательной деятельности
Длительность игры-занятия зависит от возраста детей (СанПин) и степени увлечённости детей. Не стоит прерывать деятельность ребёнка, если он увлечён и не испытывает усталость и напряжение.
Рекомендуемая продолжительность занятия в группе раннего дошкольного возраста (2-3 года) – 10 минут во вторую половину дня.
Количество игр-занятий в неделю | В месяц | В год |
1 | 4 | 34 |
2.6.Календарно-тематический план
Тема Цель | Задачи | Материалы и оборудование | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||
«Песочная сказка» Познакомить детей с центром песка. | Познакомить детей с центром песка. Познакомить детей с правилами поведения в центре песка. Пополнять пассивный словарь ребёнка. Способствовать возникновению положительных эмоций от игр с песком. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. | Центр «Песочная сказка» | |||
«Песочный снегопад» Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит). | Формировать у детей знания о свойствах сухого песка. Учить детей способам обследования материала (сжать песок в руке, ссыпать с ладони). Развивать зрительно-слуховые связи. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. | Центр «Песочная сказка» | |||
«Сыплем, лепим» Формировать у детей знания о свойствах влажного песка. | Формировать у детей знания о свойствах влажного песка. Познакомить детей со способом сделать песок влажным. Помочь детям осознать результат сравнения особенностей сухого и влажного песка. Развивать зрительно-слуховые связи. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, формочки. | |||
«Наши ручки» Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета. | Учить детей делать отпечатки ладони. Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета. Развивать координацию движений. Закреплять правило мыть руки после игры с песком. Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой. | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
«Найди шарик» Продолжать знакомить с качествами предметов-формой | Закреплять знания детей о свойствах сухого песка. Продолжать знакомить с качествами предметов-формой. Развивать тактильную чувствительность. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. | Центр «Песочная сказка», шарики и кубики. | |||
«Печать» Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета. | Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ракушки. Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета. Развивать координацию движений. Закреплять правило мыть руки после игры с песком. Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, ракушки. | |||
«Дорожка для змейки» Закреплять знания свойств сухого и влажного песка. | Закреплять знания свойств сухого и влажного песка. Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движения руки влево, вправо. Обогащать представления детей об объектах живой природы. Воспитывать положительное отношение к персонажу. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, игрушка змейка. | |||
«Солнышко для Зайки» Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка. | Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка. Продолжать закреплять знания свойств сухого и влажного песка. Учить детей рисовать камешком по песку круг и прямые линии. Развивать тактильную чувствительность рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к персонажу-Зайке. | Центр «Песочная сказка», камешки разного размера, игрушка Зайка. | |||
НОЯБРЬ | |||||
«Норки для мышат» Формировать представление о количестве «один-много». | Формировать представление о количестве «один-много». Закреплять знания свойств сухого и влажного песка. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов «на», «под» местонахождение предметов. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Центр «Песочная сказка», игрушки мышат по количеству детей. | |||
«Печём печенье для лисички» Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком. | Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком. Стимулировать у детей работу воображения. Способствовать проявлению творческих возможностей в украшении печенья. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать доброжелательность. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, игрушка Лисичка. | |||
«Горки для козлят» Формировать умение выкладывать форму из влажного песка. | Формировать умение выкладывать форму из влажного песка. Продолжать формировать знания о высоте предмета (высокий-низкий). Развивать общую моторику рук, координацию движений. Закреплять знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. | Центр «Песочная сказка», игрушка «волк», ёмкость с водой, игрушки козлят. | |||
«Корзинка с фруктами» Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. | Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка. Закреплять умение пользоваться ситом. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с песком. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, формочки «фрукты». | |||
ДЕКАБРЬ | |||||
Игры с решетом Знакомство со свойствами песка. | Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется). Развивать тактильные ощущения. | Центр «Песочная сказка», решето, совочки. | |||
«Украсим горку из песка» познакомить детей со свойствами песка. | Познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить; Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. | Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, лейки, формочки для песка | |||
«Светит солнышко» Учить рисовать круг, замыкая линию в кольцо. | Учить рисовать круг, замыкая линию в кольцо. Развивать мелкую моторику, умение работать по образцу. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. | Центр «Песочная сказка», манка | |||
«Баранки-калачи» Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо. | Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо. Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие. Вызвать интерес к созданию изображения на песке. | Центр «Песочная сказка», манка | |||
ЯНВАРЬ | |||||
«Сыпем, лепим». Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка | Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. | Центр «Песочная сказка», формочки для песка | |||
«Лисичка в гостях у ребят». Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка. | Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки». Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. | Учить детей действовать с природным материалом. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | Центр «Песочная сказка», камешки разного размера, пёрышки, таз с водой, ведёрки. | |||
Речка и ручеек». Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду | Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. | Центр «Песочная сказка», узкий и широкий совок, мерные стаканчики, ведро с водой, большой и маленький, бумажные кораблики. | |||
МАРТ | |||||
« Норки для ежат». Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. | Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький). Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Центр «Песочная сказка», игрушка «Ёж», пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. | |||
Мы ходили в огород». Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка | Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность, умение инсценировать знакомую сказку. Воспитывать положительное отношение к персонажу. | Центр «Песочная сказка», кукла- дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совочки, лейка с водой. | |||
День рождения куклы Маши». Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. | Приучать детей договаривать слова знакомой сказки. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», кукла –большая, формочки, совки. | |||
«Песочные прятки» Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. | Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке игрушки. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», мелкие игрушки, деревянные палочки, кисточки. | |||
АПРЕЛЬ | |||||
«Пересыпание сухого песка через воронку» Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. | Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», воронки, подносы для песка, лейки. | |||
«Цветные заборчики» развитие мышления, моторики. | Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. Закрепить знание цветов | Центр «Песочная сказка», разноцветные счётные палочки, мелкие фигурки домашних животных. | |||
«Я пеку, пеку, пеку» Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. | Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», формочки, совки. | |||
«Топчем дорожки» знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. | Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность; | Центр «Песочная сказка» | |||
МАЙ | |||||
«Домики для птичек» Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит). | Показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», сухой и сырой песок, палочки. | |||
«Куда исчезла вода» Формировать у детей знания о свойствах влажного песка. | Показать, что песок легко впитывает воду. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», стаканчики с песком и водой. | |||
«Вот ведерко, вот совок» Формирование знаний о свойствах песка. | Закрепить знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; из мокрого песка можно лепить. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», сито, вода, формочки для песка, баночки. | |||
«Рисуем палочкой» Формирование знаний о свойствах песка. | Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Развивать усидчивость, внимание. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность. Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить). | Центр «Песочная сказка», палочки. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Условия реализации программы
3.1.1.Методические обеспечение Программы
1. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития
деятельности ребёнка».
2.Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия».
3.Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке».
4.Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или
песочная терапия».
5.Сакович Н. «Достоинства песочной терапии».
6. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия».
3.1.2.Формы образовательной деятельности
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребёнка в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы.
Занятия в кружке проводятся по подгруппам.
Все игры-занятия проводятся на личностно-деятельностной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная деятельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).
Индивидуальная работа включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.
3.1.4. Основные способы и формы работы с родителями
- Привлечение родителей к созданию Центра песка в группе детского сада.
- Просветительская работа с родителями о способах развития самостоятельности и творческой инициативности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природыв форме семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации - выставки, презентации.
- Памятки.
3.1.5.Приёмы и методы организации образовательного процесса.
- Словесные: беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.
- Наглядные: показ способов действий, показ образца.
- Практические: задания, экспериментирование.
- Игровые: внезапное появление объектов, игровые действия воспитателем, создание игровой ситуации.
Особое внимание уделяется манипулированию с природным материалом. Во время игр - занятий перед детьми ставится проблемная ситуация, для решения которой они используют ранее полученные навыки.
Знакомить со свойствами песка, приёмами строительства из него, развивать творческие, исследовательские и конструктивные способности, эстетический вкус.
Для занятий с детьми лучше подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом исключать негативную оценку действий и результатов ребенка, стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход.
Стимулирование самостоятельной игровой деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.
3.1.5.Перечень необходимого дидактического материала
Для игры-занятия в детском саду с песком вам потребуются:
Водонепроницаемый деревянный ящик с песком. Его подбирают с учетом величины группы в детском саду — количества детей, принимающих участие в игре. Рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком подносом. Для занятий можно воспользоваться любым деревянным подносом, однако возможно использование и других материалов. Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. А так же «космический песок».
Наборы для игр могут состоять из:
Деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков; фигурок различных животных; машинок: сухопутных, водных, космических и других; растений: цветов, овощей, фруктов; естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек; домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков; различных геометрических фигурок, фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов, формочек для песка и прочее. Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции».
Тихая, спокойная музыка для релаксации.
3.1.6.Список используемой литературы
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010.
- Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998
- Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011.
- Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5
- Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
10.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.:
Речь, 2006
11.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.:
Питер,2001
12.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная
терапия.- СПб.: Речь, 2007
13.Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития
деятельности ребёнка».
14.Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке».
15.Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или
песочная терапия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа для детей второй группы раннего возраста
Рабочая образовательная программа для детей второй группы раннего возраста...

Рабочая программа «Общеобразовательная программа дошкольного образования второй группы раннего возраста» (2-3 года)
Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности. Всестороннее развитие психических и физи...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит ...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит...
Рабочая программа воспитателя ДОУ (вторая группа раннего возраста)
Рабочая программа воспитателя во второй группе раннего возраста....

Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа представлена в полном нормативном объёме для воспитателей дошколных образовательных учреждений для детей второй группы раннего возраста: целевой раздел (пояснительная записка; планир...

Рабочая образовательная программа для воспитанников второй группы раннего возраста №8 "Рябинка" на 2019-2020 уч.год
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...